- С чего начинать обучение быстрому чтению?
- «Запоминалки»
- Чтение вслух
- Таблица Шульте
- Устный счет
- Многократное чтение
- Методики быстрого чтения
- Упражнения для беглого чтения и улучшения памяти
- Выделение главного
- Артикуляционная гимнастика
- Семейные игры
- Паззлы
- Составление предложений
- Развитие словесной памяти
- Не совершайте эти ошибки
- Называют малышу букву, а не звук
- Складывают слоги из отдельных букв
- Долго читают тексты
- Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
- Упор на запоминание букв, а не звуков
- Изнуряющие занятия
- Психологическое давление
- Отсутствие у родителей привычки читать
- Возрастные особенности и трудности при чтении
- Какую методику выбрать?
- Три проблемы низкой скорости чтения
- Проблема 1. Собственно чтение
- Проблема 2. Различение букв
- Понимание смысла прочитанного
- Как научить ребёнка читать по слогам
- Почему дети плохо читают?
- Что из себя представляет техника чтения?
- Оптимальное чтение для детей разных возрастов (в минутах)
- Неразвитый речевой аппарат
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Советы родителям
- Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
- Программа для детей старше 8 лет
- Проблемы
- Занятия в первом классе
- Упражнения
- Слоговая таблица скоростного чтения
- Хоровое произнесение текста
- Комплексная программа для чтения
- Варианты упражнений
- Правила совершенствования навыков чтения
- Маленький словарный запас
С чего начинать обучение быстрому чтению?
Не стоит сразу хватать книгу и заставлять ребенка читать.
Для начальных уроков лучше всего подходит игровое время.
В целом умственные процессы ребенка значительно улучшаются благодаря творчеству и воображению.
«Запоминалки»
Ребенку показывают фотографию или картинку, он должен ее запомнить и максимально детально воссоздать по памяти.
Этот тип игры позволяет взрослым развивать у ребенка навыки внимания и концентрации.
Чтение вслух
Лучшее обучение — это личный пример. Ее следует читать часто, не обязательно ребенку, вы также можете прочитать ее сами. Маленькие любят подражать взрослым и, сами того не осознавая, станут любителями домашнего чтения.
Таблица Шульте
Нахождение случайно идентифицируемых цифр и / или букв позволяет контролировать и развивать скорость идентификации различных объектов. Дети, которые регулярно учатся по таблице Шульте, автоматически улучшают периферическое зрительное восприятие.
Таблица Шульте — буквы
Устный счет
Математика — это упражнение для ума. Числа развивают смекалку и интеллект, улучшают внимание, логическое мышление, память и личные качества ребенка. Дети, умеющие считать в уме, отличаются большей изобретательностью.
Многократное чтение
Если ребенок плохо понимает текст, частое чтение одного и того же текста приводит к лучшему восприятию как самого материала, так и его запоминания.
У учеников разный уровень восприятия уроков, поэтому уроки нужно проводить в индивидуальном порядке.
Методики быстрого чтения
Специалистами разработаны многочисленные методики скорочтения.
Родители и взрослые, обучающие детей быстрому чтению, должны прочитать произведения академиков О. Андреева, И. Пельченко, И. Федоренко, Е. Заика и других.
Для детей младшего возраста подходят методики общего развития, позволяющие раскрыть потенциал ребенка: Мария Монтессори, эйдетика, мнемоника, кубики Николая Зайцева, логопедические методики Натальи Жуковой, Glen Doman, Waldorf School и другие.
Нет конкретного упражнения, с помощью которого ребенок начнет быстро читать на все сто процентов. Все задания разработаны специалистами и имеют комплексный подход, в ходе которого дети улучшают зрительную, слуховую и смысловую память, концентрацию внимания, уровень интеллектуального развития и логического мышления.
Лучший возраст для изучения скорочтения — 10-12 лет. Правильно подобранные упражнения позволяют научить ребенка эффективно читать за 20-25 уроков. Если средний взрослый читает около 300 слов в минуту, дети разных возрастных групп обязательно будут иметь разные результаты.
Если ребенку 6-8 лет, продолжительность занятия не должна превышать 15 минут. Десятилетние дети могут заниматься спортом до получаса.
