16 эффективных методик, как научить ребенка быстро читать

Содержание
  1. Топ-16 эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка быстро читать
  2. Упражнение №1. Читаем с пересказом одной или нескольких страниц
  3. Упражнение №2. Работаем с отрывками
  4. Упражнение №3. Читаем и рассуждаем
  5. Упражнение №4. Волнообразное чтение
  6. Упражнение №5. Читаем таблицы звуков, слогов и слов
  7. Упражнение №6. Вычеркиваем «лишние» буквы
  8. Упражнение №7. Разбираемся в тарабарском языке
  9. Упражнение №8. Читаем с паузами
  10. Упражнение №9. Читаем с подстройкой
  11. Упражнение №10. Ищем слова в тексте
  12. Упражнение №11. Читаем «послание в бутылке»
  13. Упражнение №12. Сначала читаем по вершкам, а потом по корешкам
  14. Упражнение №13. Прикрываем уже прочитанные слова
  15. Упражнение №14. Играем в «Правда или ложь»
  16. Упражнение №15. Ищем «странные» буквы
  17. Упражнение №16. Читаем задом наперед
  18. Скорочтение для детей: упражнения
  19. Учимся читать играючи
  20. «Живые буквы»
  21. Упражнения в игровой форме
  22. Настольные игры
  23. «Тайные письма»
  24. Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
  25. Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения
  26. Известные методики обучения детей чтению
  27. Метод целых слов

Топ-16 эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка быстро читать

Многие мамы и папы думают, что чем больше страниц читает их ребенок за один раз, тем легче ему будет быстро научиться читать. Но это не так, поэтому родители рискуют столкнуться с резким сопротивлением и нежеланием учиться. Не следует подавлять волю дочери или сына, так как такое отношение к ребенку может вызвать у него депрессию и привести к изоляции.

Чтобы ребенок быстрее и легче осваивал чтение, родителям необходимо пробудить в нем искренний интерес к этому уроку. Используйте не принуждение, а игровую форму. Занимайтесь с ребенком в любое время и в любом месте, а не в строго определенное время: позвольте ребенку как можно быстрее прочитать то, что написано на рекламных щитах, знаках, знаках с названиями остановок, улиц, магазинов и т.д.

Хотя рекомендуется выполнять описанные ниже упражнения каждый день, не следует заставлять ребенка выполнять упражнения, когда он устал, болен или болен. Поскольку все силы детского организма тратятся на выздоровление, положительных результатов в этот день вы не получите.

Многие родители, видя, что их ребенок показывает отличные результаты, бросают занятия и перестают уделять обучению должное внимание. Вы не можете останавливаться на достигнутом, потому что чем больше вы работаете со своим ребенком, тем легче ему будет учиться в школе и колледже в будущем.

Упражнение №1. Читаем с пересказом одной или нескольких страниц

Вам нужно начать с параграфа или двух. Ребенку следует не только прочитать абзац, но и, осознав его суть, еще раз пересказать основной смысл. Если вы видите, что ребенок отлично справляется со своей задачей, можете спокойно перейти к чтению и повторному посещению первой, а затем нескольких страниц.

Увеличивайте объем прочитанного и повторяемого текста постепенно, а не сразу. Если вчера ребенок прочитал и рассказал четыре абзаца, то сегодня объем можно увеличить до пяти или шести абзацев. Если сразу увеличить объем с четырех-пяти абзацев до двух-трех страниц, ребенку будет очень сложно правильно настроиться и показать положительный результат.

Не заставляйте ребенка пересказывать прочитанный текст до буквы и передавать все подробности от третьих лиц, иначе он быстро потеряет интерес к этому занятию и не захочет повторять его снова. Расскажу, каковы были основные события, кто в них принимал участие и чем все закончилось.

Рекомендуется выполнять это упражнение каждый день. Если ваш ребенок очень плохо читает, сделайте следующее: Прочтите одну или несколько страниц самостоятельно и позвольте ребенку повторить то, что он услышал.

Упражнение №2. Работаем с отрывками

Суть этого упражнения в следующем: к текущей скорости чтения ребенка прибавьте 25-35 слов. Если ваш ребенок читает 40 слов в минуту, к этому числу следует добавить около 30-32 дополнительных слова, чтобы вы в конечном итоге работали с отрывком из 70-72 слов. Если ваш ребенок читает 70 слов в минуту, то он должен работать с отрывком из 100-102 слов (70 слов + 30 слов = 100 слов) и т.д.

