- Какие факторы учитывать, чтобы помочь ученику стать успешным
- Как работать с родителями
- Таблица 1. Какие мероприятия провести вместе с родителями
- Таблица 2. Какие приемы помогут создать ситуацию успеха для любого ученика
- Целеполагание для младших школьников — карта желаний
- Целеполагание для подростков — метод SMART
- Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка
- Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка
- Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние
- Совет 4. Начинайте с малого
- Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели
- Совет 6. Будьте примером
Какие факторы учитывать, чтобы помочь ученику стать успешным
Педагоги могут помочь подросткам успешно справиться с ситуацией, когда они не нарушают этические стандарты. Это важно, потому что, согласно опросу Института социологии РАН, 55% молодых россиян готовы превосходить моральные нормы, чтобы добиться успеха.
Уровень самодостаточности, понимание собственной успешности у подростка связан, в том числе, с эффективным и уверенным продвижением в обществе, с достижением высоких результатов в определенной сфере учебной или развлекательной деятельности.
У подростка еще мало жизненного опыта, ему сложно сопоставить свои потребности с реальными возможностями. Поэтому он рекомендует классным руководителям создавать ситуации из реальной жизни, в которых учащиеся продемонстрируют свои навыки. На успешность развития личности студента влияют следующие факторы: — педагогические — качество урока и внеклассной деятельности; — социальные — отношения между детьми, родителями и учителями; — психологический — климат в коллективе.
55% молодежь готовы нарушить моральные принципы, добиться успеха (Институт социологии РАН) |
Как работать с родителями
Ученики раннего подросткового возраста эмоционально воспринимают свои успехи и неудачи. Педагогам в такой ситуации необходимо варьировать способы достижения успеха в зависимости от личности подростка.
Учитель должен учитывать возрастные особенности учеников и отношения в их семьях. Важно активно вовлекать родителей в жизнь класса. Учитель должен показывать родителям успеваемость каждого ученика, а не сравнивать результаты деятельности учеников друг с другом.
Например, чтобы улучшить отношения между всеми участниками образовательных отношений, вы можете пригласить учителей класса провести семинар для родителей. Семинар «У меня есть талантливый ребенок» поможет родителям лучше понять способности ребенка. Примеры в Таблице 1 — «37.
Вы также можете посоветовать своим коллегам, как создать успешную ситуацию по методике А.С. Белкина.
Какие техники и операции помогут создать успешную ситуацию для студента
Предложите учителям использовать такие приемы, как «Эврика», «Лестница», «Дай шанс», «Следуй за мной» по методике А.С. Белкина.
Пример. Воспитатель использует технику Эврика и создает условия, при которых ребенок выполняет задание и самостоятельно приходит к выводу. Такой вывод должен раскрыть его возможности, пока еще не известные подростку.
учителю важно учитывать психологические особенности человека при создании успешной ситуации. На развитие личности влияют две составляющие: внутренняя и внешняя. Внутренние — это естественные наклонности, чувства и переживания человека. И внешние: окружающая среда и образование. Чтобы методы создания успешной ситуации работали, используйте портрет старшего школьника-подростка из Таблицы 3.
Довожу до вашего сведения
Что есть успех?
НРАВИТЬСЯ. Белкин считал, что успех — понятие неоднозначное и имеет другое толкование:
— с социально-психологической точки зрения успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями других, индивида и результатами его деятельности;
— с психологической точки зрения успех — результат деятельности, к которой человек стремился и, возможно, даже превзошел ожидания, ярко выраженное состояние радости, удовлетворения;
— с педагогической точки зрения успешная ситуация — это возможность получить значимые результаты деятельности
(отдельное лицо или коллектив в целом) в специально организованных комбинированных условиях. НРАВИТЬСЯ. Белкин разделяет понятие успеха (что-то от глаз общественности, в значительной степени скрытое от глаз других) и ситуацию, которую учитель может организовать. Чувство радости рождает ключ к успеху. Но нужно понимать, что постоянное состояние радости может привести к безразличию или уверенности в себе у ребенка. И тогда радость успеха превратится в неудачу, стресс. Любая радость для ребенка должна быть дозированной и адекватной.
Таблица 1. Какие мероприятия провести вместе с родителями
![]() |
Также используется перечень операций, разработанный А.С. Белкиным для создания успешной ситуации.
Воспитатель поможет подростку:
— избавить от страха — преодолеть сомнения, застенчивость;
— способствовать успешному результату — создавать положительные тенденции и успешно вдохновлять подростка на выбранный вид деятельности. Следовательно, уверенность ученика в себе возрастает;
— представить причину — продемонстрировать, для кого и с какими целями студент выполняет деятельность;
— почувствовать личную исключительность — побудит ученика к дальнейшим действиям после того, как подросток уже успешно продемонстрировал свои навыки;
— оценивайте детали — оценивайте отдельные фазы деятельности, а не все в целом.