Упражнения для беглого чтения и улучшения памяти
Как научить ребенка бегло читать? Следующие техники помогут вам научить своего ребенка.
Выделение главного
Ребенку следует прочитать текст и попросить их произнести вслух или написать основные слова. Студент должен сам выделить основные моменты текста и ответить на вопросы взрослого.
Если ребенок умеет читать по-русски, пора задуматься, как быстро и легко научить ребенка читать по-английски, ведь в раннем возрасте дети быстро воспринимают иностранные языки.
Здесь мы расскажем о преимуществах развивающей детской гимнастики.
Многие мамы чувствуют усталость во время декретного отпуска, потому что им больше нечего делать, кроме ребенка. В этой публикации описаны полезные занятия для мам.
Артикуляционная гимнастика
Скороговорки, поговорки и пословицы улучшают произношение, делают речь более четкой и улучшают дыхание.
Учебный материал следует читать несколькими способами:
- в первом случае можно уверенно читать;
- во второй раз студент должен сам слушать или читать текст медленно или тихо;
- на третьем этапе можно чередовать чтение со взрослым (аналогично чтению по ролям) с разной интонацией и темпом, например, слова медведя грубые, а слова кролика — тонким голосом.
Семейные игры
Атмосфера в доме играет важную роль в детском творчестве.
Различные игры с буквами и словами с участием бабушек, бабушек и дедушек, мамы, папы, брата и / или сестры благотворно влияют на способность читать незнакомые слова и тексты.
Паззлы
Объединение слов в отдельные части или половинки значительно увеличивает словарный запас учащихся и способствует лучшему пониманию при чтении и запоминании новых слов.
Для удобства можно взять двух-, трех- и многосложные слова, разделить их на отдельные слоги и написать на уже подготовленных карточках.
Составление предложений
Ребенку дается ряд слов. Следует взять слова по значению и собрать их в нужное предложение. Студент, хорошо разбирающийся в «распутывании» смешанных предложений, научится правильно составлять целые предложения. При желании вы можете позволить ученикам мечтать, дополнять предложения словами, имеющими соответствующее значение, и составлять из них целый текст.
Развитие словесной памяти
Текст читает взрослый (самостоятельно, отдельно или вместе с учеником).
Также: учит ребенка находить определенные слова в тексте.
Студент должен понимать весь текст и выделять отдельные слова.
Победитель определенно воодушевлен.
Занятия нужно проводить утром. Вечером мозг малыша заряжается разнообразной информацией и впечатлениями, полученными в течение дня.
Не совершайте эти ошибки
Часто даже талантливые дети проявляют плохую готовность из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогам. Самостоятельная работа в домашних условиях сказывается. Родители допускают следующие типичные нарушения:
Называют малышу букву, а не звук
Например, «Пе», «Не» и так далее. Это неправда. Названия букв алфавита необходимо произносить без дополнительных нюансов: «К», «М»…
Запоминание букв с резонансом приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «горох» вместо «па-па». Короткое и четкое звуковое произношение — главное правило и условие быстрого ритма чтения.
Складывают слоги из отдельных букв
Задача: посмотрите, «б» и «о», оказывается «бо» — методически некорректно. Учите детей сразу растягивать гласную, без пауз между звуками: «б-у-у-у». Не пишите слова по буквам. Детям легче, но нужно время, чтобы разобрать слова в их составных частях, смысл предложений теряется.
Долго читают тексты
Проводите занятия часто, уделяйте одному 5-7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать ученика за столом полчаса и заставлять его заниматься. Короткие уроки более эффективны. Не забывайте делать перерывы между упражнениями, примерно 2-3 часа.
Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, период максимальной концентрации внимания.
Если подросток может сосредоточиться и заниматься 15-20 минут, это не утомляет, увеличьте продолжительность урока, но уменьшите количество уроков в день до одного-двух.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «Б» как ве, а букву «М» как ээ или я? Но когда ребенок вместо «метр» скажет «meetereo», ошибка станет очевидной. Необходимо научить ребенка называть буквы только соответствующими звуками: «Б» — в, «М» — м и так далее
Изнуряющие занятия
3-4-летние дети не могут долго быть внимательными, поэтому им хватит 10-минутного урока. Для детей 5-6 лет оптимально заниматься 15-20 минут. Если вы видите, что ребенок отвлекся, урок следует прервать.
