Логическое мышление: как развить у ребенка

Содержание
  1. Упражнение Словоразбиватели
  2. Что даёт ребёнку развитая логика?
  3. Кроме этого умение мыслить логически включает в себя:
  4. Также происходит развитие коммуникативных навыков, таких как:
  5. Признаки абстрактно-логического мышления у детей
  6. Диагностика способности мыслить абстрактно
  7. Как же развить логику ребёнка?
  8. Упражнение 6. Спичечные головоломки
  9. Зачем развивать абстрактное мышление у детей
  10. Упражнения и игры на логическое мышление
  11. Синонимы — антонимы
  12. Закончи предложение
  13. Расшифруй!
  14. Три действенных методики развития абстрактного мышления
  15. Игра в ассоциации
  16. Театр теней
  17. Игры со словами
  18. Упражнение 10. Наведем порядок
  19. Упражнение 7. Правда и ложь
  20. Как развивать логическое мышление школьника?
  21. Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?
  22. Теория
  23. Нестандартные логические задачи
  24. Педагогические условия
  25. Игры с образами
  26. Аналогии
  27. Настольные игры
  28. Задания, активизирующие мозг
  29. Работа с закономерностями
  30. Конструирование
  31. Логические задачи
  32. Упражнение 9. Составляем рассказ

Упражнение Словоразбиватели

слово-пауза

Если мы соединились в предыдущем упражнении, то в этом мы разделим длинное слово на множество коротких слов, состоящих из букв большого слова. По правилам, если буква встречается в длинном слове 1 раз, в коротких словах она не может повториться дважды.

Например, слово «переключатель» делится на:

  • ель;
  • покрасить;
  • лука;
  • тюль;
  • копье;
  • ключ;
  • клюв.

Я не вижу других вариантов, не так ли?

Вы можете разбить любые длинные слова, такие как «отпуск», «картинка», «полотенце», «полярник».

Что даёт ребёнку развитая логика?

Ребенок с развитым логическим мышлением умеет анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, классифицировать и строить ряды предметов, упорядоченных по определенным критериям, и т.д.

Кроме этого умение мыслить логически включает в себя:

  • умение легко сосредоточиться на проблеме;
  • иметь хорошую память и внимание;
  • мыслить ясно и рассуждать;
  • иметь развитую речь;
  • отгадывать головоломки;
  • легко справиться с устранением неисправностей;
  • мыслить нестандартно;
  • легко сконцентрироваться.

Также происходит развитие коммуникативных навыков, таких как:

  • самоуверенность;
  • уважение к другой точке зрения;
  • помощь и поддержка слабым сверстникам;
  • ответственность по порученному делу.

Дети с развитым логическим мышлением очень активны и веселы, интересуются всем происходящим вокруг них. Школа их не обременяет. Они легко адаптируются к дополнительным нагрузкам. Эти дети чаще оказываются в успешных ситуациях.

Ребенку, не обладающему навыками логического мышления, будет сложнее усвоить новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение любой учебной задачи отнимет у него много сил и энергии, ослабит его физическое состояние и отбьет желание учиться. Все это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и приводит к снижению самооценки ребенка.

В заключение можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активными и успешными, необходимо развивать логическое мышление, начиная с дошкольного возраста!

Признаки абстрактно-логического мышления у детей

выявить наличие такого признака у дошкольников уже возможно, так как специалисты считают наиболее продвинутый дошкольный возраст наиболее оптимальным периодом для перехода от визуального мышления к абстрактному. Считается, что умственное развитие детей в школе достигает довольно высокого уровня. Семилетний ребенок уже много знает и способен, приобретает некоторый жизненный опыт, например, ориентируется в окружающем мире, легко запоминает информацию, хорошо знает литературные произведения, понимает смысл головоломок, решает задачи, задачи которых условия ясны, связно выражает свое мнение о различных мероприятиях, интересуется компьютерами, любит заниматься творчеством (моделирование, рисование, конструирование). При этом мышление школьника находится на переломном этапе развития, абстрактное логическое мышление еще несовершенно. Чтобы понять, на каком уровне умственного развития находится ваш ребенок, вы можете использовать более простой тест, который психологи часто используют при обследовании учеников начальной школы.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Удалить лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнышко, свеча.
  • Сапоги, сапоги, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, пряный.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, санки.
  • Суп, каша, запеканка, картофель.
  • Береза, сосна, дуб, розовый.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Введите пропущенные буквы в словах