Отрывок необходимо прочитать с вниманием и размышлением два или три раза. Зная отрывок впервые, ребенок не будет чувствовать себя очень уверенно, поэтому процесс чтения будет довольно медленным и займет больше минуты. За это время большинство детей читают чуть меньше или чуть больше половины, но почти никогда не читают текст до конца.

Это упражнение ставит перед ребенком конкретную задачу: прочитать определенный отрывок до конца ровно за 60 секунд. Вы должны читать выбранный отрывок два или три раза в день, пока он не будет прочитан через минуту. Если ребенок прочитает текст менее чем за минуту, задание считается выполненным. Если чтение занимает больше минуты, продолжайте работать с этим текстом.

Обязательное условие: обработка выбранного отрывка должна производиться вслух, а не молча. Пока ребенок читает текст вслух, родитель слушает и смотрит на секундомер. Если ребенок читает отрывок молча, взрослый не сможет объективно оценить уровень скорости чтения своего ребенка.

Упражнение №3. Читаем и рассуждаем

Это упражнение подходит для детей 8-10 лет. Сначала ребенок читает короткий текст, содержащий конкретную проблему, идею, мысль, вопрос или утверждение. Задача студента — сначала понять то, что он прочитал, а затем подробно обсудить определенную тему.

Маме или папе необходимо внимательно следить за тем, чтобы предложения ребенка имели единую связь и были логичными. Таких предложений должно быть не менее 12-14, поэтому дайте ученику время подумать над темой и через 5-15 минут начните слушать и обсуждаем.

Это упражнение — прекрасная психологическая подготовка к устным экзаменам, с которыми ученик столкнется не только в средней и старшей школе, но и в колледже.

Упражнение №4. Волнообразное чтение

Это упражнение идеально подходит для улучшения скорости чтения для тех детей, которые читают не менее 55-65 слов в минуту.

Сначала ребенок читает вслух выбранную песню в обычном положении. Затем родитель поворачивает книгу или журнал на девяносто градусов, и задача ребенка — как можно быстрее прочитать текст вслух необычным способом. Затем книгу или журнал нужно перевернуть, а затем повернуть на сто восемьдесят градусов относительно ребенка.

Начните это упражнение с параграфа или двух. Постепенно объем можно увеличивать с пяти до шести абзацев или целой страницы. Некоторые эксперты утверждают, что истинную скорость чтения ребенка можно узнать, только прочитав текст вверх ногами.

Упражнение №5. Читаем таблицы звуков, слогов и слов

Это упражнение эффективно помогает детям, которые читают 35–65 слов в минуту, повысить скорость чтения и перейти от чтения слово за словом к этому пословному. Благодаря этому упражнению ребенок быстрее и лучше научится распознавать буквы и слоги.

Чтобы добиться положительных результатов и научить ребенка быстро читать, необходимо соблюдать определенные правила при работе с таблицами. Вы можете читать таблицы только в столбцах и в течение некоторого времени (это должно занять около 30-40 секунд для таблицы для ребенка). Полученные результаты необходимо записывать в обязательном порядке, иначе родители не смогут отследить динамику и сделать соответствующие выводы.

Начните с одного стола, но постепенно увеличивайте его до трех или четырех. Следите за тем, чтобы малыш на одном дыхании произносил не менее полустолбика, так как в будущем это поможет ему отработать правильную интонацию.

Где я могу найти таблицы? Вы можете нарисовать их сами, спросить у педагога или учителя, найти в Интернете или в специализированной литературе.

Как научить ребенка быстро читать

Упражнение №6. Вычеркиваем «лишние» буквы

Это упражнение поможет научить быстрому чтению детей, которым сложно различать буквы. Возьмите несколько листов бумаги и напечатайте крупным шрифтом любые отрывки текста, доступные вашему ребенку. Раздайте эти листы своему ребенку и попросите его удалить букву «G», найденную в текстах. Письмо может быть любым. Если вы знаете, что ваш ребенок различает одну букву хуже других, тогда эта буква должна появиться в упражнении.

На выполнение задания ребенку дается не более 3-4 минут. Основная задача этого упражнения — не вычеркнуть как можно больше «лишних» букв, а сделать так, чтобы он не пропустил ни одной «лишней» буквы в уже прочитанном тексте.

Первоначальное занятие можно постепенно усложнять: уберите букву «Б» и обведите букву «Д»; стереть букву «T» красным карандашом и букву «C» зеленым карандашом, стереть буквы «P», «P» и «O» оранжевым карандашом и обвести буквы «M» и «I» ищите редкие буквы «F», «Щ», «b», «Ж», «S» и т д

Если у вас нет времени готовить текстовые листы, можно взять уже прочитанный детский журнал. Книгу брать не рекомендуется, так как ребенок должен понимать, что по книге рисовать нельзя. Ребенок должен помнить о поставленном ему задании, чтобы не нужно было ничего писать.