Психологическое давление
«Вам уже 5 лет, а вы все еще не умеете читать! Как они доставят вас в школу? »Запугивание только оттолкнет ребенка от учебы. Или даже вызовет страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чемберс в своей книге Tell. Читаем, думаем, обсуждаем », — писал он, что важно хвалить маленького читателя за каждое достижение. Поэтому он пошел посмотреть книги, взял одну, а затем внезапно решил перейти к другой. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети стараются во всем подражать взрослым. И если они увидят маму или папу сидящими перед книгой, они обязательно захотят ее прочитать. Вот почему так важно, чтобы в семье была культура чтения.
Возрастные особенности и трудности при чтении
важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях и должны быть верны своим возрастным особенностям.
Ваш сын сейчас школьного возраста.
Для этого периода характерны некоторые особенности психики и организма.
Основной вид бизнеса сменился с игры на учебу; сохранялось стремление к физической активности, отвлеченности, возбужденному состоянию.
Внимание и восприятие непроизвольны, т.е ребенок не может заставить себя читать, если ему неинтересно и ничто в книге ему не нравится
Произвольная память тоже еще не сформирована, поэтому ученик лучше запоминает, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть то, что он прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это повлияет на скорость чтения, так как придется каждый раз возвращайтесь к тому, что вы уже прочитали).
Относительно низкая острота зрения и данные поля зрения в этом возрасте усложняют процесс чтения.
Сравнительно небольшой словарный запас ребенка не позволяет ему ускорять действие, не теряя понимания смысла текста.
Какую методику выбрать?
Попробуйте разные подходы, чтобы найти свой. Но помните, что какой бы метод вы ни выбрали, вы не можете ограничить преподавание строгими уроками. Сделайте это увлекательной игрой, к которой вы захотите вернуться. Так что чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не с мучениями.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Собственно чтение
Допустим, ребенок хочет читать, но еще не очень хорошо. Ниже приведены упражнения по быстрому чтению.
Когда человек читает, он:
- различает буквы;
- выражает их словами;
- понимает его значение.
именно в этих сферах нам нужно работать.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Письменный Джокер»
Подготовьте карточки с написанными на них стихами или пословицами, загадками. Все буквы «нормальные», а с тремя или четырьмя что-то не так: они «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованы (солнце вместо О, строительный кран вместо G и т д.). Пусть читает ребенок. Со временем все больше и больше букв можно писать необычным способом.
Упражнение «Полет»
Представьте, как бы говорила муха, если бы она могла говорить по-человечески: «Ну, жжжжжлайф! Жжжжжеле не понял! «А змея?» Сссщасссссссссссссслав оссставацссссся. «А собака?» Добррррое утрррро »и т.д. Попробуйте заговорить за этих животных.
Упражнение «Кто старше»
вам нужно найти слова для конкретной буквы.
Упражнение «Цепь»
Игра построена по принципу «Город», но любое слово — если только первая буква следующего слова совпадает с последней буквой предыдущего: Мама — Апельсин — НоС — Стронг —…)
Упражнение «Зачеркнуть»
Хороший эффект дает «аннулирование». Для выполнения упражнения необходимо подготовить листы с любым доступным ребенку текстом, напечатанным крупным шрифтом. Ребенок получает задание (например, удаляет букву А) и выполняет его в течение трех минут. Смысл задачи — не «стереть как можно больше», а «не потерять ни одного».
После этого можно усложнять задачу. Мы говорим: «Удалите A красным, а B зеленым». Или: «Удалите A и обведите B»
Правила
- Вы можете получить детский журнал, если уже читали его, но не книгу — вы не можете рисовать по книге.
- Задание не надо писать — ребенок должен держать его в голове.
- Буквы нужно поменять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, b, Щ и т.д.
- выполнять отсевы необходимо каждый день по 3 минуты, лучше для этого купить песочные часы.
Понимание смысла прочитанного
Часто педагог жалуется: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает, не задумываясь, «на автомате». Этого, конечно, следует избегать. А веселые игры и упражнения помогут научиться читать со смыслом. Смотрите некоторые из них ниже.
В основном это карточные игры. Все игры этой группы подходят для игры в одиночку или вдвоем со взрослым. Исключение составляет «Пишущая машинка», обычно в эту игру вовлечен весь класс, иногда учитель.
