Как научить ребенка понимать время по часам

Содержание
  1. С какого возраста учить ребенка определению времени?
  2. Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах
  3. Четверть и половина часа
  4. Мастерим часы своими руками
  5. Игры для закрепления материала
  6. Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
  7. Запоминание и понимание чисел
  8. Знакомство с циферблатом и стрелками
  9. Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой
  10. Переходим к минутам
  11. Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах
  12. Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время
  13. Видео: определяем время по часам («Шишкина школа»)
  14. Знакомство с циферблатом
  15. Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам
  16. Знакомство с циферблатом и стрелками
  17. Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой
  18. Переходим к минутам
  19. Обучение с помощью рисования
  20. Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах
  21. Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время
  22. Изучаем время суток
  23. Начинаем изучать часы
  24. Время: формируем базовые понятия у малыша
  25. Времена года
  26. Время суток
  27. Учим ориентироваться во времени
  28. Учим ребенка определять время с помощью тренажера
  29. Тренируемся с часовой маленькой стрелкой
  30. Обучаем определению минут
  31. Учим определять время на часах по двум стрелкам
  32. Правила счета
  33. Используем самодельные часы
  34. Тренировка
  35. Прошлое, настоящее и будущее
  36. Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки
  37. Минутная стрелка
  38. Видео учимся понимать время по часам
  39. Игры и задания с часами
  40. «Который час»
  41. «Рисуем пиццу»
  42. «Режим дня»
  43. «Два варианта назвать время»
  44. «Кубики»
  45. Учим понятие времени в игровой форме

С какого возраста учить ребенка определению времени?

Научиться определять время по часам — непростая задача, и родители помогут маленькому исследователю добиться успеха. В среднем учить детей понимать время можно в возрасте 5-6 лет. При правильном подходе к первому классу дошкольник уже сможет ответить на вопрос, сколько сейчас времени.
В каком возрасте научить ребенка определять время?

Как понять, что ребенок готов понимать и ориентироваться во времени? Чтобы легко и правильно «читать» текущее время суток, необходимо обладать следующими навыками:

  • владение счетом от 1 до 60;
  • умение визуально различать числа в пределах 12;
  • напишите цифры от 1 до 12;
  • понимание 5-шагового счета (для учебных минут).

Если все вышеперечисленные действия находятся во власти вашего ребенка, убедитесь, что вы всего в одном шаге от концепции времени. 2-3 урока и ребенок сможет определить значения квадрантов.

Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

Конечно, для успешного обучения самому дошкольнику должно быть интересно разбираться в устройстве часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

  • Сказать ребенку, что часы человеку просто необходимы, чтобы никуда не опаздывать, уделять время.
  • Уделите больше внимания временным интервалам: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдем гулять», «Вы ложитесь спать в 9, а пока можете играть» и т.д.
  • Повесьте в детской комнате оригинальные часы, которые привлекают его внимание и предлагают научиться разбираться в них.

Часы ветряная мельница

  • Оригинальные настенные часы обязательно привлекут внимание ребенка
  • Купите песочные часы и эмпирически покажите сыну или дочери, как «время уходит». Скажем, время нужно ценить, покажите, что есть другие часы, которые помогут определить, сколько времени прошло.

Мальчик с интересом смотрит на песочные часы

  • Перед тем, как подарить ребенку часы своими руками, можно показать ему песочек
  • Купите ребенку красивые наручные часы. Это будет стимулом научиться определять время, ведь этот аксессуар неинтересно носить просто как украшение.

Часы для мальчиков

Четверть и половина часа

легче понять соотношение минутной и часовой стрелок в начале целых чисел. Объясните ребенку: когда минутная стрелка на циферблате находится в положении «12», а часовая стрелка указывает на определенное число, тогда длина часа равна длине короткой стрелки. Покажите на модели, как она выглядит на 1, 2, 3 часа. Переместите стрелку к другим индикаторам и спросите сына или дочь, который час.

Так что предложите ребенку поэкспериментировать со стрелками. Говорите с ребенком о показаниях циферблата, когда часовая и минутная стрелки находятся в разных положениях.

Следующий шаг — объяснить, что такое полчаса и четверть часа. Для этого выделите цветом среднюю и четвертую части циферблата. Расскажите, перемещая стрелки к нужным делениям, как выглядит «половина первого», «без четверти два», «без четверти три» или приведите другие примеры.

Мастерим часы своими руками

Часы своими руками помогут научить ребенка определять время по часам. Как сделать наручные часы:

  • Вырежьте из картона круг;
  • Рисуем его четырьмя равными частями;
  • Делим четвертинки на три части;
  • Пишем цифры на циферблате от 1 до 12;
  • Вырежьте из картона стрелки;
  • Стрелки скрепляем при помощи пуговицы, булавки или болта.