Буквы надо постоянно менять. Если вчера ребенок зачеркнул букву «Д», то сегодня его внимание следует направить на букву «К» или «Л». Это упражнение нужно делать каждый день.

Упражнение №7. Разбираемся в тарабарском языке

Это упражнение подходит тем детям, которые читают медленно из-за плохого понимания смысла чтения. Подготовьте несколько наборов карточек с псевдословами. Для каждого псевдослова нужно подготовить около 5-8 карточек, две из которых должны содержать одинаковые псевдословы.

Если вы выбрали псевдослово «КАРТАРКА», напишите его таким же образом на двух карточках, а на остальных напишите похожие псевдословы, которые немного отличаются (в порядке букв, одна или две буквы и т.д.) от двух одинаковых одни: «КАВТАНКА», «КАТРАРКА», «КАРДАКА», «КАРАРКТА», «КАКТАКРА», «КАРТАКРА».

Расскажите своему ребенку, что один восточный мудрец однажды выучил бессмысленные слова и написал понравившиеся слова на карточках. Но карты перепутались. Задача ребенка — непонятным образом сложить в стопку карточки с одинаковыми псевдословами.

Это упражнение не только улучшит скорость чтения вашего ребенка, но также поможет ему развить внимательность к правописанию.

Упражнение №8. Читаем с паузами

Благодаря этому упражнению ребенок не только научится быстро читать, но и улучшит способность быстрого поиска по тексту. Попросите ребенка читать вслух в удобном для него темпе. Как только родитель говорит «Стоп», ребенок сразу же перестает читать, отрывается от книги или журнала, поднимает голову и закрывает глаза на несколько секунд.

Убедитесь, что руки вашего сына или дочери лежат у вас на коленях, иначе вы можете отметить точку остановки в тексте пальцем. Как только родитель говорит «Начать», ребенок немедленно возвращается к книге, ищет там, где остановился, и продолжает читать вслух.

Упражнение нужно делать каждый день по 10-20 минут. Желательно делать это утром, так как именно в это время суток ребенку легче сосредоточить внимание на тексте.

Упражнение №9. Читаем с подстройкой

Это упражнение поможет вам улучшить общую скорость чтения. Возьмите любимую книгу вашего ребенка и, проводя пальцем, карандашом или указателем по линиям, начните читать самостоятельно. Пусть ребенок читает вслух. Он должен, приспосабливаясь к темпу родителя, успевать за своим пальцем или указкой.

Чтобы упражнение было эффективным и помогло достичь необходимых результатов, следует помнить и строго соблюдать одно правило: взрослый не должен сбавлять темп чтения, чтобы адаптироваться к ритму ребенка. Этот ребенок должен попытаться ускорить темп, чтобы не отставать от мамы или папы. Только так вы научите своего ребенка читать намного вдумчивее, быстрее и правильнее.

Упражнение №10. Ищем слова в тексте

Выполняя это упражнение, ребенок сможет улучшить уже существующие, но все еще находящиеся на минимальном уровне, навыки скорочтения.

Суть этого упражнения в том, чтобы ребенок как можно быстрее нашел определенное слово в тексте. Для этого упражнения маленьким детям следует дать небольшие сказки, текст которых занимает не более одной страницы. Детям постарше можно предложить более объемные тексты.

Упражнение №11. Читаем «послание в бутылке»

Это упражнение подходит для учеников начальной школы и не только улучшит их скорость чтения, но также повысит уровень проверки орфографии, расширит словарный запас и поможет развить творческие способности, интеллект и внимание.

Заранее подготовьте то, что вам нужно для выполнения упражнения: напишите или напишите от руки маленькое письмо от имени моряков, африканских детей или австралийских аборигенов, но сотрите несколько букв ластиком или корректором. Когда вы «зачеркиваете» буквы, учитывайте уровень вашего ребенка. Чем лучше и быстрее ваш ребенок читает, тем больше букв вы сможете «стереть».

Оптимальный вариант — «перечеркнутая» буква на два-три слова. «Зачеркнутая» буква должна быть в центре или в конце слова. Вы не можете пропускать буквы в соседних словах. Если вы хотите повысить сложность упражнения, «удали» первую букву или несколько букв подряд.