Упражнение «Тарабарщина»
«Ученый изучил непонятный язык и написал слова на карточках. Но это же невезение! — все карты перепутаны. Помогите профессору разложить карточки со словами в стопки: сложите в стопку все одинаковые слова».
Для игры нужно подготовить несколько групп карточек с псевдословами: в каждой по 5-7 штук. Псевдословы должны немного отличаться: одна или две буквы, порядок букв и т.д. Например, можно использовать такие «бессмысленные слова»: «ШУБРУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУБРУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.д.
Игра развивает внимательность к правописанию и является одним из простых и увлекательных способов улучшить вашу технику чтения.
Упражнение «Письмо в бутылке»
Старая и хорошо известная игра, которая, однако, очень популярна среди учеников начальной школы и имеет очень хороший эффект: повышает внимательность к орфографии, расширяет словарный запас, развивает внимание, интеллект, творческие способности и способность понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать конкретные учебные задачи: например, попрактиковаться в написании сомнительных согласных или b и b. Затем необходимо пропустить соответствующие буквы, а детям дать задание не читать, а складывать слова.
«Они выловили в море бутылку и… нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое нам кто-то прислал. Может, это дети с далекого острова? Или моряки в беде? Надо выяснить, что в письме, но — вот в чем проблема! — многие слова повреждены водой. Однако мы постараемся разобраться в том, что здесь написано: а если кому-то срочно нужна помощь!».
«Письмо» может иметь любое разумное содержание. Вам нужно «стереть» буквы в зависимости от того, насколько хорошо дети уже научились читать и играть в эту игру. Самый простой вариант — это «исчезнувшая» буква для двух слов, в середине или в конце. Гораздо сложнее читать, если отсутствует первая буква или 2-4 буквы подряд. Буквы нельзя пропускать в соседние слова.
Упражнение «Что на картинке?»
Играть можно как в группе, так и в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети смотрят на сюжетную картинку и обсуждают, что они нарисовали. Затем описание составляется письменно, но необычным образом: первый пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра парная) — три и т.д. Можно разбить свою часть текста ставьте знаками препинания или ставьте их в конце.
Упражнение «Пишущая машинка»
Играет большая группа детей. Каждому дается карточка с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающий ученик может получить два письма, чтобы ему не было скучно. Воспитатель называет слово, а дети его «печатают», то есть дети, у которых есть нужные буквы, по очереди хлопают в ладоши. Например, Аня получила букву А, Олег — О, Саша — С, Вера — В, Даша — D. Учитель произносит слово «сова». Сначала аплодирует Саша (имеет до), потом Олег, потом Вера, потом Аня. В этот раз Даше не пришлось «печатать», но она должна будет, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать в ладоши без подсказки учителя. Обычно несколько активных детей спонтанно начинают следить за процессом и запоминают: «Вер, хлопай!» Если они комментируют правильно, вы не можете их забанить.
Упражнение «Истина и ложь» («Верю — не верю»)
Карты снова нужны. На одних нужно писать верные предложения, на других — неправильные. Примеры:
- «Многие любят ландыши: они красивы и потрясающе пахнут» — правда;
- «Как всегда, на Новый год березу одели» — неправда.
Как научить ребёнка читать по слогам
Учить ребенка читать по слогам нужно поэтапно. Сначала объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Скажите их своему ребенку — они должны понимать, чем они отличаются. Буквы и звуки узнаются при ходьбе: обратите внимание ребенка на буквы знаков и надписей, и он скоро научится их узнавать.
Когда ребенок выучит буквы и звуки, начните учить его читать простые слова: «мама», «папа». Затем переходите к более сложным: «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребенку, что слоги можно петь.
Словая таблица для обучения чтению
Затем переходите к составлению слов. Вы можете вырезать карточки со слогами и предложить ребенку составлять из них слова. Когда ему удобно, он переходит к чтению небольших текстов. Лучше всего начать с двух или трех предложений и вскоре перейти к текстам, состоящим из пяти-десяти предложений.
Чтобы поступить в начальную школу Foxford Online, ваш ребенок должен иметь хотя бы минимальные навыки чтения, счета и письма. Чтобы проверить готовность вашего ребенка к школе, мы предлагаем вам пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.