сделать модель часов из одноразовых бумажных или пластиковых тарелок еще проще.

Самая простая раскладка часов

очень хорошо, если ваш ребенок будет помощником. Для него это дополнительная мотивация познавать новое.

Игры для закрепления материала

Чем младше ребенок, тем труднее ему мыслить абстрактными категориями. Для наилучшего результата используйте читы игры:

  • Возьмите мягкую игрушку, например плюшевого мишку, и поместите часовую стрелку на макетную доску. Скажите ей, что Мишутка спешит к маме и спрашивает, который час. Пусть ребенок покажет время.
  • В следующий раз достаньте медведя, который «укажет» неподходящее время. Пусть ребенок поправит его и даст правильное значение.
  • Воспроизведите автовокзал: перемещая стрелки, «отправляйте» автобусы по маршрутам в указанное время.
  • Соблюдайте правила при выполнении упражнений: прыгайте, приседайте, махайте руками и ногами 1-2 минуты.

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

также желательно разделить обучение определению времени по часам на отдельные уроки.

Запоминание и понимание чисел

Многие дошкольники уже умеют считать, некоторые даже до ста. Однако в этом случае важно помнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и так далее до 60).

Паровоз с числами, кратными пяти

Даже если ребенок умеет считать, важно, чтобы он выбирал числа, кратные пяти

Вы можете объяснить, что нас интересуют числа, оканчивающиеся на 0 и 5.

Знакомство с циферблатом и стрелками

Представить циферблат ребенку проще с игрушечными часами. Они бывают плоскими или более объемными. Главное, чтобы цифры были хорошо видны, а стрелки легко вращались.

Игрушечные часы

ребенка лучше учить не на настоящих часах, а на игрушке, где числа хорошо видны, а стрелки легко вращаются

Сделать такую ​​вещь можно самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Самодельные часы из одноразовой тарелки

Вы можете часами тренироваться самостоятельно

Вам нужно сказать ребенку, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с тортом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате две стрелки: короткая (показывает часы) и длинная (показывает минуты).

попутно стоит упомянуть секундную стрелку, чтобы сказать, что она есть не на всех часах. Это стрела, которая движется очень быстро, потому что секунда — очень короткая единица времени, буквально момент.

Взрослый далее объясняет, что, хотя в сутках 24 часа, на циферблате отображаются только 12 цифр. Дело в том, что (короткая) часовая стрелка дважды в день ходит по кругу.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Во-первых, стоит акцентировать внимание ребенка на движении часовой стрелки (минутную стрелку пока не трогаем). Например, мы кладем короткую стрелку на цифру «2» и объясняем ребенку, что часы показывают 2 часа соответственно (если конструкция игрушечных часов позволяет, минутную стрелку пока можно убрать).

Затем дошкольника просят установить время, когда взрослый ему скажет.

Игрушечные часы показывают 3 часа

Сначала дайте ребенку научиться определять точное время (только часы, а не минуты)

Переходим к минутам

Затем минутная стрелка присоединяется к обучению. Во-первых, лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная рука находится на «6» (одновременно «30»). Вы можете сравнить это с половиной пирога.

Далее перейдем к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате или четверть пирога).

Часы показывают 30 и 15 минут

Поначалу легче показать, что такое полчаса 15 минут

Далее переходим к остальным минутным интервалам — демонстрируем ребенку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно настроить тот или иной по заданию взрослого.

Разные минутные интервалы на часах

Пусть дошкольник покажет на часах самые разные промежутки времени в минутах

Поначалу это может быть немного сложно, но повторение поможет. Также, чтобы было удобнее считать большие интервалы, вы можете сначала разделить их на две части: 30 минут и 10 минут — вы получите 40 минут.

Затем вы должны сказать ребенку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т.д.). Обратите внимание ребенка на то, что эти деления чаще всего не размечены, а просто помечены короткими линиями или точками, чтобы не загромождать циферблат.

Минутная стрелка часов показывает 27 минут

Следует отметить, что стрелка не всегда может указывать на число, кратное пяти

Также стоит отметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, они часто говорят: «Сейчас 30 минут» и т.д.

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда ребенок научится показывать указанные часы и минуты отдельно на циферблате, вы можете комбинировать эти единицы. Опять же, взрослый вначале приводит различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Потом дошкольник тренируется.

Здесь есть нюанс. Ребенок должен усвоить, что когда минутная стрелка движется, часовая стрелка немного движется. Например, если время составляет 5 часов 30 минут, часовая стрелка будет не в положении «5», а где-то между «5» и «6» (в конце концов, это не совсем 5 часов, но какое-то время прошло).