Поместите готовое письмо в стеклянную или пластиковую бутылку и скажите ребенку, что в ваших руках самым удивительным образом (доставил кролик, нес Нептун, подарил знакомый моряк и т.д.) оыло морское послание бутылка. Выньте письмо из бутылки и, сделав удивленную гримасу, скажите сыну или дочери, что некоторые письма «съела» морская вода.

Задача ребенка — как можно быстрее заполнить недостающие буквы в письме.

Упражнение №12. Сначала читаем по вершкам, а потом по корешкам

Это упражнение популярно у многих учеников начальной школы. Если ваш ребенок будет делать это упражнение каждый день, в будущем у него не будет проблем с чтением.

Возьмите закладку или линейку и закройте ею нижнюю половину букв. Поскольку нижняя половина ряда будет скрыта от глаз малыша, ему придется читать по сантиметрам. Если поначалу дочери или сыну будет сложно ориентироваться, линейку или закладку можно сдвинуть немного в сторону, чтобы подглядывать за тем, что за ней скрыто.

Затем необходимо закрыть верхнюю половину букв и скрыть от ребенка половину верхней части линии. Читать слова сзади намного сложнее, чем сверху. Но постепенно ребенок привыкнет и начнет читать быстро и без ошибок.

Упражнение №13. Прикрываем уже прочитанные слова

Это упражнение поможет развить и улучшить текущие навыки чтения вашего ребенка. Поскольку повторяющиеся движения глаз во время чтения сильно снижают уровень скорости чтения, родители должны сделать все возможное, чтобы отучить ребенка от этой вредной привычки.

Это можно сделать с помощью закладки. Попросите ребенка прочитать вслух и добавить в закладки каждое слово, которое он уже прочитал. Как только ребенок прочитает слово, он должен сразу закрыть его закладкой.

Если ребенок будет выполнять это упражнение каждый день, он постепенно избавится от привычки постоянно возвращаться к уже прочитанному тексту глазами.

Упражнение №14. Играем в «Правда или ложь»

Для выполнения этого упражнения вам необходимо заранее подготовить несколько карточек, на которых вы должны написать правдивые и неправдивые предложения: «Шоколад — такой зеленый и кислый фрукт», «Зимой дети лепят снеговиков и санки», «Летом идет снег. «, лапы», «У машины семь колес», «В детском саду можно встретить настоящего робота, прилетевшего с другой планеты», «У мамы голубые волосы» и так далее

Скажите ребенку, что вы хотите поиграть с ним в интересную игру, и попросите его выбрать одну из карточек. Пусть ребенок прочитает то, что там написано, а затем скажет, соответствует ли прочитанное им утверждение истинному положению вещей.

Упражнение № 14. Игра правда или ложь

Упражнение №15. Ищем «странные» буквы

Для выполнения этого упражнения взрослый должен заранее подготовить карточки, на которых необходимо написать или распечатать короткие стихи, пословицы, загадки, анекдоты, анекдоты и т.д. Пишите текст большими буквами, чтобы ребенку было легко и удобно прочитать это. Напишите несколько букв на каждой карточке по-разному: переверните ее, выделите другим цветом или шрифтом, замените картинкой или изображением и т.д.

Расскажите ребенку, что вы совершенно неожиданно встретили волшебника, который вручил вам волшебные карточки и попросил их прочитать, так как он сам не справляется с этой задачей. Спросите ребенка, может ли он помочь доброму волшебнику, после чего приступайте к заданию. Попросите ребенка найти «странные» буквы в текстах и ​​сказать вам, какая нормальная буква должна быть вместо «странной» буквы.

Постепенно задача может усложняться: редактировать несколько букв подряд, писать более объемные и сложные тексты и так далее

Как научить ребенка быстро читать: упражнения

Упражнение №16. Читаем задом наперед

Это упражнение понравится тем детям, которые только учатся читать. Поскольку ребенок на этом этапе еще не может уловить и запомнить значение прочитанных слов, обучение будет дано ему легко и просто.

Дайте ребенку небольшой текст и попросите его читать слова справа налево, а не слева направо. Хотя читать задом наперед гораздо труднее, чем обычно, это упражнение вызывает у детей много положительных эмоций. Выполнив это задание, ребенок не только повеселится, но и с пользой проведет время с родителями!

Скорочтение для детей: упражнения

Каждое упражнение соответствует возрасту и преследует конкретную цель. Ниже приведен список наиболее эффективных схем упражнений, которые помогут вам и вашему ребенку научиться ускорять чтение. Необязательно проходить весь список за один курс. Время от времени вы можете дополнять или менять небольшие упражнения друг с другом.

