Игры на развитие мышления и речи для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8 лет

Детские игры на развитие мышления и речи:

Игра «Помоги художнику»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 3-4 года.

Материал: простые рисунки, на которых нарисован какой-либо элемент (ручка чайника, ножка стула и т.д.)

Развитие игры: ребенку показывают рисунок, на котором есть незавершенный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно выбрать простые рисунки, на которых нарисован предмет без важных деталей (например, лицо человека без губ, собаки без лапы и т.д.). Детям постарше следует предлагать картинки с предметами, не имеющими второстепенных и менее заметных деталей.

Игра «Собери цветок»

Цель: разработка операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждому ребенку дается круглая карточка — центр будущего цветка (одна — платье, вторая — слон, третья — пчела и так далее). Далее игра проводится так же, как и в лото — ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен будет собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т.д.).

Игра «На что похоже?»

Цель: разработка операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждый ребенок выбирает геометрическую фигуру в качестве образца и собирает изображения предметов, имеющих схожую форму. Комплект: круг — кнопка, тарелка, планшет, часы, шар, яблоко. Прямоугольник: чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, домик, окно. Треугольник: крыша дома, шляпа, сложенная из газеты, воронка, елка, египетская пирамида. Овал: огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

развитие мышления у ребенка

Игра «Противоположности»

Цель: развитие мышления, общей осведомленности, скорости реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: ведущий называет детям слово и предлагает ответить в обратную сторону. Примеры названных слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, трудный, сильный, сердитый, внутри, сверх, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстрый, начало и т.д.

Игра «Составление предложений»

Цель: развить умение быстро устанавливать разнообразные, иногда совершенно неожиданные, связи между знакомыми объектами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Вариант реализации: группа.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: Ведущий случайным образом подбирает три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно будут включать эти три слова (можно изменить регистр и использовать другие слова). Ответы могут быть тривиальными («Медведь уронил карандаш в озеро»), сложными, с преодолением ситуации, обозначенной начальными тремя словами, и введением новых предметов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя купание в озере »), и творчески, включив эти предметы в нестандартные связи (« Мальчик, худой, как карандаш, стоял у озера, рыча, как медведь »). Автор самого интересного предложения побеждает.

развитие мысли

Настольные игры на развитие мышления для младших школьников

С началом школы мышление становится словесным и логическим, теперь дети могут мыслить концепциями, он привязан к научным знаниям, он может думать мысленно, не полагаясь на практический опыт и визуализацию. В результате ассортимент игр для этого возраста значительно расширяется. Настольные игры для развития мышления в этом возрасте призваны научить ребенка выдвигать гипотезы, рассуждать, делать выводы. На этом этапе дети уже знают, как самостоятельно организовать игру со сверстниками.

Настольные игры с участием нескольких игроков учат детей спокойно относиться к победам и поражениям, противостоять стрессу. Ошибки в игре стимулируют самоанализ и стимулируют мозг.

Мальчик и девочка играют в шахматы

Игра в парах и командах учит ребенка не только бороться за победу, но и легко относиться к поражению

В этом возрасте актуальны для развития мышления такие настольные игры:

  • шахматы;
  • леди;
  • домино;
  • механические пазлы (кубик Рубика, «змейка»);
  • пазлы с множеством деталей;
  • строители («Лего», металлисты, «СМАРТ-автомобили» и др.);
  • головоломки («Шоколадный набор», «Цветовой код», «Ноев ковчег», «Катамино», «Танграм»);
  • стратегические игры («Пираты в прятки», «Час пик или Парковка», «Шакал»);
  • ходячие игры и лабиринты;
  • игры на бумаге («Морской бой», «Точки», «Крестики-нолики»).

Члены семьи играют в настольную игру

В настольные игры можно играть всей семьей

«Кто больше»

Взрослый показывает изображение предмета, а дети по очереди называют атрибуты предмета (они отвечают на вопрос: «Что это?»). Проигрывает тот, кто не нашел подходящего слова.

«Придумай причину»

Для игры следует заранее подготовить карточки, на обороте которых будет описано несколько ситуаций: «Рано утром твоя подушка была на столе, а не у тебя под головой», «Где-то в твоем портфеле оказался бутерброд. «и т д. Дети по очереди рисуют карточки и объясняют причину случившегося.

«Фантазии»

Карточки для игры тоже понадобятся, но на них будут описаны необычные ситуации: «Что было бы, если бы у человека нос был вытянут?», «А если бы руки были короче? И т.д. Ребята должны придумать столько же Возможны гипотезы: «Для коротких рук нужно было бы вшить карманы в верхнюю куртку», «Длинный нос будет мешать соседу по парте», «Но чтобы понюхать цветы, тебе не нужно будет опереться навстречу им »и т д.

«Полезные предметы»

В этой игре на карточках написаны названия различных предметов. Дети, доставая такую ​​карточку, должны найти альтернативные способы использования предмета, помимо традиционного: «Книгу можно не только читать, но и использовать как опору», «С линейкой можно не только Измерьте длину предметов, но и выходящих из-под дивана или шкафа, в котором скатываются мелкие вещи».