На модели часов 5 часов 30 минут

Ребенок должен понимать, что когда движется минутная стрелка, часовая стрелка тоже движется медленно

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребенку, что есть «ночь» и «день» (мы уже говорили ему, что в сутках 24 часа и за это время часовая стрелка дважды поворачивается на циферблате).

Справиться с этой сложностью поможет специальный тренажер, который несложно сделать своими руками:

  1. Вы должны вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «день», на нем написаны цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночь» (числа от 13 до 24). На первом циферблате сделаны небольшие насечки, чтобы число можно было немного согнуть. Стрелки тоже делаются.Два зеленых и синих картонных циферблата с цифрами от 1 до 12 и от 13 до 24
    Вам нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные числа
  2. Циферблаты скреплены между собой (крепятся стрелками). Выше «дневная» часть. Затем показываем ребенку, например, 4 часа утра и показываем, какая цифра «ночь» соответствует этому (это будет 16).Квадранты скреплены, зафиксированы стрелками
    Сначала взрослый показывает «дневное» время, затем, складывая окно, показывает «ночное»

Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время достаточно условно. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребенку просто нужно понять, что когда мы говорим, например, 19, значит, наступает вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7, и так далее Įtempiamos lubos Visoje Lietuvoje Gera kaina Vilnius Jonava Montavimas И он один может тренироваться дальше этот указанный симулятор.

На тренажере складываются четыре верхние цифры

Тренажер поможет ребенку запомнить, какие числа «ночь» соответствуют «дню»

Видео: определяем время по часам («Шишкина школа»)

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения вашего ребенка определять время — познакомить его с циферблатом. Он уже знает круг, разделенный на 4 сегмента, но теперь знания нужно расширять. Психологи рекомендуют покупать специальные детские часы с забавными рисунками и большими цифрами, чтобы ребенку было интересно с ними работать.

Вы должны сказать своему ребенку, что часы — это своего рода торт (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), вместе они называются циферблатом. На «торте» цифры от 1 до 12, также есть две стрелки:

  • маленький и толстый указывает часы;
  • длинный показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час — это более длительный период времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, с помощью которых ребенок быстро усвоит необходимые понятия.

Осмотрев часы, узнав назначение каждой стрелки, необходимо наблюдать за их движением, при этом можно упомянуть секундную стрелку (чтобы у ребенка не было ощущения, что от него что-то скрывают), но не рассматривать подробно, чтобы не запутать ребенка. Вы можете сказать так: «Эта рука, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитайте один-два-три. Это вторые».

Самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей поможет закрепить знания. Важно использовать цветные карандаши или маркеры и раскрасить каждый кусок торта разным цветом, чтобы визуализировать 5-минутные сегменты. Взрослым важно убедиться, что ребенок правильно расставляет цифры от 1 до 12 в круге.

Дети с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Сосчитайте от 1 до 100.

Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он говорит, пока он пишет.

  • Если этот навык еще не освоен, повесьте этот лист бумаги на видном месте и попросите ребенка регулярно повторять его.
  • По возможности показывайте ребенку одно- и двузначные числа и просите их правильно назвать их.
  • Обязательно хвалите успехи, поощряйте.

2. Считайте как пять.

Пусть ребенок напишет числа, желательно говоря одновременно: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • По какой-то причине сочините песню «Давайте посчитаем как пять». Главное, чтобы их было легко запомнить. Вы можете добавить в песню аплодисменты, отжимания, прыжки и т.д. Например, для всех чисел, оканчивающихся на 5 — приседание, 0 — вставание.
  • Пойте эту песню регулярно, чтобы помочь вашему малышу научиться считать до пяти.

3. Получите общее представление о погоде.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь».

  • Пусть ребенок представится и расскажет, какие ассоциации у него возникают с каждым временем дня.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что будет утро за ночью, затем день и т.д.
  • Вы можете спросить: «Что мы будем делать утром?», «Что будет вечером?», «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально узнавайте числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знайте, что есть «до», «после», «четвертая», «половина».

Если ваш ребенок все это знает и уже знает, можете смело объяснять время на часах.

Знакомство с циферблатом и стрелками

Представить циферблат ребенку проще с игрушечными часами. Они бывают плоскими или более объемными. Главное, чтобы цифры были хорошо видны, а стрелки легко вращались.

Игрушечные часы

ребенка лучше учить не на настоящих часах, а на игрушке, где числа хорошо видны, а стрелки легко вращаются

Сделать такую ​​вещь можно самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Самодельные часы из одноразовой тарелки

Вы можете часами тренироваться самостоятельно

Вам нужно сказать ребенку, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с тортом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате две стрелки: короткая (показывает часы) и длинная (показывает минуты).