Таблица 2. Какие приемы помогут создать ситуацию успеха для любого ученика
Механизмы приемов
Неожиданная радость — чувство удовлетворения от того, что результат превзошел ожидания
«Лестница» Учитель помогает ученику обрести уверенность в себе и в других. Шаги:
- Психологическая атака: установление эмоционального контакта, снятие напряжения.
- Эмоциональный блок — переосмысление неудач.
- Выбор основного направления заключается в установлении очага психологического напряжения личности и его нейтрализации.
- Равный выбор возможностей создает для учащегося успешную ситуацию в классе.
- Неожиданное сравнение — повышение авторитета менее успешного человека.
- Стабилизация: превратите неожиданную радость в реальность
«Предложить шанс» Раскрывает скрытые навыки и таланты с неожиданной стороны
«Исповедь» Столкнувшись с лучшими чувствами детей, обретет понимание, вызовет отклик
Общая радость — признание коллектива или той его части, мнение которой ученик особенно ценит
«Следуй за нами» Воспитатель помогает ребенку выразить спящую мысль
«Эмоциональный учитель-импровизированный. Воспитатель произносит слова, которых ждет ребенок и которые могут ему помочь
эскизы»
«Ролевой обмен» Педагог организует дни самоуправления, развивает инициативу детей. Обмен ролями раскрывает скрытый потенциал эмоционально-волевых, интеллектуальных способностей отдельных учеников и коллектива в целом
Радость обучения — важен не столько результат, сколько познавательный процесс, основанный на самообразовании и самопознании
«Эврика» Воспитатель создает условия, при которых ребенок выполняет задание
и самостоятельно приходит к выводу, что открывает ранее неизвестные возможности
«Умышленная ошибка» Педагог развивает навыки школьников, побуждает их самостоятельно искать новые пути решения проблемы
«Линия горизонта» Педагог стимулирует самостоятельные исследования, инициативу
Общая радость — признание коллектива или той его части, мнение которой ученик особенно ценит
«Следуй за нами» Воспитатель помогает ребенку выразить спящую мысль
«Эмоциональный порыв» Педагог по импровизации. Воспитатель произносит слова, которых ждет ребенок и которые могут ему помочь
«Ролевой обмен» Педагог организует дни самоуправления, развивает инициативу детей. Обмен ролями раскрывает скрытый потенциал эмоционально-волевых, интеллектуальных способностей отдельных учеников и коллектива в целом
Радость обучения — важен не столько результат, сколько познавательный процесс, основанный на самообразовании и самопознании
«Эврика» Воспитатель создает условия, в которых ребенок выполняет задание, и самостоятельно приходит к выводу, открывающему ранее неизвестные возможности
«Умышленная ошибка» Педагог развивает навыки школьников, побуждает их самостоятельно искать новые пути решения проблемы
«Линия горизонта» Педагог стимулирует самостоятельные исследования, инициативу
Целеполагание для младших школьников — карта желаний
Дайте ребенку лист бумаги и предложите ему изобразить себя в центре. Это может быть автопортрет, фотография, символ, имя или прозвище, что-то, что ребенок ассоциирует с собой.
Затем попросите его ответить на следующие вопросы:
- Что бы вы хотели сделать до конца месяца (квартала, года)? Например, научитесь рисовать животных, десять раз подтянуться, сыграть на гитаре.
- Чем бы Вы хотели заняться? Например, закончить квартал без Т, съездить на экскурсию в Санкт-Петербург, завести собственный видеоблог.
- Что бы вы хотели получить? Например, новый телефон, золотая медаль на спортивном мероприятии, собака.
Нетрудно понять, что цель «та же». Если от разговора о ней загораются глаза маленькой девочки, значит, вы на правильном пути.
Теперь просмотрите свои цели. Попросите ребенка вместе их нарисовать или выбрать картинки из Интернета.
Образец карты желаний
Разместите картинки вокруг детской картинки и повесьте их на видном месте в квартире.
Целеполагание для подростков — метод SMART
Метод постановки целей SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребенка достигать целей и исследовать их.
SMART — это пять английских слов, которые отражают самые важные критерии для достижения любой цели.
Расшифровка аббревиатуры SMART
Задайте своему ребенку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, и убедитесь, что его ответы просты и уникальны:
- Уточнение Что именно нужно сделать? Кто и где будет это делать?
- Измеримый Как вы узнаете, что ваша цель достигнута?
- Доступный. Что нужно для достижения цели? Что у тебя уже есть? Что еще нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
- Актуально Насколько важна ваша цель сейчас? Это противоречит другим занятиям?