  • д . р . в… (дерево); а . м . ню (камень); п . б… (рыба); а . г . а… (корова); б . р . з… (береза)

Выберите слово, которое вам нужно по значению

  • 1) волк: пасть = птица:? а) воздушный б) клюв в) соловей г) яйцо д) песня
  • 2) библиотека: book = wood:? а) береза ​​б) дерево в) ветка г) ствол д) клен
  • 3) птица: гнездо = ​​человек:? а) человек б) рабочий в) цыпленок г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница:? а) врач б) пациент в) лечение г) лечебное учреждение

Выберите противоположное по значению слово

  • Начать конец). День Ночь). Зло — это… (хорошо).
  • Высокий низкий). Молодой старик). Сильный слабый).
  • Плачь -… (смеется). Макияж -… (споря). В поисках -… (проигрывает).

Игра
Расшифровать слова

  • наул — (луна); кукуруза — (озимая); акер — (река); toel — (лето).

Анализ результатов

Каждое правильное действие приносит 1 очко. Максимальное количество баллов — 29.

  • 29 — 26 — повышенный уровень логического мышления
  • 25 — 22 — высокий уровень
  • 21 — 18 — средний уровень
  • 17 — 14 лет — уровень логического мышления ниже среднего
  • 13-10 — низкий уровень
  • 9-0 — критический уровень.

Как же развить логику ребёнка?

Есть несколько интересных вариантов тренировки логики у дошкольников и младших школьников. Вы можете чередовать разные виды деятельности, чтобы тренировать разные типы мышления:

  • наглядно-образный;
  • наглядно и эффективно;
  • абстрактная логика;
  • словесно-логический;
  • космос;
  • не стандартный.

Упражнение 6. Спичечные головоломки

спичка

Спички — это не игрушки для детей! Инструмент для тренировки мышления. Из соображений безопасности я предлагаю заменить спички контрплюками.

Эти простые палочки создают очень сложные головоломки.

Для начала разогреемся:

  • сложите два одинаковых треугольника на пять палочек;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • удалите две палочки, чтобы получилось три одинаковых квадрата (см изображение ниже).

спичка-головоломка-три квадрата

Теперь посложнее:

Переместите три палочки так, чтобы стрелка летела в противоположном направлении.

спичка-головоломка-стрелка

Рыбу тоже нужно повернуть в другую сторону, сдвинув всего три палочки.

спичка-рыба

Переместив всего три палочки, достаньте клубнику из стакана.

спичка-пазл

Удалите две палочки, чтобы создать два равносторонних треугольника.

пазл-два-треугольника

Ответы вы найдете в конце статьи.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Вы уверены, что для успешной учебы в школе необходим определенный уровень абстрактного мышления? Осознали ли вы, что у вашего ребенка проблемы с умением логически мыслить, находить нестандартные решения? Вы хотите придать своему маленькому школьнику формы абстракции? Так что нужно прислушиваться к мнению экспертов. Итак, психологи предупреждают, что развитие мышления — довольно длительный процесс и требует ежедневной работы. Ребенок может быть не в состоянии быстро и эффективно освоить абстрактные операции. Поэтому родителям необходимо помочь ему развить навыки абстракции. В психолого-педагогической практике разработано множество методов формирования абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут сосредоточиться на том, что им кажется наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Упражнения и игры на логическое мышление