Почему дети плохо читают?
Если у ребенка в процессе обучения быстрому чтению не улучшаются показатели успеваемости, то следует понимать, почему. На неэффективное обучение влияют плохая память, отвлечение внимания и отвращение к чтению.
- Если у ребенка наблюдается регресс движений глаз при чтении (повторное возвращение к прочитанным словам), взрослый должен закрыть каждое прочитанное слово линейкой или закладкой.
- Недоразвитая артикуляционная система ученика или наличие логопедических проблем означают только одно: родителям следует обратиться к учителям-дефектологам или логопедам.
Что из себя представляет техника чтения?
При чтении текстов студент должен соблюдать некоторые правила:
- скорость чтения определенного количества слов за одну минуту;
- осознанное чтение, т.е понимание смысла прочитанных слов;
- правильная передача интонации, логического акцента;
- определение смысловых пауз.
Оптимальное чтение для детей разных возрастов (в минутах)
- Первоклассникам следует медленно прочитать не менее 30 слов (возможно, по слогам.
- Дети второго класса умеют осознанно и без ошибок читать 50-60 слов (акцент, интонация, соблюдение перерывов.
- Ученикам 3-4 классов предстоит справиться не только с 75-90 словами, но и выразительно прочитать, соблюдать все правила передачи устной речи и самостоятельно находить ошибки при чтении.
- Ученики средней школы должны прочитать более 100 слов.
После того, как ваш ребенок выучит буквы алфавита, вы можете начать учить его читать. Есть много методов научить ребенка читать по слогам; на нашем сайте вы найдете несколько полезных советов.
Какие травы от кашля самые безопасные для детей и как их использовать, читайте в этом материале.
Неразвитый речевой аппарат
Эта проблема частично перекликается с неправильным дыханием. Некоторые дети не могут читать быстрее, потому что их губы и язык просто не могут двигаться быстрее. При малейшем ускорении начинают путать буквы, переставлять слоги и т.д.
Поэтому в этом случае нам необходимо выполнять упражнения на дыхание и на развитие речевого аппарата. Это упражнение также поможет вам научиться четко произносить звуки и выразительно читать.
Упражнение 1
Подсчет времени
Ребенок с недоразвитой речевой системой не сможет выполнить это упражнение. Так что это и тест, и симулятор. Необходимо быстро считать вслух (не более 1 минуты) до 100. Когда мы обрабатываем прямой счет, мы начинаем считать обратный отсчет от 100 до 1.
Упражнение 2
Выразительный счет
Упражнение состоит из изменения высоты тона, громкости голоса или высоты звука при счете. Здесь возможно несколько вариантов. Например, вы можете повышать голос при счете от 1 до 10 и постепенно понижать его при обратном отсчете.
Упражнение повторяется с изменением громкости голоса.
Вариации интонации: умоляющая, ласковая, требовательная, застенчивая и т.д.
Упражнение 3
Подсчет песен
Это упражнение похоже на предыдущее, но все числа при счете не произносятся, а поются.
Упражнение 4
Скороговорка
Говорение скороговорок отлично развивает речевой аппарат ребенка. Сначала нужно научиться произносить одну скороговорку медленно и четко, затем четко и быстро произносить несколько скороговорок подряд.
Примеры скороговорок:
Тупогубый бык, тупогубый бык.
Мертвый бык побежал по улице.
Он побежал по улице, только покачал головой.
Белая губа быка была тусклой.
Саша сохнет быстро протирая,
Саша сушил около шести,
И старушки весело спешат
Ешьте сушилки Саши.
Следующее упражнение со скороговоркой также очень полезно.
Логический акцент сделан на каждом слове скороговорок.
Хороший торт, торт внутри.
Хороший торт, торт внутри.
Хороший торт, торт внутри.
Хороший торт, торт внутри.
Советы родителям
Главное в обучении — это отношение. Если уроки напоминают казармы, то от учеников ждать хороших результатов не стоит. Позитивная атмосфера и регулярность уроков уменьшат горы непонимания и плохой учебы.
Всегда следует помнить, что «вода забирает камень».
Чаще хвалите своего ученика, тем самым внушая ему уверенность и лидерство.