Первоклассникам и малышам требуется более легкая физическая нагрузка

  • Разминку можно проводить в играх, а не только за чтением книг. Задуть воображаемую свечу. Включите фантазию, пусть они будут разных размеров. Вы должны задуть не менее 3-х свечей. Работаем с каждым в отдельности.
  • Для развития зрительной памяти первоклассникам не обязательно пользоваться диаграммой Шульте. Вы можете создать свою упрощенную схему. Например, нарисуйте солнце в центре и несколько геометрических фигур вокруг него. Вы также можете попросить ребенка украсить их. Взгляд ребенка должен строго смотреть на солнце. Но он должен назвать предметы, которые есть вокруг.
  • Еще одно упражнение для тренировки зрительной памяти. Напишите 5-6 несвязанных слов заглавными буквами. Дайте ребенку полминуты, чтобы прочитать их. Затем закройте слова и спросите: есть ли среди написанных предложений слово «такой-то?
  • Игра «Половинки» или слова, сложенные на части. Детям 6-7 лет их нужно разрезать на две части, постепенно увеличивая количество слогов. То есть небольшие двухсложные слова пишутся на бумаге и разрезаются пополам. Перемешайте и дайте ребенку сложить их. Развивайте зрительную память, тренируйте мышление и пополняйте словарный запас.

Игра
Игра «Половина слов»

  • Еще есть похожая игра «Угадай слово». Только ребенку дается один слог, и он должен сам закончить слово. Например, «МА» и ребенок комплектуются разными вариантами МАМА, МАСЛО или МАША.
  • Игра для группы детей или вместе со взрослыми «Заверши цепочку». Например, вы предлагаете ему слово МАМА. Ребенку следует отделить второй слог и начать со слова, например МАЛЬЧИК. Продолжайте читать по слогу «цыпленок». Кстати, есть такая же игра, в которой используются только буквы.

Пример игры
Пример игры «Заверши цепочку»

  • Сделать это можно еще проще, предложите игру «Подумай слово». Попросите письмо и найдите для него как можно больше слов. Тренируйте память и пополняйте словарный запас. Есть похожая игра под названием «Найди слово». Принцип тот же, но вы должны найти слова для конкретной буквы в выделенном тексте.
  • Веселая и интересная игра «Найди парочку». Например, «Рыба — иголка, ёжик — чешуя». Напишите перед словом другое слово, и ребенок должен найти для себя подходящую пару.
  • Анаграммы для первоклассников станут отличным ознакомительным заданием! Взрослый может их прочитать, даже не подозревая об ошибке. Ведь важно поставить первую и последнюю буквы на свои места. Например, LTSIISA, KSHOKA, LASHOD, PDANA или SOCABA.
  • Такое чтение увеличивает внимание и будет очень интересно ребенку в виде пазла. Но это также стимул к тому, чтобы научиться быстро читать или овладеть «беглым» чтением. Когда взгляд не задерживается на определенной букве или слоге, а глаза сами выбирают значение.
  • «На буксире» ваш ребенок будет читать быстрее. Ребенок читает вслух, пока вы следите за пальцем. Постепенно начинайте ускоряться, то есть двигайте пальцем немного быстрее, чем слова, которые вы читаете. Это побудит ученика читать быстрее.

Читать вместе
Читать вместе

  • Для 7-летних детей задача «Мог» — очень сложная задача. Дело в том, чтобы показать вашему ребенку, что он умеет быстро читать. Дайте ему короткий текст, который он прочитает за 1,5–2 минуты. Так что сделайте небольшой перерыв и перечитайте тот же текст. Второй раз ребенок будет читать быстрее.
  • Деятельность «Старт — Конец». Это упражнение максимизирует вашу зрительную память и осведомленность. Пусть ваш ребенок сядет перед открытой книгой. После команды «Старт» ученик должен приступить к чтению. После фразы «Стоп» ребенок закрывает глаза и немного отдыхает. Но после перезапуска он должен перезапускаться с того места, где остановился.

Делайте перерывы и отдыхайте глазами

Эти тренировки не только расслабят малыша, но и пригодятся для тренировки глаз. И это для них своего рода незаменимая гимнастика, которая поможет сохранить или даже улучшить зрение.

Важно! Дайте ему нагреться 1-2 минуты во время каждого сеанса. И попробуйте выполнять эти упражнения даже во время обучения или просмотра мультфильмов.