ИгрыИгровая деятельность по-прежнему актуальна для младших школьников, поэтому игры и упражнения успешно используются для развития абстрактного мышления. Этот метод доступен и интересен детям, с его помощью можно проделать непростую работу по совершенствованию форм абстракции. Каждый взрослый может самостоятельно придумать для своего ребенка игровые задания. Главное — ваша креативность и смекалка! Чтобы игры не заскучали, их легко «оживить» элементами подвижных игр (бег, подпрыгивание, хлопки) или спортивных предметов (мяч, кегли, скакалка). Право соревновательного момента (кто быстрее позвонит…), неустойка. Что вы можете посоветовать для домашнего использования?

Синонимы — антонимы

Классическая игра по выбору синонимов: антонимы всегда привлекают детей. Им нравится соревнование «кто первым подберет слово (синоним или наоборот)». Вы можете играть словесно или можете кидать мяч друг в друга выбранным словом. Примерные синонимы (близкие по значению): скупой — жадный, метание — метание, собака — собака, бомж — ленивый, друг — друг, грубый — мокрый, ложь — неправда.

Более простая задача для детей — подбор антонимов (слов противоположного значения). Выполняется аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трусливый, будущее — прошлое, хорошее — плохое, боль — радость, красивое — некрасивое. Поддерживать интерес к игре можно, вводя игровые моменты: за неправильный ответ игрок дает привидение, а затем покупает его с помощью определенного задания: пение, танцы, произнесение скороговорки, отгадывание загадки.

Закончи предложение

Как и в предыдущей игре, проводится упражнение на завершение предложений. Игроки должны ловить мяч с начала предложения и возвращать его концом, например: собаки лают, а кошки… (мяукать), зимой — мороз, а летом -… (жарко), машина за рулем и самолет… (летит). Более сложный вариант: нужно заканчивать сложное предложение придаточным предложением, например: зимой холодно,… (потому что морозно); ученик получил пятерку,… (потому что он усвоил уроки) и тому подобное.

Расшифруй!

Девушка играет
К такому упражнению нужно подготовиться заранее; вначале используются изображения или слова, написанные на карточках. Позже, когда ученик научится мысленно делить слово на слоги, это можно будет выполнить в форме каламбура. Суть упражнения в следующем:

  • выделите первые слоги каждого слова и наберите новый (расшифруйте): дело, река, вода (дерево); давай, Нина, королева (синица); мама, шипы, Наташа (машина);
  • выделите последние слоги и составьте новое слово: самолет, мяч (пилот); барабан, утка (банка); дерево, лаванда (вода).

Три действенных методики развития абстрактного мышления

Игра в ассоциации

Ассоциация (связь явлений, понятий) считается наиболее доступным и простым методом развития абстрактного мышления у детей. Его легко использовать в повседневной жизни, если вы предложите ребенку найти разнообразные связи между предметами и явлениями вокруг него. Например, на прогулке или в поездке за город, или за вечерним чаем, вы можете сыграть в игру слов для ассоциаций. Суть игры в том, что одно понятие или изображение подразумевают другое. Взрослый произносит концепцию, а дети должны выбирать слова, которые каким-то образом с ней связаны. Например, зонт — дождь — лужи — сапоги — крыша; автомобиль — путешествие — пассажир — груз — двигатель — колесо; лето — солнце — тепло — развлечения — купание — солнечные ванны — отдых. Игрок может назвать любое слово, главное показать, что слова связаны между собой. Интересно вовлечь в действие всех членов семьи, наградить победителя, нашедшего и продемонстрировавшего больше всего ассоциаций.

Как вариант такой игры, вы можете предложить участникам создать ассоциативную цепочку на основе определенной характеристики, например, желтый и теплый — солнце — фонарь — лампа и т.д. Или оригинальные ассоциации, например, ежик — дерево — иголки. — лопух — кисть.

Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть концепции, на которых строятся ассоциации. Это могут быть слова, обозначающие различные отношения в окружающем мире: между людьми (семья, мама, папа, сестра, брат, общество, дружба, школа); в живой и неживой природе (зима, лето, вода, гроза, любое животное, лес, дерево, фрукты, овощи); эмоциональные процессы (радость, боль, любовь, успех, зависть, симпатия); явления общественной жизни (Родина, мир, война, деревня) и другие понятия, составляющие окружающий мир.

Театр теней

Самый популярный и интересный способ развития абстрактного мышления, чем-то похожий на игру ассоциаций. С его помощью создаются различные образы, играя с которыми ребенок задействует все мыслительные процессы (память, внимание, мышление, воображение, речь). Театр теней легко и просто организовать дома и сделать его семейной традицией. Для организации потребуется лист бумаги, настольная лампа, фигурки из резного или фанерного картона или различные движения рук. Лампа расположена так, чтобы создать тень. Вы можете сыграть любую знакомую детям оперу, но не только: спектакли могут быть импровизированы. Главное, чтобы ребенок видел изображенный образ и уметь с ним играть.Театр теней способствует развитию у ребенка абстрактного мышления, формирует умение пользоваться и понимать символы: движения рук конкретны, реальны и осмысленны изображение создается из теней на экране. Мы должны представить себе, что это уже не пальцы, а движущиеся животные.

Игры со словами

Игры в слова — очень простой и удобный способ развить логическое мышление у ребенка, расширить его кругозор и, конечно же, пополнить словарный запас. Выбирайте игры, которые научат вас выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам и устанавливать логические связи.

  • Игровые ассоциации. Дайте предмету имя и предложите назвать подобное. Спросите, почему ребенок выбрал именно его, какие сходства он обнаружил.
  • Найдите новые концовки или начала для известных сказок.
  • Играйте в рифмы.
  • Составляйте рассказы, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
  • Научите ребенка составлять синквейны ;
  • Разгадайте загадки;
  • Играйте «да-нет»: угадайте предмет, явление или персонажа и предложите ребенку угадать это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Упражнение 10. Наведем порядок

мелкие инспекторы движения

Мы уже работали детективом. Теперь предлагаю поработать милиционером. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках неуместны. Будем бороться с нарушителями порядка. Постарайтесь расположить слова так, как они должны быть.

  1. Еда, прилет, время, внутрь, аппетит.
  2. Вынуть, нет, усилие, из, рыбы, пруда, без.
  3. Размер, один, один, один, семь, размер, один.
  4. И, катайтесь, катайтесь, любите, несите, любите.
  5. Ждут, нет, семь, один.
  6. Слово коту и, милый, добрый.
  7. Сто, ах, рублей, имея, не имея друзей, сто.
  8. Падение, нет, яблони, вдали, яблоня, от.
  9. Течет, камень, нет, вода, лежит, внизу.
  10. Они верят, что осень от кур.

Это было последнее 10-е упражнение, которое поможет тренировать память. Также советую обратить внимание на интересные игры на мышление.

Я хочу уточнить. Мы не делаем этого специально. То есть никогда не бывает, чтобы я говорю: «Давай, Александра, садись за стол, давай развивать мысль!» Нет. Это все посередине, если мы куда-то идем, мы идем перед сном вместо книг. Учиться очень интересно, поэтому никого не надо принуждать.

Упражнение 7. Правда и ложь

маленький Шерлок Холмс

Теперь поработаем с Шерлоком Холмсом! Мы ищем правду и обнаруживаем ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых они изображают квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

упражнение-правда и ложь

А теперь предлагайте открытки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карте представляют собой треугольники;
  • на карте нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке — квадраты;
  • все фигуры на карточке — треугольники;
  • на бумаге нет многоугольников;
  • на карте нет ни одного прямоугольника.