И самое главное, вы должны забыть о распорядке дня — каждое занятие должно быть разным.
Оптимальное количество уроков — 3-4 урока в неделю.
Если у родителей нет времени на самостоятельные занятия с ребенком, то ни в коем случае нельзя отчаиваться. На помощь приходит профессиональное обучение: специализированные центры для детей или опытные учителя, занимающиеся частным делом, в игровой форме обучают детей быстрому чтению.
лучше всего начинать обучение с детей, которые уже умеют многозначительно читать.
Обучение детей быстрому чтению — процесс, требующий систематического изучения, терпения взрослых и дружелюбной атмосферы.
Как понять, готов ли ребёнок учиться читать
Прежде чем вы начнете учить своего ребенка чтению, вы должны убедиться, что он готов и хочет учиться. Для этого попробуйте ответить на следующие вопросы:
- Знает ли ребенок понятия «право-лево», «большой-маленький», «наизнанку»?
- Можете ли вы на этой основе обобщать объекты?
- Различаете ли вы похожие и непохожие формы?
- Можете ли вы запомнить и следовать хотя бы трем инструкциям?
- Вы правильно строите предложения?
- Четко ли он произносит слова?
- Можете ли вы рассказать историю, которую слышали или которая произошла с вами?
- Вы знаете, как сформулировать свои чувства и впечатления?
- Сможете ли вы предсказать конец простой истории?
- Умеете ли вы участвовать в диалоге?
- Вы можете слушать, не перебивая?
- Ты умеешь рифмовать слова?
- Буквы привлекают ваше внимание?
- Есть ли у ребенка желание самому посмотреть книгу?
- Ему нравится, когда ему читают вслух?
Если вы ответили «да» на эти вопросы, ваш ребенок готов и скоро научится правильно читать.
Программа для детей старше 8 лет
- Ищите слова в тексте. В отведенное время студенты должны найти слова, начинающиеся с определенной буквы. Более сложный вариант при изучении техники быстрого чтения — поиск определенной строки в тексте. Это упражнение помогает улучшить визуальный вертикальный поиск. Учитель начинает читать строчку, а детям нужно найти ее в тексте и прочитать продолжение.
- Введите недостающие буквы. В предложенном тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Это зависит от уровня подготовки детей. Вместо букв можно использовать точки или пробелы. Это упражнение помогает ускорить чтение, а также помогает соединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет слово целиком. Дети учатся читать текст немного раньше, чтобы правильно находить нужное слово, и этот навык обычно формируется у детей, которые хорошо читают. Более простой вариант упражнения для детей старше 8 лет — это текст с пропущенными окончаниями. Например: Вече .. приехали . в город…. Двигаемся . по дорожкам . между гаражами . и замечаем . маленький . котенок . и тд
- Игра «Прятки». Учитель начинает случайным образом читать строку текста. Студенты должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить чтение вместе.
- Упражнение «Слово с ошибкой». При чтении учитель ошибается в речи. Дети всегда заинтересованы в исправлении неточностей, потому что это повышает их авторитет, а также уверенность в себе.
- Самостоятельное измерение скорости чтения. В среднем дети должны читать около 120 слов в минуту и более. Добиться этого будет проще и интереснее, если они начнут самостоятельно измерять скорость чтения раз в неделю. Ребенок сам считает количество прочитанных слов и выкладывает результат на табличку. Это задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти больше примеров упражнений на скорочтение и видео в Интернете.
Проблемы
Научиться быстро читать сопряжено с некоторыми трудностями. У нетренированных детей плохо развито периферическое зрение, артикуляция, есть дефекты умственных способностей (внимания, памяти).
- Узкое поле зрения. Чтобы овладеть техникой скорочтения, нужно иметь широкий кругозор. Глаза не должны фокусироваться на слове. Задача учителя скорочтения — научить ученика воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на промежутках между ними, фиксируя предложение или фразу сразу.
- Регресс глаз. Это главный враг скорочтения. Студент возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регресс глаза происходит механически. Управлять процессом можно с помощью тренировочных упражнений.
- Подавление сустава. Читая в обычном темпе, дети стараются произносить слова четко и громко. Помогает усвоить художественную литературу. Например, без пауз, логических ударений невозможно точно воспринять стихи и прочувствовать настроение автора. Но для динамического чтения дикция не нужна. Речь снижает скорость понимания текста.
