- Начало мышления
- Пример
- Как развить
- Типы памяти
- Как тренировать логическое мышление у детей
- «Где чья мама?»
- «Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
- «Логические цепочки»
- «Я начинаю, а ты продолжай…»
- «Что лишнее?»
- Рассуждения
- Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
- «Разложи по порядку»
- «Закончи цепочку»
- «Чей предмет?»
- «Убери лишнее»
- Логика
- Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
- «Ранжирование»
- С какого возраста развивать логику?
- Стоит ли заниматься логикой в 4-5 лет?
- Ребенку 6+, готовитесь к школе или уже учитесь?
- Игры
- Что использует логика
- Аналогии
- Способы развития логического мышления
- Развитие логического мышления в 1 классе
- Задачи на логическое мышление для 1 класса
- Развитие логического мышления во 2 классе
- Задачи на логическое мышление для 2 класса
- Развитие логического мышления в 3 классе
- Задачи на логическое мышление для 3 класса
- Развитие логического мышления в 4 классе
- Основные формы мышления
- Функции мышления
- Процессы мышления
- Общие правила развития логики у ребенка
- Игры на развитие мышления у дошкольников
- Башни-близнецы
- Прятки с изюминкой
- Линия игрушки
- Двусторонняя игра «Форма и цвет»
- Как развить логику у старших дошколят
- «Играем в ассоциации»
- Задания для средних дошколят
- Задания для старших дошкольников
- Логические игрушки для семейного досуга
- Что даёт ребёнку развитая логика?
- Кроме этого умение мыслить логически включает в себя:
- Также происходит развитие коммуникативных навыков, таких как:
Начало мышления
Основным типом мышления у старших дошкольников является опыт, который является катализатором, позволяющим развивать логическое мышление. Во-первых, у ребенка проявляется мышление, которое трансформируется в способность мыслить логически, изучать, анализировать информацию и решать задачи. У одних детей они учатся быстро рассуждать, у других требуется повторение действий, чтобы сформировать закономерность и логическую связь, а затем развить абстрактное логическое мышление.
Пример
Возьмем следующий пример: во время обучения ребенок-самоучка должен изучать концепции и устанавливать связи, чтобы понять тему. С другой стороны, ребенок-наставник не может формировать эти связи в одиночку. Таким образом, ребенок, привыкший к коучингу, не будет иметь такого же результата, как ребенок-самоучка, потому что он не может заниматься в одиночку. Человек-самоучка, который понимает свой предпочтительный стиль обучения, сочтет коучинг (или наставничество, или работу с учителем) ненужным и пустой тратой времени.
Как развить
Как развить мышление у детей? Логическое рассуждение требует независимости. Как родители и учителя, если мы пытаемся доверять детям и их решениям, мы можем помочь им развить логическое мышление. Пытаясь найти ответы на свои вопросы, дети начинают развивать способность рассуждать логически. И наоборот, если мы не доверяем им и неустанно обмениваемся нашими предложениями, убеждениями, опытом и стратегиями, они станут зависимыми от других, они не сделают собственных выводов, и их логическая сторона останется неразвитой.
Когда детям предоставляется свобода учиться, они узнают, что, почему и как, и в разном возрасте, разные типы логики и мышления.
- В возрасте 3–4 лет дети могут думать, что им нужно действовать, но их действия не соответствуют задаче. Они сразу начинают отвечать; действовать без разбора для решения проблемы, фактически не анализируя обстоятельства. Дошкольники не могут понять состояние проблемы, а значит, не могут критически оценить ситуацию. В конечном итоге это приводит к методам проб и ошибок, что является ценным опытом. После этих практических попыток решения проблем начинает формироваться логическое рассуждение.
- Логика для 5-6 лет: возраст, когда дети начинают понимать проблемы и искать пути их решения; они начинают использовать логические рассуждения. Это особенно верно, поскольку дети этой возрастной группы начинают использовать язык как основу для логических рассуждений. Аргументы составляют основу их рассуждений и решимости решать интеллектуальные проблемы. Эти дети учатся передавать то, что они чувствуют и думают; они открывают для себя различные способы общения и их отношение к оправданию и ответу. Они начинают рассуждать и делать выводы. Логическое и критическое мышление детей теперь развилось.