попутно стоит упомянуть секундную стрелку, чтобы сказать, что она есть не на всех часах. Это стрела, которая движется очень быстро, потому что секунда — очень короткая единица времени, буквально момент.

Взрослый далее объясняет, что, хотя в сутках 24 часа, на циферблате отображаются только 12 цифр. Дело в том, что (короткая) часовая стрелка дважды в день ходит по кругу.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Во-первых, стоит акцентировать внимание ребенка на движении часовой стрелки (минутную стрелку пока не трогаем). Например, мы кладем короткую стрелку на цифру «2» и объясняем ребенку, что часы показывают 2 часа соответственно (если конструкция игрушечных часов позволяет, минутную стрелку пока можно убрать).

Затем дошкольника просят установить время, когда взрослый ему скажет.

Игрушечные часы показывают 3 часа

Сначала дайте ребенку научиться определять точное время (только часы, а не минуты)

Переходим к минутам

Затем минутная стрелка присоединяется к обучению. Во-первых, лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная рука находится на «6» (одновременно «30»). Вы можете сравнить это с половиной пирога.

Далее перейдем к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате или четверть пирога).

Часы показывают 30 и 15 минут

Поначалу легче показать, что такое полчаса 15 минут

Далее переходим к остальным минутным интервалам — демонстрируем ребенку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно настроить тот или иной по заданию взрослого.

Разные минутные интервалы на часах

Пусть дошкольник покажет на часах самые разные промежутки времени в минутах

Поначалу это может быть немного сложно, но повторение поможет. Также, чтобы было удобнее считать большие интервалы, вы можете сначала разделить их на две части: 30 минут и 10 минут — вы получите 40 минут.

Затем вы должны сказать ребенку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т.д.). Обратите внимание ребенка на то, что эти деления чаще всего не размечены, а просто помечены короткими линиями или точками, чтобы не загромождать циферблат.

Минутная стрелка часов показывает 27 минут

Следует отметить, что стрелка не всегда может указывать на число, кратное пяти

Также стоит отметить, что взрослые иногда округляют время. Например, если минутная стрелка показывает 29 минут, они часто говорят: «Сейчас 30 минут» и т.д.

Обучение с помощью рисования

Дети лучше воспринимают информацию во время игры, поэтому вы можете вместе нарисовать и вырезать самодельные часы со стрелками. Для начала вырезается круг из картона и рисуется на нем квадрант. Они дают возможность ребенку раскрасить его по своему вкусу и нанести номера яркими красками. На картоне нарисованы две стрелки (часовая и минутная), вырезаны и прикреплены к циферблату так, чтобы они могли двигаться по кругу.

Часы

В качестве застежки отлично подойдет болт или пуговица.

Чтобы узнать четверть циферблата, самодельный механизм разделен на 15-минутные отсеки. В каждом разделе нужно посчитать количество строк. На циферблате можно нарисовать цветные кусочки торта, каждый кусочек которых равен 15 минутам. Для изучения получаса циферблат разделен на две одинаковые половины и заштрихован разными штрихами. Родитель объясняет, что в часе две равные половины по 30 минут.

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда ребенок научится показывать указанные часы и минуты отдельно на циферблате, вы можете комбинировать эти единицы. Опять же, взрослый вначале приводит различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Потом дошкольник тренируется.

Здесь есть нюанс. Ребенок должен усвоить, что когда минутная стрелка движется, часовая стрелка немного движется. Например, если время составляет 5 часов 30 минут, часовая стрелка будет не в положении «5», а где-то между «5» и «6» (в конце концов, это не совсем 5 часов, но какое-то время прошло).

На модели часов 5 часов 30 минут

Ребенок должен понимать, что когда движется минутная стрелка, часовая стрелка тоже движется медленно

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребенку, что есть «ночь» и «день» (мы уже говорили ему, что в сутках 24 часа и за это время часовая стрелка дважды поворачивается на циферблате).

Справиться с этой сложностью поможет специальный тренажер, который несложно сделать своими руками:

1. Вы должны вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «день», на нем написаны цифры от 1 до 12. Второе, соответственно, «ночь» (числа от 13 до 24) написано на нем. На первом циферблате сделаны небольшие насечки, чтобы число можно было немного согнуть. Стрелки тоже делаются.

Два зеленых и синих картонных циферблата с цифрами от 1 до 12 и от 13 до 24

Вам нужно вырезать два циферблата разного цвета и подписать на них разные числа

2. Квадранты фиксируются вместе (фиксируются стрелками). Выше «дневная» часть. Затем показываем ребенку, например, 4 часа утра и показываем, какая цифра «ночь» соответствует этому (это будет 16).