- Недостаточное внимание. Быстрый темп чтения требует большего внимания. Это необходимо, чтобы сразу выделить главное и второстепенное и глубокое понимание новой информации.
Для устранения дефектов и развития навыков скорочтения необходимо не только постоянно тренироваться, но и корректировать амплитуду поля зрения, отказаться от внутреннего произношения слов, контролировать регресс, развивать внимание и память. В этом вам помогут следующие упражнения, которые включены в систему уроков, если уделять им несколько минут на каждом уроке.
Занятия в первом классе
Знаменитый профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой состоит в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а как часто и регулярно вы ее изучаете.
Можно научиться делать что-то на уровне автоматизма, даже не изматывая долгих занятий. Все упражнения должны быть непродолжительными, но выполняться регулярно.
Многие родители невольно вмешиваются в желание своего ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация такая же: «Сядьте за стол, вот вам книга, прочтите первый рассказ и не вставайте из-за стола, пока не закончите». Скорость чтения у ребенка в первом классе очень низкая, поэтому ему потребуется не менее часа, чтобы прочитать рассказ. За это время он очень устанет от тяжелой умственной работы. Родители таким подходом убивают у ребенка желание читать. Более тонкий и эффективный способ обработать один и тот же текст — обрабатывать его частями по 5-10 минут каждая. Затем эти попытки повторяются еще два раза в течение дня.
Когда ребенок без удовольствия сидит перед книгой, в этом случае важно использовать щадящий режим чтения. С помощью этого метода ребенок получает небольшой перерыв между чтением одной или двух строк.
Для сравнения, вы можете представить себе просмотр слайдов фильма. В первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Итак, перейдем к следующему слайду и повторим работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методы обучения чтению, которые также можно применять в домашних условиях. Ниже приведены примеры некоторых из них.
Упражнения
Слоговая таблица скоростного чтения
Этот набор содержит список слогов, которые многократно повторяются за сеанс чтения. Такой способ обработки слогов тренирует артикуляционную систему. Сначала дети медленно читают строку таблицы (хором), затем чуть быстрее и в последний раз, как скороговорку. Во время урока отрабатываются от одной до трех строк.
Изучая такие таблицы слогов, дети начинают понимать, на каком принципе они построены, им легче сориентироваться и найти нужный слог. Со временем дети понимают, как быстро найти слог на пересечении вертикальных и горизонтальных линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звуковой буквенной системы, в дальнейшем становится легче воспринимать слова в целом.
Открытые слоги необходимо читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее см. Статью: Как быстро научить ребенка читать по слогам вместе?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные линии показывают один и тот же согласный звук с разными вариациями гласных. Устойчивый согласный звук читается с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных линиях гласная остается прежней, но согласные меняются.
Хоровое произнесение текста
В начале занятия тренируется артикуляционная система, а в середине снимается излишняя утомляемость. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается несколько скороговорок. Ученики первого класса могут выбрать для практики скороговорку, которая им нравится или связана с темой урока. Скороговорки шепотом — тоже отличная совместная тренировка.
Комплексная программа для чтения
- многократное повторение написанного;
- чтение в быстром темпе скороговорки;
- продолжение чтения незнакомого текста с выражением.
Совместное исполнение всех пунктов программы, произносится не очень громко. У каждого свой ритм. Схема следующая:
Содержание, прочитанное и знакомое с первой частью рассказа / сказки, продолжается приглушенным хоровым прочтением следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый ученик отмечает, насколько он закончил читать. Затем задание повторяется с тем же шагом, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов увеличилось. Увеличение этой суммы создает у детей позитивный настрой, и они хотят добиваться все большего и большего успеха. Рекомендуем изменить темп чтения и читать как скороговорку, которая разовьет артикуляционную систему.
Третья часть упражнения следующая: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. По мере того, как дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Вам нужно будет прочитать пару строк. Со временем количество строк необходимо увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематической практики ребенок заметит явный прогресс.