Типы памяти
Как развить у детей логическое мышление, если цель — помочь детям, то нужно действовать определенным образом. Как мы понимаем, мы не можем облегчить школьную жизнь детям, решая все их проблемы и делая все за них. Для развития творческих способностей и развития навыков логического мышления родителям и учителям следует научить детей использовать свои резервы памяти. Когда дело доходит до решения проблем, память и рассуждения идут рука об руку. Также логическое рассуждение помогает человеку запоминать; помогает развивать следующие типы памяти:
- Моторная память — это способность запоминать регулярно выполняемые движения и восстанавливать координацию мышц.
- Вербальная логическая память (вербальная логика) — это способность запоминать и использовать вербальную информацию, вербальное логическое мышление — это просто словесная логическая память.
- Зрительная память формы — это способность распознавать и различать формы, лица, цвета и визуальные элементы.
- Эмоциональная память — это способность улавливать чувства и связывать их с соответствующими событиями.
Одновременное использование этих четырех типов воспоминаний необходимо для развития логического мышления у детей. Это также увеличивает способность ребенка усваивать новый материал.
Как тренировать логическое мышление у детей
Чтобы обучить детей так, чтобы развитие логики началось как можно раньше, актуальными будут развивающие игры и упражнения. Они помогут вам разобраться в причинно-следственных связях, классификации, обобщении. Сюда входят задания о животных и их среде обитания, окружающих предметах и их назначении, группировке предметов, сравнении по элементарным характеристикам: размеру, цвету, форме.
«Где чья мама?»
Задача пакетного типа включает в себя выбор карточек с изображениями животных, знакомых детям и их детям. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением курицы, кошки, собаки, коровы, лошади, козы, медведя. Затем среди других карточек найдите те, на которых нарисованы дети этих животных, и соедините их вместе. На вопрос, как правильно назвать щенка, если ребенок затрудняется, обязательно произнесите все имена. Элементарные суждения о детях помогут поднять вопрос о том, кто вырастет из курицы, щенка или козы. Чтобы поддержать интерес к заданию, прочтите несколько забавных стишков:
У коровы сын теленок,
Очень вежливый ребенок.
Мама учит ребенка
Ешьте траву медленно.
И куры с курицей
Все такие же.
И девочки, и мальчики
Как одуванчики.
Глупый мальчик!
Все стреляет с пеленок.
Что нам делать, когда
Его рога вырастут.
«Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
Игра помогает развить логику, отследить причинно-следственные связи между объектами природы, обогатить дискурс рассуждениями. Ребенку показывают серию сюжетных картинок, описывающих времена года, и просят расположить их по знакам, например:
- Сугробы; дети и взрослые тепло одеты; мальчики катаются на санках; идет снег.
- Капли, ручьи; мальчики спускают лодки на воду; первые подснежники на снегу.
- Солнце ярко светит; дети плавают в реке; взрослые и дети играют в мяч.
- Дождь, небо облачно; птицы летают в караване; у грибников есть корзины.
Вместе с ребенком поработав с карточками, взрослый спрашивает, когда эти явления происходят в природе. Научите ребенка правильно обобщать серию, рассказывать о смене времен года. Интересно подкрепить разговор головоломками:
Брукс позвонил
башни прибыли.
Кто подскажет, кто знает
когда это произойдет?
Долгожданное время!
Дети кричат: Ура!
Что это за радость?
это лето).
Дни становятся короче
Чем дольше ночи
Кто подскажет, кто знает
Когда это произойдет?
Зажмите уши, зажмите нос
Он лезет в холодных ботинках.
Кто подскажет, кто знает
Когда это произойдет?
«Логические цепочки»
Такие задания обычно предлагаются детям среднего и старшего дошкольного возраста, имеющим опыт обобщения предметов. Однако, имея достаточно простой игровой материал, вы можете начать изучение логических операций (классификации и обобщения) в раннем возрасте. Ребенок создает цепочки из предметов определенной группы, например, цветов, овощей, фруктов. Если у ребенка возникают затруднения, родитель помогает назвать группу предметов общим словом. Задачу можно усложнить, предложив найти в группе изображений то, что завершает уже построенную цепочку.