Квадранты скреплены, зафиксированы стрелками

3. Следует понимать, что деление на «ночное» и «дневное» время достаточно условно. Ведь 2 часа — это, по сути, ночь, а не день, а 15 часов — день, а не ночь. Ребенку просто нужно понять, что когда мы говорим, например, 19, значит, это вечер, но часовая стрелка будет указывать на цифру 7 и так далее, и он может тренироваться в этом на указанном тренажере.

На тренажере складываются четыре верхние цифры

Изучаем время суток

Лучше всего в изучении времени суток помогает режим дня. Младенцы обычно быстро запоминают, что мы спим ночью, просыпаемся утром и т.д. Вместе с младенцем вы можете нарисовать целую диаграмму, изображающую типичные действия утром, днем, вечером и ночью. Другой вариант — сфотографировать ребенка в ключевые моменты безопасности, а затем попросить ребенка расположить фотографии в правильной последовательности.

Когда ребенок усвоит представления о времени и запомнит их названия, можно переходить к изучению часов.

Начинаем изучать часы

Для тренировок лучше всего подойдет модель с большим циферблатом и четкими цифрами. Лучше всего, если они будут круглыми, без отвлекающих украшений. Макет можно сделать своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

Шаги обучения:

  1. Мотивация. Скажите ребенку, что человеку нужен этот механизм, чтобы не опоздать. Те, кто умеют дружить со временем, проходят долгий путь. Поэтому каждый должен научиться правильно определять время.
  2. Знание часов. Пусть ребенок поймет, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Объясните, что стрелки двигаются только вперед. Предложите им подумать вместе, потому что некогда возвращаться.
  3. Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах есть две стрелки: часовая и минутная, пожалуйста, дайте мне знать, что есть модели с секундами. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  4. Начните обучение с целых чисел, показанных на циферблате. Для удобства снимите тонкую минутную стрелку и работайте только с большой. Скажите ей, что она считает количество часов. Потренируйтесь перемещать стрелку и попросите ребенка назвать время, которое она показывает.

Совет. Ребенку легче понять, как работает стрелка, по плакату, на котором показаны некоторые действия около каждого часа: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы изображение совпадало с режимом детского дня.

Планируя совершить действие, свяжите его со временем, указанным на плакате.

Время: формируем базовые понятия у малыша

Чтобы ребенок без посторонней помощи мог легко назвать нужное время, необходимо с раннего детства приучать его к числам и азам простейшего счета. Также для полного понимания того, сколько сейчас времени, ребенку необходимо знать времена года и какой сейчас день.

Времена года

В календаре начнется первое знакомство ребенка со временем. Крупные цифры, яркие буквы помогут вызвать интерес неугомонного. Расскажите малышу, как меняются времена года, добавьте иллюстрации к объяснению. Лето, осень, зима, весна — всего четыре сезона, и каждое из них начинается в свое время. Также можно обвести дни рождения близких и ребенок сам будет с нетерпением ждать каждого «особенного» дня и считать время впереди.

На заметку! Обязательно показывайте ребенку, как меняется природа каждый сезон, чтобы сформировать эмоциональные чувства. Советский мультфильм «Двенадцать месяцев» поможет вам усвоить информацию о временах года”.

Время суток

Изучая времена года, вы можете одновременно узнать дни, смену дня и ночи. Здесь обучение не составит труда, ведь можно наглядно показать, как меняется положение солнца в течение дня. Подкрепите аргумент, спросив, в какое время дня ребенок встает, гуляет или встречает папу с работы.

Совет! Уже сейчас стоит обратить внимание на то, как работает циферблат, обозначающий каждое действие со временем («наш полдник в 23:00», «бабушка придет в 17:00» и т.д.).

Учим ориентироваться во времени

Когда ваш ребенок ознакомится с понятиями дня, недели, месяца и года, пора приступить к непосредственному изучению времени и понятий «час», «минута» и «секунда”.

Во-первых, дайте своему ученику представление о времени и сроках. Для большинства детей часы — это не что иное, как числа. Важно объяснять ребенку, что такое периоды времени и какова их продолжительность, на конкретных примерах из жизни.