  • Закройте глаза на 5-10 секунд и слегка надавите ладонями на глазные яблоки.
  • Уберите руки и закатите глаза в одну и другую сторону 5 раз.
  • Откройте глаза на 2-3 секунды, закройте глаза на 1-2 секунды, затем снова откройте их. Повторите упражнение 4-5 раз.
  • Сделайте вращательные движения в каждую сторону с открытыми глазами.
  • Посмотрите на кончик носа, затем как можно выше. Повторить несколько раз.
  • Можно по-другому. Приклейте к стеклу небольшой кружок. Посмотрите на это — вдалеке. Сделайте это даже несколько раз.
  • Наконец, также немного дайте отдых глазам в течение 5 секунд, прижав глаза ладонями.

Не перегружайте ребенка - делайте регулярные перерывы и разминки
Не перегружайте ребенка — делайте регулярные перерывы и разминки

Схема упражнений для детей 8-10 лет

  • У детей старшего возраста согревание может происходить в несколько иной форме, опять же, не только при чтении абзаца. Произносите согласные на выдохе малыша. Для этого не забудьте сделать полный вдох. Буквы могут быть любые и в любом порядке, главное не менее 10-15 штук.
  • Работа с таблицей Шульте подходит для любого возраста, достаточно проверить количество цифр или добавить буквы. Вы должны назвать весь список номеров за 10-15 секунд. Для детей младшего возраста это время можно немного увеличить. Глаза должны быть по центру, так вы получите максимальный эффект. Это не только расширит поле зрения, но и обучит оперативную память.
  • Подавить регресс. Подготовьте небольшую закладку. Когда ребенок прочитает слово, сразу же закройте его. Делайте это с каждым прочитанным словом. Результат будет виден через неделю.
  • Борется с суставом. При быстром чтении он сильно мешает и обычно замедляет чтение.
  • Пусть ребенок читает музыку. Но выбирайте это без слов. Впоследствии можно будет переключиться на аккомпанемент песни. Главное условие — после прочтения ребенок должен ответить на поставленные в тексте вопросы.
  • Жужжание шершня — еще одно упражнение, которое подавит сустав. Читая текст глазами, ребенок должен произнести звук «ЖЖЖ».
  • Ритмичный стук требует некоторого мастерства. Сначала нужно выучить сам ритм. Когда ребенок читает текст, он должен отбивать этот ритм карандашом, постепенно ускоряя его.
  • Замок подразумевает закрытый рот (можно также слегка прижать губы) и прижатие пальца к губам. И только тогда начинаешь читать. После этого обязательно задаются важные вопросы.
  • Вы можете еще немного улучшить задачу. Ребенок прижимает палец к губам и начинает читать по команде «Губы»! После фазы остановки палец убирается, и ребенок читает вслух.

Артикуляция не допускается для быстрого чтения
Артикуляция не допускается для быстрого чтения

  • Тренируем внимание и помогаем сосредоточиться на задаче. Эти упражнения подходят для любого возраста и просто необходимы активным и подвижным детям.
  • Запутанные слова. Пишите только парами слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой. Например, «ДОМ — КОМ», «КОСА — РОСА». Ребенок должен найти то, что у них общего и отличного. Убедитесь, что вы включили этот список.
  • Составьте как можно больше слов из длинного. Например, «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ» или «ПРОИЗВОДИТЕЛЬ». Вы меняете слово каждый раз. Маленьких детей можно отдавать снова. Это упражнение также тренирует мышление.
  • Давайте изменим символы в каждой букве. Это сосредоточит все внимание на тексте и поможет вам прочитать искаженный текст на максимальной скорости.
  • Запутанные слова. Например, «САМОВОД» и «ЛЕДОКАТ». Также можно немного усложнить задачу, например, «AMOLSET», «ROKTAV». Ребенок должен отгадать слова «САМОЛЕТ» и «КРОВАТЬ».
  • Также есть игра в жанре «Режиссер». В каждом предложении меняйте слова местами, и ребенок должен угадывать их правильное положение. Например, «зеленый дуб у моря». Самостоятельно выбирайте длину и сложность предложения.
  • Предложите ребенку найти «похожие слова». Например, лесной, лесной, лесной, наземный. Или море, моряк, море, море.
  • Для второклассников и детей постарше отлично подойдет игра «Скрытые слова». Другими словами, небольшой кроссворд. Дети постарше могут выбрать несколько более сложные варианты.
  • Также вашему ребенку понравится игра «Поменять место». То есть ученик будет выступать в роли учителя и должен будет следить за чтением родителей. И они будут сознательно ошибаться.
  • Или сделайте это немного по-другому. Напишите несколько предложений с пропущенными буквами или даже по слогам. Ребенок должен их заполнить. Например, «Во дворе. Дети. Играли. В футбо ..» или «Среди девочек рост. Т гр..».
  • Игра
    Игра в замешательство
  • Мы развиваем предвкушение. То есть предсказывать слово по значению, не видя предшествующих и крайних слов.
  • Работа с линейкой или закладкой. Ребенок читает в обычном ритме, вы закрываете предыдущее и следующее слово.
  • Давайте прочитаем сальто. Ребенок должен читать текст в привычной позе, после чего книгу или тетрадь поворачивают на 180 °. Также развивайте мышление и поверните книгу на 90 градусов°.
  • Половина текста закрыта. Также есть работа над смекалкой и интеллектом ребенка. Закройте первую строчку, где ребенок читает, листом бумаги. Но остается видимой только верхняя половина букв, нижняя половина. Когда ребенок переходит на следующую строку, она также закрывается. Это научит ребенка быстрее читать, хватая текст за нижнюю строку.
  • Вместе со взрослым нужно работать, чтобы ученик набирал скорость.
  • Есть упражнение по параллельному чтению. Взрослый читает с разной скоростью и с разной интонацией, а ребенок должен внимательно присмотреться и пошевелить пальцем.
  • Вы можете организовать конкурс, поочередно читая текст. То есть ребенок читает, а взрослые его перехватывают и продолжают читать. Кстати, делать это в конце абзаца особо не хочется. Убедитесь, что вы увеличили скорость.
  • Читаем с хвостиком. То есть взрослый начинает читать, а ребенок после 4 слов должен продолжить текст. Основная цель — не заблудиться.