«Я начинаю, а ты продолжай…»
Классическая игра, которая предлагается детям любого возраста для развития логических, аналитических навыков. В каждой возрастной группе упражнения различаются по сложности. Детям даются простые и доступные предложения. Взрослый начинает предложение, ребенок продолжает:
- Сахар сладко-лимонный (кислый).
- Птица летает, а черепаха (ползает).
- Слон большой, а кролик (маленький).
- Дерево высокое, а куст (низкий).
Игра с мячом поможет удержать интерес ребенка к задаче. Взрослый бросает мяч с начала предложения, ребенок возвращается с концом. Для старших дошкольников выбираются сложные задания, требующие рассуждения:
- Стол над стулом означает стул (под столом).
- После ночи наступает утро, что означает утро (после ночи).
- Камень тяжелее бумаги, поэтому бумага (легче камня).
«Что лишнее?»
Логическое задание, доступное всем детям, хорошо развивает умение обобщать, сравнивать и классифицировать. Взрослый предлагает ребенку среди изображений, изображающих предметы из определенной группы, найти еще один (предмет из другой группы). Например, среди овощей — картинка с изображением фрукта, среди мебели — открытка с одеждой.
Рассуждения
Для решения проблем необходимы логические рассуждения, а это залог успеха. Стимулирование развития логического мышления у маленьких детей помогает улучшить умственные операции; в результате повышается уровень познавательной активности и повышается способность решать интеллектуальные задачи.
Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст охватывает период от 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать их на основе элементарных характеристик, таких как цвет, форма, размер.
Развивающую деятельность в этом возрасте лучше всего проводить с помощью легких игрушек или обучающих карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Уроки с ребенком учат его мыслить логически
Логические задания для дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями для развития логики в этом возрасте могут быть:
«Разложи по порядку»
Игра помогает ребенку понять причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам потребуются карточки с изображением животных и их детей. Детей можно попросить взять по паре к каждой карточке, предварительно поставив перед собой взрослых животных и подарив им щенков. После того, как все карточки займут свое место, можно будет объяснить ребенку, что из маленького цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка вырастает собака и т.д. Со временем это задание может быть усложняют, предлагая ребенку картинки, изображающие сцены из его любимых сказок… И предлагайте расположить их по порядку, восстанавливая сюжет.
Концептуальная игра
«Закончи цепочку»
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или изображений, принадлежащих к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, животные или птицы. А рядом — группа разных изображений, среди которых должно быть одно, принадлежащее объектам в цепочке. Задача ребенка — завершить цепочку подходящим элементом.
Эта задача, несмотря на ее простоту, хорошо развивает умение обобщать и анализировать, сравнивать и классифицировать.
«Чей предмет?»
В этом задании для дошкольников можно попросить ребенка назвать:
- предметы, которыми пользуются представители различных профессий;
- части определенных машин или устройств;
- части тела человека, животных, птиц;
- элементы домов.
Онлайн игра Найди именно такого кота — ребенок может поиграть в Интернете
«Убери лишнее»
Перед ребенком группа изображений с изображением различных предметов или игрушек, среди которых должно быть еще одно, не входящее в общую категорию. Задача ребенка — найти и удалить этот предмет с помощью логического мышления. Крайне желательно, чтобы ребенок также мог объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Игра Выбери самый маленький предмет
Со временем задание может несколько усложняться, объединяя конкретные предметы с явлениями природы, цветами и т.д. Логические связи между ними немного сложнее, и чтобы справиться с этим заданием, ребенку придется потрудиться.
Логика
Как развить логику у детей 6-7 лет? -Важно понимать, что, хотя дети могут использовать наш опыт, им не нужно, чтобы мы делали все за них. Предоставляя детям свободу мысли и рассуждений, мы также можем помочь им понять, что правильно, а что нет. Метод проб и ошибок полезен для обучения.
Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный период характеризуется интенсивным развитием многих психических процессов. В частности, в четырехлетнем возрасте у детей начинает проявляться логико-вербальное мышление, которое позволяет не только решать определенные задачи, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Совместные игры развивают логику у дошкольников старшего возраста
Ребенку больше не нужно столько визуализации благодаря достаточно развитому воображению и увеличению памяти. И хотя все же желательно использовать на уроках всевозможные дидактические материалы, уже с 4-х лет вы можете предложить своему ребенку решение некоторых проблем в уме.