  • Вторая — кратчайшая единица времени. Быстрые аплодисменты равняются одной секунде. Попробуйте это упражнение: поставьте перед собой механические часы и хлопайте в ладоши вместе с ребенком синхронно с секундной стрелкой. Идя в ногу со временем, дошкольник легко усвоит значение секундной стрелки.
  • Чтобы изучить минуты, дайте ребенку знать, сколько он может удерживать пять минут или полчаса. Картонной упаковки хватает на 3 минуты, довольно быстро. Чтобы переодеться, на этот раз голосом, потребовалось 10 минут. Обратите внимание на минимальную продолжительность того, чем занимается ребенок. Вы можете вместе отслеживать время, используя таймер.
  • Как только вы узнаете, что такое минуты, начните исследовать час. Важно начать с того, что один день — это 24 часа, из которых 8-10 часов мы проводим во сне, а остальное время мы бодрствуем. Вот для чего нужны часы, чтобы знать, сколько времени нужно для определенного действия.

Учим ребенка определять время с помощью тренажера

Недостаточно объяснить ребенку, что и как показывают часы. Лишь немногие дети поймут механизм определения времени со слов взрослого. Детям нужно практиковаться и в действии понимать, как «идут» часы и о чем они говорят.

Самодельные часы прекрасно подойдут в качестве тренажера. Ребенок легко справится с перемещением стрелок на макете.

В качестве тренажера могут выступить часы ручной работы или часы, купленные в отделе игрушек. Главное, чтобы цифры на циферблате были большими, а стрелки — съемными.

Тренируемся с часовой маленькой стрелкой

Во-первых, оставим короткую стрелку на симуляторе и уточним понятие «сейчас». Например: поставьте стрелку на цифру 3, спросите ребенка, какое это число, и объясните, что на часах это означает «3 часа». Для дальнейшего закрепления переместите стрелку по кругу и пусть ребенок назовет время (число).

Обучаем определению минут

Далее дошкольник упражняется с минутной стрелкой. Для начала переместите его делениями на 1-2 минуты. Освоив весь круг, акцентируем внимание ребенка на показателях четверти.

  1. Напомните ребенку понятие «полчаса» (длинная стрелка находится на цифре 6, а это «30 минут», «полчаса» или «полчаса»);
  2. Перейдем к временному интервалу «15 минут» — четверть (длинная стрелка на цифре 3);
  3. Объясняем остальные минутные интервалы (показываем вариативность, предлагаем разыграть и выставить руки самому).

Примечание: эту информацию может усвоить только ребенок, который считает до 60.

Учим определять время на часах по двум стрелкам

Если ребенок понимает, что и как показывают короткая и длинная стрелки на часах, можно совместить усвоенный материал. Взрослому нужно не только объяснить, но и показать на практике, как можно определить данное время (например, 3 часа 20 минут). Ребенок сначала повторяет, затем самостоятельно выполняет предложенные задания.

Чтобы объединить полученную информацию, можно использовать сказочный контекст: «Большой подошел к маленькой стрелке, они подружились и начали вместе показывать время».

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, ребенку необходимо знать числа до 60, а также считать пятерки и десятки. Как вести работу в этом направлении?

  • Чтобы научиться считать до 60 с ребенком, работу нужно выполнять постоянно, но в удобном для ребенка ритме: не следует просить его запомнить все числа сразу, потому что у каждого свои навыки, которые необходимо учтено.

Постепенно ребенок будет запоминать числа, и этот прием поможет в этом: попросите его написать число от 1 до 60, произнося каждое число. Ключ к успеху — регулярное повторение, поэтому вам нужно следить за тем, чтобы ваш ребенок самостоятельно обновлял числа в своей памяти каждый день, пока он не запомнил их полностью.

  • Следующая часть тренировки — запомнить числа, кратные пяти. Это поможет упростить работу по обучению. Сначала необходимо объяснить ребенку, что числа, которые мы сейчас будем изучать, оканчиваются на 5 или 0. Пусть он найдет эти числа в произвольном порядке среди всего набора чисел от 1 до 60.
  • Когда ребенок научится легко и быстро справляться с этой задачей, необходимо усложнить его задачу: найти числа, кратные 5, в порядке: 5-10-15 и так далее. Любую «находку» нужно произносить вслух.

Взрослый должен внимательно прислушаться, чтобы убедиться, что ребенок все правильно находит. Если он назовет все числа, обязательно похвалите его, если он пропустил один — предложите попробовать еще раз, но будьте осторожнее.

  • Напишите в одну строку все числа, делящиеся на 5, и повесьте лист на видном месте. Постоянно повторяя их, малыш быстро научится считать до пяти.

Считай до пяти для детей

Точно так же ребенок учится считать по десяткам. В ряду от 1 до 60 всего 6 десятков, поэтому работа будет недолгой, и большинство детей быстро запомнит нужные числа.