Дети играют в карты

Во время совместной игры дети не только учатся думать, но и развивают коммуникативные навыки

«Понятия по порядку»

Раздайте детям колоду карточек, в которой вам нужно будет систематизировать эти карточки с точки зрения понятий от более конкретных до более общих. Это могут быть такие варианты:

  • собака, животное, пудель;
  • смородина, растение, ягода;
  • ящик, комод, мебель;
  • томатный, растительный, овощной;
  • грифель, карандаш, канцелярские товары;
  • дождь, капля, природное явление.

«Поставь правильно»

В игру может играть ребенок или группа детей. Дайте им маленькие фишки, символические кружочки (звездочки, бумажные колокольчики). Затем положите одну из фишек в центр стола и попросите ребенка положить еще одну сверху (слева, справа, снизу). Если участников больше, пусть команды подойдут ближе. Детям необходимо правильно расставлять фишки, поскольку они развивают пространственное мышление. Ведущий может заранее представить себе фигуру, которая образуется в результате правильно расставленных ребятами фишек (домик, цветок, гриб и так далее).

«Муха»

Для игры нужны два игрока и судья. На листе бумаги судья рисует квадрат шириной девять ячеек и длиной девять ячеек. Игроки представляют себе эти квадраты в уме. Судья записывает на бумаге, и участники мысленно представляют, что в дальнем левом углу есть муха. Игроки по очереди «перемещают» муху по разным квадратам, произнося команды вслух (влево, вправо, вниз, вверх), и судья отмечает на бумаге «траекторию полета», но так, чтобы двое других участников этого не делали t Смотрите. В любой момент судья останавливает игроков и спрашивает, в каком квадрате находится муха. Выигрывает тот, кто называет свою правильную позицию («в третьем квадрате слева», «в дальнем правом углу» и т.д.).

Летать квадрат

Участники игры представляют в уме полет мухи, а судья пишет на бумаге

Настольные игры на развитие мышления для детей 5–7 лет

В более старшем дошкольном возрасте мышление ребенка становится наглядно-образным, то есть он уже может говорить о том, чего не видит в данный момент, активно используя накопленный ранее опыт и знания. Настольные игры для развития мышления в этом возрасте направлены на дальнейшее развитие таких навыков, как способность делать логические выводы, сравнивать предметы, группировать их по общим характеристикам и находить различия, а также придумывать истории на определенные темы и образы. Ребенок активно познает мир, учится читать, считать и писать, в связи с чем существенно расширяется тематика игровой деятельности.

Чтобы развивать мышление детей, учите их разгадывать загадки, ребусы и загадки. При необходимости ответьте на вопросы потенциального студента: «Что вы думаете?»

Мама разговаривает с дочерью

Чаще разговаривайте с ребенком, не торопитесь отвечать на его вопросы, пусть думает сам

Настольные игры, развивающие мышление, могут быть следующими:

  • пазлы, но с более замысловатыми сюжетами (например, из знакомых ребенку мультфильмов или сказок) и большим количеством деталей;
  • домино, но уже с очками, которые нужно подсчитывать;
  • мозаика;
  • строители;
  • лотос («Азбука», «Хороший счет», «Что где растет?», «Кто где живет?», «Ездить, плавать, летать»);
  • игры с ходьбой (помимо формирования причинно-следственных связей тренируют счет);
  • леди;
  • змея Рубика, из которой можно складывать самолеты, птиц, танки и т.д.;
  • игры на бумаге («Крестики-нолики», «Цветок-восьмицветный», «Рисунки», «Точки»);
  • игры-лабиринты;
  • карточные игры («Доагл», «Мемори»);
  • стратегические игры (Веселая ферма, Коридор»);
  • игры на классификацию, подбор предметов по общим характеристикам («Круглый год», «Мой день», «Что лишнее»).

Настольные игры

В продаже есть большое количество настольных игр, развивающих мысли, для детей разного возраста

Необязательно покупать готовые игры, их можно создавать самостоятельно.

«Угадай, что это»

Для игры приготовьте карточки с изображениями известных ребенку предметов и лист обычной бумаги размером с картинку.

Накройте одну из картинок белым листом бумаги (чтобы ребенок не видел, какой именно) и попросите дошкольника угадать, что на ней изображено, открыв только одну ее часть. Если мальчик или девочка не могут угадать, раскройте картинку еще больше. Открывайте изображение, пока не получите нужный ответ.

«Остров»

Эта игра представляет собой упрощенную версию известной забавы «Морской бой». В нем также участвуют два человека.

Каждый игрок рисует на белом листе бумаги («карте») квадрат («таинственный остров») — шесть ячеек в длину и ширину. На этом «острове» участники прячут свои «сокровища в сундуках». «Сокровища» — прямоугольники из двух ячеек (по 5 штук на каждого участника). Рядом со своим «островом» игроки рисуют «остров» соперника, на котором отмечают положение «сундуков» второго участника, которые они угадали. На каждом квадрате слева направо сверху вниз написаны числа от 1 до 6, а сверху слева направо — буквы от A до E. Игроки не должны видеть «карту острова» противника.