Вот лишь некоторые из логических заданий для дошкольников старшего возраста.
«Ранжирование»
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует классификация (например, по размеру, цвету и, как следствие, по выраженности того или иного признака). Обязательно дать понять ребенку, что именно служит основой для ранжирования.
Игра Найди отличия — одна из разновидностей рейтинговых игр
С какого возраста развивать логику?
Для развития детей с первых лет жизни разработаны сотни авторских методик, изданы десятки тысяч журналов, учебных пособий и обучающих мультфильмов. Все игрушки для детей от 1 года стали обучающими, а настольные и онлайн-игры теперь содержат в описании длинный список навыков, которые они тренируют. Наружная реклама детских центров способствует развитию логического мышления с 3 лет. Как родители могут не запутаться?
Стоит ли заниматься логикой в 4-5 лет?
Научная работа в области педагогики говорит о важности и необходимости целенаправленного развития логики у школьников, особенно в начальных классах.
Родители и дети, как правило, сталкиваются с первыми трудностями уже в школе. Первоклассник накапливает огромное количество новой информации, которую нужно усвоить.
важно научиться понимать смысл прочитанного или услышанного, чтобы иметь возможность выразить свое видение и понимание проблемы.
К четырем-пяти годам большинство детей уже в состоянии освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификацию. Не нужно принуждать! Но стоит ли упускать этот чудесный возраст, когда его можно просто попробовать?
Ребенку 6+, готовитесь к школе или уже учитесь?
В возрасте детского сада и начальной школы у ребенка наблюдается пик познавательной активности, логико-вербальное мышление переходит на новый уровень.
Представьте, что у вашего ребенка:
- искренний интерес к логическим и математическим задачам;
- невероятные познавательные способности;
- умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает саму суть;
- рассуждать логически правильно;
- тщательно принимает решения.
Пик познавательной активности (5-10 лет) — лучшее время, чтобы развить логику и научить ребенка думать!
родителям важно помнить: способы мышления не формируются в детской голове. Воспитывать ребенка нужно целенаправленно и важно не упустить момент.
Игры
Игры на логическое мышление для детей дошкольного возраста
Если вы когда-либо пытались урезонить трехлетнего ребенка, вы знаете, что ребенок в этом возрасте не мыслит логически. Маленькие дети очень конкретны и буквальны в своем мышлении, и только по мере приближения к школьному возрасту они начинают демонстрировать готовность к задачам, требующим более абстрактного мышления. Однако дошкольники часто обнаруживают удивительные связи, когда они изучают и осмысливают мир, и есть несколько забавных игр с логическим мышлением, которые ответят на вопрос вашего ребенка: что такое логика ?
Что использует логика
Что такое логическое мышление и какие основные понятия использует логика?
Логическое мышление — это мышление, которое включает рассуждения и использование того, что вы знаете, чтобы делать выводы. Логическое мышление — основа познания. Это требует понимания атрибутов, отношений и согласованности, и это важно не только для формального обучения; это необходимый жизненный навык. Проще говоря, логика — это рациональная умственная деятельность человека, и логично, что она последовательна. Логично-разумно.
Аналогии
Задания на поиск смысловых связей сложны для детей с недоразвитым логическим мышлением и ограниченным словарным запасом. При этом выполнение таких упражнений будет способствовать как обогащению словарного запаса ребенка, так и развитию логики.
Как это сделать?
вам необходимо определить отношения между первыми двумя словами. Затем найдите аналогичное соединение во второй паре.
Например: пятница / воскресенье, вторник / (среда, четверг, суббота, воскресенье)
Разберем: «Пятница — Воскресенье» какая связь? Это дни недели, через день. Во второй паре слово «вторник» подходит к «четверг». Он также приходит на следующий день после вторника.