Регулярно занимайтесь спортом с детьми
Регулярно занимайтесь спортом с детьми

Заключительная часть или напоминание для родителей

  • Обязательно хвалите ребенка за успехи, даже если они маленькие. Сосредоточьтесь только на положительных моментах. Если вы сделаете комментарий, рассчитывайте только на хороший результат.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими учениками! Не оказывает возбуждающего действия. Вспомните в такой ситуации себя в его возрасте, когда родители проводили параллели с друзьями. Результаты вашего ребенка должны быть единственным критерием для сравнения. Например, вчера он прочитал еще два слова, а сегодня установит новый рекорд.
  • Работая с ребенком, не делайте ошибок. Помните: переквалифицироваться становится все сложнее!
  • Научите его читать. Не следует ограничиваться только вашей деятельностью, читать сказки и журналы на досуге или перед сном.
  • И обязательно показывать пример! Пусть малыш в ваших руках видит книгу чаще, чем планшет или телефон. Нужно привить ребенку любовь к чтению!

Учимся читать играючи

Веселые игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Не забывайте о веселых занятиях и играйте со своим ребенком.

«Живые буквы»

Смотреть и читать письма интересно, собирать письма еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, лепите вместе с ребенком буквы: лепите их из пластилина, вырезайте бумагу, раскладывайте из теста буквы-печенья.

Упражнения в игровой форме

Команда LogicLike регулярно создает интересные занятия для развития логического мышления и других важных навыков у детей.

развивающие игры и домашние задания для детей

Веселые игры и задания на развитие мышления у детей от 5 лет.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это весело, но еще больше ребенка увлекают развивающие настольные игры для чтения, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Звери» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте написать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы он захотел ответить. Его можно приобрести в библиотеке и готовые материалы для таких писем.

развивающие игры и домашние задания для детей

Пример: тетрадь «Научу читать» с буквами гнома Гоши.

Как понять, готов ли ребёнок учиться читать

Прежде чем вы начнете учить своего ребенка чтению, вы должны убедиться, что он готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Знает ли ребенок понятия «право-лево», «большой-маленький», «наизнанку»?
  • Можете ли вы на этой основе обобщать объекты?
  • Различаете ли вы похожие и непохожие формы?
  • Можете ли вы запомнить и следовать хотя бы трем инструкциям?
  • Вы правильно строите предложения?
  • Четко ли он произносит слова?
  • Можете ли вы рассказать историю, которую слышали или которая произошла с вами?
  • Вы знаете, как сформулировать свои чувства и впечатления?
  • Сможете ли вы предсказать конец простой истории?
  • Умеете ли вы участвовать в диалоге?
  • Вы можете слушать, не перебивая?
  • Ты умеешь рифмовать слова?
  • Буквы привлекают ваше внимание?
  • Есть ли у ребенка желание самому посмотреть книгу?
  • Ему нравится, когда ему читают вслух?