Варианты упражнений
- Задача «Бросок с засечками». Ладони учеников во время выполнения упражнения находятся на коленях. Он начинается со слов учителя: «Старт!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст книги. Тогда учитель говорит: «Засечка!» Время отдохнуть. Дети закрывают глаза, но руки всегда остаются на коленях. Услышав снова команду «Запустить», ученики ищут строку, на которой они остановились, и продолжают читать. Продолжительность упражнения около 5 минут. Благодаря этому обучению дети учатся визуальной ориентации по тексту.
- Задача «Буксир». Цель этого упражнения — проверить вашу способность изменять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель выбирает темп, удобный для учеников, и ученики должны стараться не отставать. Затем учитель начинает читать «про себя», что тоже повторяют дети. Через некоторое время учитель снова начинает читать вслух, и дети, если они правильно находят время, должны прочитать то же самое вместе с ним. Вы можете улучшить свой уровень чтения, выполняя это упражнение в парах. Учащийся, который лучше всего читает, читает «про себя» и одновременно водит пальцем по линиям. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Вторая задача ученика — не отставать от чтения более сильного партнера, что в конечном итоге должно увеличить скорость чтения.
- Найдите половину. Задача учеников — найти в таблице вторую половину слова:
Ва-ка | ре-ха | солнце король |
Комок — гон | kni — годы | ры — тух |
Красный — пройти | би — па | не — це |
Правила совершенствования навыков чтения
При обучении скорочтению следует помнить о нескольких вещах.
Выбранная вами литература должна соответствовать возрасту вашего ребенка.
Не торопитесь и не усложняйте ему задачу, заставляя читать что-то более взрослое и «умное», расширять словарный запас и чему-то учить ребенка.
Практикуйте скорочтение только в том случае, если ребенок сам хочет и заинтересован в чтении.
Обеспечьте им комфортную среду.
Если ребенок не хочет развивать свои навыки или его что-то будет отвлекать, об успешности этого занятия можно забыть.
К тому же занятия следует начинать только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.
Не забывайте делать регулярные перерывы во время урока.
Пусть ребенок займется зрительной гимнастикой (расскажу немного в конце), разогреется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!
Поощрение, поддержка — неотъемлемая часть процесса, способствующего успешному развитию навыков вашего ребенка.
Пусть у младшего школьника есть желание побить собственные рекорды, а не оценивать себя в согласии с другими.
Будет здорово, если ребенок увидит в вашем лице пример любви к чтению!
Пусть ребенок часто видит своих родителей (для него авторитетных людей) с книгой (не только в процессе уборки пыли).
Маленький словарный запас
Дети, которые медленно читают, почти всегда имеют ограниченный словарный запас. Многие слова, встречающиеся в тексте, им непонятны. Неизвестные слова не только труднее читать, но и не позволяют понять смысл прочитанного.
Чтобы расширить словарный запас, нужно больше читать с ребенком не только книги, но и энциклопедии, привлекать внимание ребенка к интересным моментам во время прогулки, рассказывать о растениях и животных.
Вы также можете соединять различные игры с буквами и словами.
Примеры таких игр:
- Прописью. Когда вызывается слово и следующий участник называет слово в букве, заканчивающейся первым словом.
- В города. Игра похожа на предыдущую, за исключением того, что каждое слово в ней — это название города.
- Бабушка положила в чемодан. Игра также отлично подходит для развития внимания и памяти.
- Я знаю пятерых из них. Забытая, но очень полезная игра, в которую современные дети вряд ли могут поиграть даже без мяча.
Для детей постарше — игры с орфографическим словарем.
Детям предлагается найти по 7-8 слов, в которых:
- первые две буквы — согласные;
- слова, в которых есть сочетания двух гласных подряд;
- слова, содержащие комбинации из трех согласных в ряд и т д
Также слова следует выбирать так, чтобы на одну букву начиналось не более двух слов. Значение понятных слов игроки могут пояснить самостоятельно или с помощью толкового словаря.
Я настоятельно рекомендую вам включить игру «Найди слова» или «Филворды» в свою работу с детьми.
Полевое слово — это буквенное шифрование, головоломка, одна из разновидностей кроссвордов.
Решение слов очень полезно для развития у ребенка техники чтения.
Но помимо улучшения техники чтения при разгадывании словечек:
- внимание развивается;
- формирование зрительной памяти;
- словарный запас пополняется;
- развиваются интеллект и смекалка;
- логика обучения.