Беги / стой
Крик / (Крик, крик, студент, позвони, заткнись)
Театр / зритель
Библиотека / (слушатель, книги, полки, читалка)
Железо / кузнец
Дерево / (Стол, шкаф, плотник, доска, рубанок)
Ель / доска
Дуб / (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальный станок)
Пароход / пирс
Поезд / (кондуктор, рельсы, купе, вокзал, вагон)
Машина / двигатель
Яхта / (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)
Глаза / очки
Нога / (Ходьба, туфли, костыль, переодевание, носки)
Паровоз / вагоны
Лошадь / (Копыта, повозка, скачки, дорога)
Игла / наконечник
Бритва / (Парикмахер, Лезвие, Борода, Усы, Лицо)
Музыка / Оркестр
Пение / (песня, хор, музыкальная школа, певица)
Коровы / стадо
Волки / (Атака, Охота, Стая, Серые, Лидер)
Рожь / поле
Яблоня / (Яблоки, урожай, огород, огородник, сок)
Гора / пещера
Дерево / (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)
Дом / этажи
Лестница / (Дом, перила, ступеньки, прогулка, подъем)
Число / цифры
Слово / (Листы, книга, тетрадь, письма, чтение)
Заболевание / Лечение
Поломка / (автомобиль, двигатель, ремонт, слесарь, автомойка)
Холод / мороз
Синий / (Синий, небо, фиолетовый, красный)
Враг / Враг
Рынок / (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)
Малиново-ягодный
Математика / (Учебник, Ученый, Наука, Студент, Школа)
Растение / семя
Утка / (птица, пруд, утята, шарлатаны, яйца)
Год / Весна
Жизнь / (Человек, молодой, долгий, веселый)
Глава / Книга
Квартира / (новая, балкон, трехкомнатная квартира, дом)
Голодный / худой
Работа / (Тяжелая, усталая, в поле, на заводе)
Фильм / Экран
Опера / (занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)
Понедельник вторник
Воскресенье / (неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)
Вторник Четверг
Воскресенье / (среда, вторник, пятница, вечер)
Утро / ночь
Зима / (весна, осень, год, лето, неделя)
Мяч / круг
Куб / (фигура, квадрат, кирпич, конструктор)
Коза / животное
Хлеб / (Духовка, еда, форма, тесто, рулет)
Голос / эхо
Лицо / (Отражение, зеркало, чистое, красивое)
Способы развития логического мышления
Логическое мышление — не врожденный талант, его нужно развивать. Есть много способов получить от этого удовольствие. Перечислим лишь несколько:
- Логические задачи. Многие логические головоломки были изобретены тысячи лет назад, но они актуальны до сих пор. Часто они сформулированы очень забавно, поэтому находить остроумные ответы весело и увлекательно. Многие из этих предприятий легко найти в Интернете.
- Игры разума. Игра для детей — это способ познать мир. Играя с ребенком в домино, шашки, шахматы, очки, эрудит и даже простые слова, вы не только развлекаетесь, но и развиваете его мышление.
- Головоломка. Специализированные магазины предлагают ассортимент «интеллектуальных игр» на любой вкус и для всех возрастов: всевозможные лабиринты, головоломки, кубики Рубика и целые наборы исследований. Во многих городах есть кружки любителей головоломок, где дети учатся их решать и соревнуются в искусстве их решения.
- Услуги по развитию. В Сети есть специальные площадки, которые собирают различные задания на развитие логики у детей. Процесс их решения напоминает игру с разными уровнями сложности.
- Компьютерные игры. Вопреки распространенному мнению, не все — пустая трата времени. В Интернете существует огромное количество игр для развития логики: от простейших «Тетрис» и «Линии» до «Майнкрафт» с его бесчисленными возможностями.
Развитие логического мышления в 1 классе
Мышление младшего школьника переживает поворотный момент. До недавнего времени он был основан только на собственном опыте и ощущениях окружающего мира. Но, овладев основами школьной программы, ребенок учится не только читать и писать, но и соотносить символы со значениями и оперировать абстрактными единицами. Чтобы помочь ему освоиться в мире букв и цифр, важно с первого класса обратить внимание на развитие логического мышления.
В первую очередь важно научить ребенка быть наблюдателем: какими свойствами обладают те или иные предметы? Что они имеют общего? Какие отличия? В процессе размышлений он получит представление о закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.
Из классических настольных игр подойдет домино. Эта игра учит быстро считать и принимать решения, предвидя последствия. А также позволяет четко увидеть принцип логической цепочки.
Задачи на логическое мышление для 1 класса
Ответ: лиса, смотрит налево.
Ответ: Чтобы узнать, какое число скрывается за грибом, решим пример «10-3». Ответ — 7. Решив пример «7 + 1», мы получаем число, скрытое за звездочкой; это 8.