Если вы ответили «да» на эти вопросы, ваш ребенок готов и скоро научится правильно читать.

Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения

Следует отметить, что ребенок может читать медленно из-за более серьезных проблем.
очень важно вовремя их заметить и проконсультироваться со специалистом! СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
Этот синдром проявляется в постоянной отвлеченности и неустойчивости внимания, неспособности долго запоминать информацию, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, требующее своевременного лечения, иначе оно может привести к осложнениям.
Дислексия
При этом нарушении ребенок ошибочно узнает прочитанные символы, в результате чего возникают трудности в понимании смысла текста.
Синдром требует коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.
Медлительность
Нет, это не только отрицательное качество ребенка, но собственно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите ребенка — это ему не поможет, а будет мешать.
Нарушение слуха и зрения
Эти заболевания следует диагностировать во время медицинского осмотра в школе (или даже до поступления в него).
Дальнейшая коррекция характеристик здоровья или адаптация к ним может решить проблему с чтением.
Дизартрия
Из-за слабого суставного аппарата ребенка (рот, горло) при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как расстройство нервной системы, при котором ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, где рассмотрим способы достижения нашей цели.

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление о том, как именно это будет делать родитель. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором метода обучения.

Методология Как это работает

Дрессировка домана Глобальное прочтение: такое предложение можно использовать для характеристики техники Домана. Он предполагает обучение чтению целых слов и основан на особенностях детского мозга. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка словами, написанными на цветных карточках / плакатах («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запоминать и сохранять накопленный объем простых слов. Приступать к технике можно с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционный метод, который из года в год остается самым популярным среди родителей, желающих научить ребенка читать дома. Ребенок сначала складывает буквы по слогам, а затем по словам. Для детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрые результаты. Материал легко ремонтируется в игровой деятельности. Этот метод обучения используется в детских садах и школах, что является решающим преимуществом.
Метод чтения склада В этой технике на слоги делятся не слова, а комбинируются звуки на складах. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаша», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, согласной и гласной, или согласной и твердого / мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность, что ребенку придется переквалифицироваться в школу — ведь они используют метод чтения по слогам. Может прижиться привычка делить слова на склады, что впоследствии усложнит восприятие текста и замедлит чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает овладеть азами чтения с помощью слогового восприятия. Различные таблицы, разноцветные кубики с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединению букв в слоги. Занятия с помощью кубиков Зайцева очень эффективны при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития ребенка и т.д.). Рассматриваемая методика помогает добиться максимального результата за минимальное время тем детям, которым сложно сидеть на одном месте.

Метод целых слов

Метод, принципиально противоположный здравому, известен в России как метод Глена Домана. Доман создал систему физической реабилитации, а также общего развития интеллекта, обучения счету и чтению для детей с ограниченными возможностями, которая позже стала применяться и к обычным детям. Ребенку предлагается запоминать сразу целые слова, которые записываются на отдельной карточке большими красными буквами. По словам Домана, увидев слово несколько раз и услышав, как оно произносится, ребенок запоминает его и, выучив достаточное количество новых слов, начинает читать. Родители делают карточки и показывают их ребенку несколько раз в день, и начинать такие занятия можно с первого года жизни. Но детям не очень интересны однообразные открытки, а родители устают постоянно делать новые. Или ребенок не воспринимает слова, если они написаны не на картоне, а просто на листе бумаги карандашом или напечатаны в книге.

Кроме того, методика была разработана для английского языка: в нем есть сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносится так, как они написаны, и зная буквы и звуки (или склады), вы можете прочитать любое новое слово, не запоминая, как оно выглядит. Также в русском языке слова меняются, и запоминание, например, простого глагола «есть» во всех его формах, будет очень трудоемким: я ем, вы ем, он ест и так далее. Поэтому специалисты рекомендуют использовать такой материал помимо других занятий в развитии речи и чтения. Логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с нарушениями речи: им сложно понять связь между звуком и буквой, и для них запоминание целых слов является ключом к началу чтения. У нормальных детей карточки могут помочь развить зрительную память, но они не могут научить их читать полностью. Если цель — научить ребенка распознавать отдельные слова, подписи под изображениями, методика сработает, но ребенок может перейти к осознанному чтению новых слов, только научившись соотносить буквы со звуками своего родного языка. Если ребенок запоминает много слов из карточек, это поможет ему быстрее читать те слова, которые он уже знает, но не более того».

Оцените статью
Блог про развитие детей