- Ограничено по времени (ограничено по времени). В какие сроки должна быть достигнута ваша цель?
Рассмотрим метод на практике. Например, студент хочет пройти тест по биологии.
S. Результат: повторное тестирование прошло успешно. Я исполнитель. Дома и в классе.
М. Получу «отлично» или «хорошо» за тест».
А. Мне нужны знания по теме «более простые организмы». Я уже знаю, к какому виду они относятся, но не очень хорошо разбираюсь в их строении. Я могу найти эту информацию в Интернете. Мне также нужна помощь учителя, чтобы понять, как они кормятся и размножаются. Я уже подготовил несколько вопросов и готов задать учителю.
А. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы потратить больше времени на подготовку к экзамену, я могу пропустить урок в разделе один раз.
T. Крайний срок — следующая пятница.
Поэтому ребенок не ставит цели случайно, а действует осознанно и сам умеет находить ключи к их достижению.
SMART и другие методы в Foxford Home School используются наставниками в своей работе. Они помогают детям научиться самоорганизовываться и распоряжаться своим временем, делятся эффективными методами обучения и всегда готовы поддержать чаяния своих подопечных.
«Постановка целей — это тот же навык, что и иностранный язык или математика. Чтобы начать его использовать, нужно время и практика. Не стоит постоянно говорить о постановке целей и заставлять ребенка делать все любым методом — это может вызвать отторжение у подростков. Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно внедрить в семье принципы постановки целей и включить ребенка в планирование семьи. Например, обсудить с ним, куда мы поедем в отпуск, чем будем заниматься в отпуске, как проведем воскресенье, что купить в магазине и так далее. А также подбадривайте его, когда он собирается что-то спланировать самостоятельно и, конечно же, подавать пример.
Наставник восьмиклассников Мария Ванина
Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить вашему ребенку важность постановки целей и вселить в него уверенность в своих силах.
Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка
Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте вместе с ребенком список его или ее недавних достижений — всего, чем вы гордились. Например, он научился плавать, получил пятерку впервые за квартал или копил деньги, чтобы играть.
Попросите ребенка ответить на несколько вопросов:
- Насколько сильно вы хотели достичь этой цели?
- Сколько раз ты думал о ней?
- Сколько усилий вам потребовалось, чтобы этого добиться?
- Вы были уверены, что сможете это сделать?
Это поможет ребенку понять, что он уже неоднократно добивался того, чего хочет, и сможет сделать это снова. И это также подскажет, что для достижения любой цели требуются серьезные намерения и регулярные усилия.
Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка
Как ни соблазнительно все решать за ребенка, этого делать не следует. Если всегда говорить подростку, что ему делать, он никогда не узнает, чего хочет от жизни, и вряд ли сможет полностью поверить в себя.
Поговорите со своим ребенком о его мечтах и интересах, позвольте ему решить, чего он хочет, и помогите ему сформулировать план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит только в том случае, если сам определит свои цели.
Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние
Все, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно превратить в цель, разбив ее на три составляющие: область текущего, ближайшего и дальнейшего развития.
Например, чтобы стать космонавтом, ребенок должен знать:
- То, что он сейчас может для этого делать самостоятельно (укреплять здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы о космосе) — это зона эффективного развития.
- В чем нужна помощь взрослого (вступление в кружок космонавтики, посещение тематических музеев) — это зона ближайшего развития.
- То, что невозможно сделать сейчас, но что может стать реальностью в будущем (поступление в университет, обучение на космонавта), — это область для дальнейшего развития.
Совет 4. Начинайте с малого
Для начала помогите ребенку поставить цель, которую он может достичь за короткий промежуток времени: дочитать книгу, нарисовать рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка для больших задач, потому что даже маленькие успехи всегда вдохновляют на новые цели.
Даже сложные цели нужно разделить на несколько маленьких. Это позволит вам составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.
Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели
Дети иногда резко реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребенка к выздоровлению: фразы типа «главное не победа, а участие» не работают.
Даже если ребенок не выполняет план до конца, но вы видите, что он старался, обязательно похвалите его. Вознаграждение за усилия часто мотивирует больше, чем обещание вознаграждения за результат.
Оставайтесь с ребенком и позвольте ему переживать грусть. Покажите ему, что вам интересны не только его успехи, но и он сам: его чувства, мысли и интересы. Предложите им вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей достичь, или увидеть новые возможности в текущей ситуации.
Совет 6. Будьте примером
Покажите своему ребенку, как ставить цели и достигать их, вовлекая его в задачи, которые вы решаете самостоятельно каждый день.
Поделитесь своим опытом: какие неудачи вы испытали в детстве и как вам удалось с ними справиться.