Развитие логического мышления во 2 классе
С 8-9 лет у ребенка развивается критическое мышление: все, что ему говорят, уже не предполагает веры. В этот период очень важно научиться отличать истинное от ложного и сравнивать данные из разных источников. В этом ребенку помогут логические задания на истинность и ложность суждений.
Игры-ассоциации, игры в слова и забавные «данец» также очень хорошо развивают логику и воображение. И их главная привлекательность в том, что играть можно где угодно, например, в транспорте или стоять в очереди к врачу.
Кроме того, стоит приобщить ребенка к домашнему заданию «фокус». Может показаться, что они чрезвычайно игривы по своей природе, но это не так. С их помощью ребенок научится понимать, что не все проблемы решаются стандартными методами.
Задачи на логическое мышление для 2 класса
Ответ: велосипед, он не желтый и без двигателя.
Ответ: шесть, пять братьев имеют общую сестру.
Развитие логического мышления в 3 классе
Познание ребенком окружающего мира становится более глубоким и разносторонним. Он уже знает, как соотносить разные уровни информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Модельные миссии по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть намного сложнее.
Вы можете покупать более сложные головоломки, осваивать новые настольные игры. В этом возрасте многие дети любят строителей. «Лего» и его аналоги помогают развивать логику, мелкую моторику и пространственное мышление, а главное дают ребенку огромное пространство для самовыражения.
Даже в этом возрасте вам пригодятся математические и текстовые головоломки, а также веселые матчевые игры.
Задачи на логическое мышление для 3 класса
Отвечать:
Ответ: 4.
Развитие логического мышления в 4 классе
В 10-11 лет подросток хочет не просто играть, а что-то делать по-настоящему. Это лучшее время для всевозможных экспериментов: экспериментов с заливкой жидкостей, электрических конструкторов, развлечений с магнитами и кинетической энергией, химических реакций — все это также отлично развивает логическое мышление. И, конечно, пробуждает интерес к естественным наукам, который скоро начнется в школе. Не менее важно обратить внимание на проблемы пространственного мышления при подготовке к урокам рисования и геометрии.
И даже в этом возрасте пора познакомить подростка с основами программирования. Вы можете начать с изучения графического языка Scratch. Создавая с его помощью мультфильмы и простые игры, дети знакомятся с принципами работы системных алгоритмов.
Основные формы мышления
Логические формы мышления и свойства мысли: понятие, суждение, вывод.
Способы мышления и типы мышления — абстрактное, конкретно-действенное, конкретно-образное. Существует также концептуальное мышление, использующее концепцию и логическую цепочку действий. Есть методы мышления: индукция и дедукция. Индукция — это мышление от частных действий к общим концепциям, а дедукция — это полная противоположность общих действий к частным. Мыслительные операции и мыслительные процессы основаны на анализе и синтезе, а также на сравнении и обобщении.
Функции мышления
- визуально эффективный
- живописный
- словесно-логический
Ответ на вопрос: как развить мышление? это может стать разнообразными упражнениями для развития мышления. Такие методы хорошо используются в математических задачах, когда необходимо представить или пронумеровать ряд чисел в порядке возрастания или убывания, перечислить числа от 1 до 100, написать последовательность букв, слов и т.д.
Процессы мышления
Мыслительный процесс — это логическая цепочка, состоящая из стремления решить проблему, анализа всех ее компонентов, поиска решения и реализации решения.
Общие правила развития логики у ребенка
Основное дошкольное занятие для ребенка — это игра. Однако, несмотря на это, для дошкольников логика играет важную роль. Воображение в этот период еще не развито, и чтобы обучение было проще и эффективнее, в тренировочном процессе необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушки, картинки, пазлы, палочки для счета и так далее. Яркий обучающий материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием примет участие.
Геометрические формы: развитие логики в игровой форме
По мере того, как ваш ребенок растет, ему или ей будет требоваться все меньше и меньше демонстрационного материала. И решение все большего количества задач будет происходить в уме, с помощью связи логико-словесного мышления.