Симулятор для детей - смотреть

Используем самодельные часы

Для того, чтобы ребенок лучше различал день и ночь, сделайте своеобразный тренажер — часы с двойным циферблатом:

  1. Вырежьте два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. На круге с указанием времени «день» напишите или наклеите цифры от 1 до 12, с «ночным» — от 13 до 24.
  2. Вырежьте стрелки; для удобства их также можно сделать в разных цветах и ​​знаках.
  3. На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка разрежьте картон с сегментами одинаковой длины по сторонам цифр, чтобы образовалось окно, когда вы поднимете сектор.
  4. Присоедините секундную и минутную стрелки с помощью декоративной кнопки с двумя циферблатами в основании манекена, сделанной из плотного материала. Квадрант со знакомыми числами должен быть сверху.
  5. Покажите ребенку, какое «дневное» число соответствует его «ночному» соседу. Расположите стрелки определенным образом и попросите ребенка назвать время.

Совет. Одновременно осваивайте электронный формат чисел. Дайте ребенку секундомер — пусть он смотрит, как значения равномерно заменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашу или ребенок вымоет руки. Сколько раз вы можете прыгнуть за секунду? А через минуту?

Тренировка

Для закрепления знаний следует поиграть с ребенком в игру «Часы». Ему понадобятся часы, которые есть в семье: детские, старые настенные часы с большими стрелками, картон. Выдуманный рассказ поможет задать настроение игре: например, нам нужно помочь сказочному герою добраться домой, правильно разгадав временные загадки злой ведьмы.

Есть два типа работ.

  1. Родитель сообщает время, ребенок ставит его на часы. Лучше всего для этой задачи подойдет цветной картонный вариант со стрелками.
  2. Взрослый устанавливает время на циферблате, задача ребенка — точно его назвать. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

лучше заниматься каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успевал уставать и терять интерес к учебе.

Тренер-часы для детей

Прошлое, настоящее и будущее

Когда ребенок уже понял значение слов «сейчас» и «тогда», вы можете дать ему более широкое понимание таких категорий времени, как прошлое, настоящее и будущее. Объясните ребенку: «вчера мы ходили на карусель — это прошлое», «сейчас читаем книгу — это настоящее», «скоро пойдем к бабушке — это будущее».

Просмотр семейного альбома — хороший способ помочь вашему ребенку познакомиться с представлениями о прошлом. Покажите малышу, насколько он был маленьким, как вы проводили время вместе. На примере событий из собственной жизни ребенок быстро поймет, что то, что было раньше, — это прошлое, а то, что происходит сейчас, — настоящее. Мечтайте вместе с ребенком, представляйте, каким он будет, когда вырастет: так ребенок осознает, каким будет будущее.

Прошлое, настоящее и будущее

Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

Как уже было сказано, прежде чем знакомить ребенка с часами со стрелками, необходимо, чтобы он понял само понятие времени (это можно делать задолго до занятий с часами, уже в 3-4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информация должна быть разделена на определенные блоки.

  • Время не останавливается, оно движется непрерывно, оно «течет». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернется, настоящее — момент, который происходит сейчас, будущее — события, которые еще не наступили. Необходимо привести конкретные примеры: «Сегодня утром вы гуляли по двору, сейчас мы с вами разговариваем, вечером нас ждет вкусный ужин». Также полезно посмотреть фотоальбом («Посмотри, каким ты был маленьким и каким стал»). Убедитесь, что вы используете обучающие материалы, такие как игра «До и после». Ребенку предлагаются изображения предметов и предметов, а затем другие карточки с изображением того, что с ними стало с течением времени. Задача дошкольника — составлять пары карточек.

Такой материал поможет ребенку почувствовать, что время не стоит на месте, а постоянно движется

  • Есть сезоны, которые сменяют друг друга. Это достаточно легко понять ребенку. Объяснение еще раз подтверждается ясностью. Также следует сказать, что год делится на месяцы, месяц на недели, в каждой неделе 7 дней.

Времена года: дошкольный плакат

Дети обычно легко понимают времена года

  • Ключевым понятием в этом случае будут части дня. Ребенок должен усвоить, что день делится на 4 части. В общей сложности они длятся 24 часа. Помните, что понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» снова помогут образы, а также ассоциации («Иди в детский сад утром», «Ложись вечером спать»). По солнцу можно ориентироваться: утром оно поднимается чуть выше горизонта, днем ​​высоко в небе, вечером снова опускается, ночью солнце прячется, но на небе видна луна).