Игроки по очереди называют координаты (B5, B2 и т.д.), Пытаясь угадать, где противник спрятал сокровища, и записывают ответы на втором поле листа. Например, если первый участник сказал «А6», а второй ответил, что ничего нет, он поставил точку на соответствующем квадрате, что будет означать, что эти координаты больше не следует вызывать. Если игрок угадал местонахождение «клада», он закрашивает эту ячейку на карточке, где отмечает информацию о противнике. Цель игры — как можно быстрее найти все «сокровища» на «острове» соперника.

Квадрат, созданный для игры «Остров»

Примерно так должен выглядеть «остров сокровищ» для каждого участника игры

«Товарный поезд»

Для игры приготовьте карточки разной тематики (блюда, овощи, мебель, животные).

Предложите ребенку поиграть в поезде, в котором перевозятся предметы определенной категории (посуда). Возьму карты — «колесницы», из которых будет состоять композиция.

В игре могут участвовать несколько человек. Их задача — как можно быстрее «сформировать нагрузку» для своей композиции (кто-то несет мебель, кто-то несет фрукты и т.д.). В этом случае должно быть одинаковое количество карточек для каждой категории.

«Квадраты»

Для игры вам понадобится доска и 64 цветные карты (в зависимости от размера ячеек на доске), одна сторона которых должна быть синей, а другая — красной.

Два участника делят карты поровну между собой и соглашаются, кому и какого цвета они будут принадлежать.

Затем по одной разложите карты на доске «правильной» стороной. Как только карта оказывается между двумя разными цветами, она переворачивается. «Поймать» соперника можно как по вертикали, так и по горизонтали и диагонали. Побеждает тот, кто быстро превращает карты соперника в свои.

Шахматная доска

Доску можно нарисовать на бумаге

Настольные игры на развитие мышления для детей среднего и старшего школьного возраста

У детей школьного возраста начинает формироваться критическое рефлексивное мышление. Подростки учатся анализу и самоанализу. Настольные игры в этом возрасте способствуют развитию логического, критического и творческого мышления, что необходимо для адекватного восприятия информации из внешнего мира и ее переосмысления.

В первую очередь, игры не со взрослыми, а со сверстниками, игры в компании. Но, несмотря на относительную независимость девочек и мальчиков этого возраста, они все же нуждаются в поддержке и поддержке родителей. Только в таких условиях их мышление достигнет высокого уровня развития.

Папа и сын

Для гармоничного развития ребенка в любом возрасте важна поддержка и внимание близких

Актуально в этом возрасте:

  • шашки, шахматы, домино,
  • конструкторы и пазлы с множеством деталей;
  • карточные игры («Морской бой», «Очки»);
  • стратегические игры («Шакал», «Остров сокровищ», «Углеродный улей», «Монополия»);
  • викторины;
  • упражнения на составление слов из определенного набора букв («Эрудит», «Эрудит»);
  • логические игры («Пираты. Прятки», «Руммикуб», «Кверкл»,);
  • исторические игры («Данетки. Молодой сыщик», «100 тысяч лет до нашей эры», «Римская империя», «Ван Хельсинг», «Гномы»);
  • игры-путешествия («80 дней вокруг света», «Камелот», «Путешествие в Европу»).

При отсутствии готовой настольной игры вы легко можете ее организовать самостоятельно.

«Древо Мудрости»

Для игры вам понадобится небольшой текст, напечатанный на бумаге, белые листы, скрепки и ручки в зависимости от количества игроков.

Один из участников читает текст. Затем каждый записывает на листах бумаги вопросы, которые они придумали, чтобы прояснить детали в этом тексте (вопросы должны быть сложными). Ноты складываются, смешиваются и прикрепляются к какому-либо объекту («дереву»). Игроки по очереди срывают «листья» с «дерева» и дают оригинальные ответы на вопросы.

Разноцветные листья

Кусочки бумаги можно прикрепить скрепками или прищепками к одежде одного из участников, а также с помощью магнитов или кнопок на доске

«Обобщаем»

Для игры заранее подготовьте несколько карточек, на которых, например, можно написать следующие слова:

  • биология;
  • река;
  • имя существительное;
  • дробная часть;
  • история;
  • христианство;
  • куст;
  • пылесос;
  • поэт;
  • строитель.

Переверните карточки этикетками вниз. Участники игры по очереди вытягивают карточки и придумывают для каждого слова более общее и конкретное понятие (поэт — Лермонтов, творческая личность; христианство — православие, религия и т.д.).

«Ходом шахматного коня»

В игру можно играть как в одиночку, так и с друзьями.

Нарисуйте квадрат 10х10 на бумаге в форме квадрата. Начните нумерацию клеток, начиная с любой, двигаясь ходом шахматного коня. Задача состоит в том, чтобы пронумеровать все ячейки, не попадая в одну и ту же ячейку дважды.

Если задействовано несколько человек, то каждый рисует себе такое игровое поле, и побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Изображение шахматного хода коня

Траектория шахматного коня напоминает букву «G»

Оцените статью
Блог про развитие детей