Игры на развитие мышления у дошкольников
Следующие пять игр объединяют навыки логического мышления в одну игру и способствуют развитию логического мышления у младших школьников. Представляя новую игру, помните, насколько ваш ребенок интересуется этим занятием, и сохраняйте игровой тон и настрой. Если ваш ребенок все еще не готов к урокам логики для детей 6, 7, 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.
Башни-близнецы
Для этой игры вам понадобятся кубики, цветные кубики или Лего. Поставьте ребенка перед собой на пол или на стол и поместите между вами высокий ящик или сумку, чтобы ребенок не видел, что вы строите на его стороне.
Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Сможешь построить такую башню, как моя? Я дам вам несколько идей. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, например «синий блок внизу» и «другой блок вверху».
Если ваш ребенок успешно строит Башню-близнеца, попробуйте усложнить подсказки, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ находится сверху». Понимание этого типа подсказок требует другого уровня мышления и может быть ошеломляющим. Если да, держите подсказки простыми и понятными, а вместо этого добавьте сложности, используя несколько блоков разных цветов и строя более высокие башни.
Прятки с изюминкой
Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или мягкую игрушку где-нибудь в доме, а вы задаете вопросы о том, где она спрятана. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте такие вопросы, как «Он прячется в комнате, в которой кто-то спит?» «Он прячется, где кто-то сидит?» «Он прячется у стены?» Это требует, чтобы ваш ребенок обдумал каждую подсказку и подумал, правда она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.
Младшие дети не всегда дадут вам правильные ответы, поэтому следите за тем, какие вопросы им задают. Когда предмет найден, избегайте исправления любых ошибок в подсказках и вместо этого просканируйте их вслух: «О, он был спрятан там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ спрятан там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок все еще не отвечает правильно, вы используете словарь логического мышления, весело проводя время!
Линия игрушки
Эта игра требует, чтобы ваш ребенок подумал о порядке и атрибутах. Для игры вам понадобятся четыре или пять игрушек или мягких игрушек, а для дополнительного удовольствия — ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, выстраивайте игрушки или животных, как если бы они собирались куда-нибудь. Когда игрушки будут в порядке, сделайте снимок на свой телефон. Затем переместите игрушки с их позиций.
Теперь спросите своего ребенка: «Хотите загадать загадку?» Попросите ребенка выстроить игрушки или животных в соответствии с вашими указаниями, используя предложения, требующие большего обдумывания, чем «сначала, затем, последний…». Например, вы можете сказать: «Я сначала поставлю игрушку на колесиках». «Пятнистое животное — последнее в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и тд
В награду за успех покажите ребенку сделанное фото и сравните его с композицией. В конце концов, ваш ребенок может быть счастлив поменяться ролями и указывать вам направление.
Двусторонняя игра «Форма и цвет»
Эта деревянная головоломка не только подчеркивает форму и цвет. Он требует от игрока использования навыков последовательности, причинности и вывода и обладает большой универсальностью. Это можно ввести как настраиваемое действие, и когда ваш ребенок будет готов, с ним будут играть два игрока. Эта игра, также популярная среди дошкольников, развлекает все навыки логического мышления.
Как развить логику у старших дошколят
Психологи на вопрос, как развить логику ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, подчеркивают интенсивность и активность такой работы. В начале школы дети должны овладеть всеми логическими операциями: работать с различными понятиями, самостоятельно рассуждать и делать выводы. Тренировки должны стать постоянными, поэтому игры и упражнения желательно включать не только в специальные занятия, но и в повседневную жизнь.
Важно: чтобы достичь высокого уровня развития детской логики, родители должны сделать интеллектуальное общение с ребенком образом жизни.
Этому могут способствовать как специальные задания, так и игры, организованные в семейном общении. Самые популярные предназначены для решения логических задач: «Составьте фигурку из спичек», «Морской бой», «Крестики-нолики», головоломки, шахматы, загадки. Во время прогулки по лесу родители обязательно должны обращать внимание детей на разнообразие окружающей природы, учить их видеть общее и частное из наблюдаемых предметов. Природа предлагает большие возможности для развития у ребенка способности находить и анализировать причинно-следственные связи: «Если на небе сгустились и потемнели тучи, то… (пойдет дождь)»; «Из желудей, что под дубом, вырастут… (молодые дубы)»; «Составьте биологическую цепочку (цветок-стрекоза-птица)».