Части дня: плакат для детей дошкольного возраста

Ключевой концепцией обучения будут части дня

Минутная стрелка

Когда ребенок понимает, который час, он начинает узнавать движение минутной стрелки:

  • Обратите внимание, как различать две стрелки: одна толще и короче, другая — тоньше и длиннее. Скажите, что ваш ход начинается с числа 12 и заканчивается им. Графически показывает, как движутся стрелки.
  • Допустим, продолжительность одного часа составляет 60 полных минут.
  • Объясните деление на пять минут с 12 до 1 часа. Затем нужно научить ребенка считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так далее до 60.
  • Предположим, что минутная стрелка более подвижна, чем часовая: в то время как последняя перемещается на одно деление, первая будет полностью обводить циферблат.
  • Обратите внимание, что когда толстая стрелка указывает на конкретное число, тонкая стрелка указывает на 12.
  • Дайте определение понятию получаса, покажите, где в этом случае должна располагаться минутная стрелка. Затем объясните, где будет стрелка по прошествии 5, 10, 15 минут с начала движения. Для простоты нарисуйте второй круг из меньших чисел от 1 до 60.

Чтобы объяснить, что такое четверть часа без четверти, нарисуйте круг только с числами 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг делится на четыре части.

Видео учимся понимать время по часам

Игры и задания с часами

Игры и занятия помогут укрепить способность определять время по часам.

«Который час»

Покажите ребенку, как движутся стрелки. Измените их местоположение и назовите время. Затем попросите ребенка сделать то же упражнение. Измените время по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Усложняем игру. Показываем время на часах и связываем его с событиями («вот 7:00», в это время просыпаемся »,« вот 18:00, в это время ужинаем »и т.д.). Теперь предлагаем ребенку притвориться живым весь день.

«Рисуем пиццу»

Самодельный циферблат хорош тем, что вы можете делать на нем свои собственные заметки. Попросите ребенка нарисовать линии от центра циферблата к цифрам и заштриховать каждый сектор другим цветом. В результате получится «цветной торт» или «цветная пицца» (это поможет понять 5-минутные интервалы). Обозначьте вторые значения каждого из чисел (2-10, 3-15) и минут (1-60).

«Режим дня»

Возьмите лист бумаги, запишите распорядок дня и вместе с ребенком проиллюстрируйте его картинками часов с указанием временного интервала (8:00 — школьное время, 15:00 — время делать домашнее задание и т.д.). Повесьте кровать или стол вашего ребенка. Так малыш научится не только все делать вовремя, но и вовремя ориентироваться.

Обратите внимание на ребенка, сколько времени он тратит на то или иное действие. Так можно с малых лет приучить его к пунктуальности.

«Два варианта назвать время»

Скажите ребенку, что время можно назвать по-разному (например, 1 час 18 минут — 1:18 и так далее). Запишите второй, более сложный вариант на листе бумаги и укажите цифры подсказки, чтобы ребенку было легче справиться (например: «без пяти минут восемь», числа подсказки — 9, 5, 5, 1). Постепенно устраняйте подсказки.

«Кубики»

Для игры вам понадобятся 4 кубика и наши самодельные часы. Бросайте кости попарно. Первая пара кубиков определяет часы, вторая пара — минуты. Прошедшее время необходимо установить на игрушечных часах.

Также на платформе LogicLike есть интерактивные игры с часами. У нас более 3500 увлекательных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые помогают развивать логику, мышление, память.

Учим понятие времени в игровой форме

Изучите понятие времени в игровой форме

Чтобы сделать обучение таким важным навыком, чтобы с радостью определять время на часах, вы можете использовать методику Никитина для тренировки. Эта техника включает в себя непринужденное изучение времени, с его помощью вы найдете ответы на вопросы «что такое часы?» и «как они показывают время?”

Вам понадобится циферблат диаметром не менее 20см, его можно сделать своими руками из картона. Сделаем часовую стрелку широкой, но короткой, а минутную — длинной и тонкой. На циферблате большими цифрами указываем часы, а меньшими — минуты.

Важно! Изучая время, ребенок должен знать числа от 1 до 12.

  • На первом занятии пусть ребенок взглянет на циферблат, назовите знакомые ему числа. Сначала объясните, какие из них представляют время. Не торопитесь, дайте ребенку посмотреть, крутите стрелки, сравните их размеры. Скажите ребенку, что он похож на часовщика, поэтому ему нужно осторожно распоряжаться своим временем.
  • Объясните, какая из стрелок движется медленно, а какая быстрее. Задавать вопросы о прошлой «теме»: что показывает толстая стрелка? Также вы можете узнать, что часовая стрелка на одном означает 1 час, на двух — 2 и т.д.
  • В следующем уроке повторите то, через что вы прошли, и спросите: сколько сейчас времени? Поскольку цифры в порядке, ребенку не составит труда ответить на вопрос. Закрепив знания по часам, можно переходить к минутам.

Оцените статью
Блог про развитие детей