«Играем в ассоциации»
Классические логические задания на поиск ассоциаций в первую очередь предназначены для дошкольников старшего возраста. Если работа по развитию ребенка велась давно, ассоциации будут доступны детям среднего дошкольного возраста. Задания расширяют кругозор, формируют умение обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать.
Задания для средних дошколят
Взрослый предлагает детям изображения с изображением предметов разных групп: обуви, одежды, мебели, бытовой техники. Ребенку следует объединить все карточки в разные группы по общим признакам. Вы можете пригласить детей поиграть с мячом, предложив несколько интересных заданий:
- «Скажи обратное (мягкое-твердое, большое-маленькое, смех-плач, зима-лето)»;
- «Назовите похожий предмет (арбузный шар, бублик, пушистый снег, колючий ёжик)»;
- «Название одним словом (яблоко, груша, слива — фрукт, помидор, огурец, перец — овощ, кресло, диван, шкаф — мебель)».
Классическая игра с мячом «Я знаю три овоща, фрукты…» помогает развить логику, способность быстро думать и пополнить словарный запас.
Задания для старших дошкольников
Для развития у ребенка знаний об ассоциативных связях подойдут занятия по построению логических цепочек:
- «Завершите линии»: ребенку предлагается карточка с рядами одинаковых предметов, например, игрушки: волчок, кубик, кукла, мишка; овощи: помидор, капуста, огурец; одежда: куртка, свитер, брюки. Ребенок должен выбрать подходящие карточки, завершая ряд, а детей постарше попросить нарисовать предметы из той же группы.
- «Проведите линию»: ребенку предлагается карточка с нарисованными предметами, которые расположены соответствующим образом, например,
1 ряд: две куклы, два мишки, два мяча,
2 ряд: кукла, мишка, мяч и так далее,
3-й ряд: две куклы, один мяч, два мишки, один мяч.
Дошкольнику необходимо создать свои ряды по подобию, используя подготовленные листы или нарисовав их. Задание хорошо помогает сформировать у ребенка операции обобщения, анализа, сравнения. В дальнейшем, когда дошкольники осваивают ассоциативный ряд, можно предлагать сложные задания:
- угадай линию сам,
- угадать недостающие элементы,
- что не так с линией.
Логические игрушки для семейного досуга
Разработка игрушек, в которые интересно играть всей семьей, очень поможет в развитии логического мышления у дошкольников. Развитие ребенка будет происходить в ближайшем окружении, которое поможет родителям играть и с энтузиазмом учить своего ребенка. Теперь на детских порталах, специализированных магазинах можно найти множество логических игр и развивающих игрушек. Детям могут быть интересны логические вставки, которые расскажут о геометрических фигурах, научат ими манипулировать; волшебные мешочки — помогут формировать концепции; мозаика — разовьет логическое воображение. С детьми постарше они играют в лабиринты, в логические ловушки, которые учат искать нестандартные решения, в разнообразные игры с правилами, расширяющими интеллектуальные способности.
Что даёт ребёнку развитая логика?
Ребенок с развитым логическим мышлением умеет анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, классифицировать и строить ряды предметов, упорядоченных по определенным критериям, и т.д.
Кроме этого умение мыслить логически включает в себя:
- умение легко сосредоточиться на проблеме;
- иметь хорошую память и внимание;
- мыслить ясно и рассуждать;
- иметь развитую речь;
- отгадывать головоломки;
- легко справиться с устранением неисправностей;
- мыслить нестандартно;
- легко сконцентрироваться.
Также происходит развитие коммуникативных навыков, таких как:
- самоуверенность;
- уважение к другой точке зрения;
- помощь и поддержка слабым сверстникам;
- ответственность по порученному делу.
Дети с развитым логическим мышлением очень активны и веселы, интересуются всем происходящим вокруг них. Школа их не обременяет. Они легко адаптируются к дополнительным нагрузкам. Эти дети чаще оказываются в успешных ситуациях.
Ребенку, не обладающему навыками логического мышления, будет сложнее усвоить новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение любой учебной задачи отнимет у него много сил и энергии, ослабит его физическое состояние и отбьет желание учиться. Все это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и приводит к снижению самооценки ребенка.
В заключение можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активными и успешными, необходимо развивать логическое мышление, начиная с дошкольного возраста!