Задача состоит в том, чтобы определить, являются ли эти утверждения ложными или истинными для каждой картинки с цифрами.

Подобное упражнение можно выполнять не только с геометрическими фигурами, но и с изображениями животных. Например, поместите на картинку кота, лису и белку.

кошка-белка-лисица

Объявления могут быть следующими:

  • все эти животные — хищники;
  • на фото есть домашние животные;
  • все животные на фото умеют лазить по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картины и постановки к ним можно подобрать самостоятельно.

Как развивать логическое мышление школьника?

Войдя в первый класс, многие родители с облегчением вздыхают и перекладывают обучение своих детей на плечи школы. Но стоит ли полагаться на школьную программу и учителей в развитии логики?

Способный ребенок приходит в школу и .. учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие учителя знают это: ученики начальной школы, а часто и подростки, не могут мыслить независимо, рассуждать и делать обоснованные выводы. Школьникам часто сложно применять методы сравнения, определять причины и выявлять следствия.

Навыки логического анализа, умение правильно рассуждать, находить нестандартные решения — вот что выделяет по-настоящему одаренных и талантливых детей среди примерных отличников.

Учебные программы ориентируют учителей начальной школы на использование в основном формирующих заданий, которые основаны на подражании, выполняются по аналогии и, следовательно, не предполагают полного мышления. А способность делать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия необходимо развивать и тренировать.

Учителя будут рады разнообразить учебный процесс с помощью головоломок на логическое мышление или головоломок со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ согреть ум. Но в большинстве школ вопрос «разминки» сводится к следующему: как можно догнать, выполняя упражнения для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Неразумно перекладывать ответственность на школьных учителей.
  • ребенку важно объяснить: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мысль дошкольника изначально наглядно-образная и только в процессе обучения постепенно перерастает в концептуальную, словесно-логическую. Любой наглядный учебный материал будет легче воспринимать и понимать ребенок дошкольного и школьного возраста, с большим интересом и удовольствием выполняющий домашнее задание и решение задач.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям и, прежде всего, детям!

Специально для детей дошкольного и школьного возраста мы создали образовательную онлайн-платформу LogicLike. На сайте есть все необходимое для развития логического и критического мышления у детей. Платформу можно использовать как для автономных тренировок (обычно с 7-8 лет), так и для всей семьи.

Каждому ребенку нравятся короткие, четкие задания с привлекательными изображениями.

Проблема с текстом: Я Аня. У моего брата есть сестра. Как его зовут?

Выберите предмет, который не подходит по форме к остальным:

Теория

Для формирования логико-вербального мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей школьного возраста. В текстовом формате мы раскрываем основные концепции, категории и органично интегрируем их с изображениями, видео и бизнес-примерами с анализом решения.

Таким образом, понятийный аппарат студента расширяется, учится учиться, выбирает, какие из полученных теоретических знаний следует использовать для решения конкретной задачи, и применяет их.

задача комплаенс, что кому

Мама и дочь, а также мама и папа заказывали разные блюда. Как правильно расставить посуду?

Авторы и разработчики программы LogicLike также учли такую ​​особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречиям, поэтому дети часто повторяют одну и ту же ошибку много раз. Чтобы помочь ученику избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, Logic Lab предоставляет аргументированные комментарии по выполненным задачам.

Нестандартные логические задачи

Один из самых эффективных способов развития логического мышления в начальной школе — решение нестандартных задач.

«Знаете ли вы, что математика имеет уникальный эволюционный эффект? Стимулирует развитие логического мышления, формирует лучшие приемы умственной работы, расширяет интеллектуальные способности ребенка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных областях, быть внимательнее, наблюдателями».

Помимо математических задач, мозг младших школьников разрабатывает пазлы, разные виды задач с палками и спичками (из определенного количества спичек расставить фигурку, перенести одну, чтобы получить другую картинку, соединить несколько точек линией, не убирая руки).

Педагогические условия

Студенты выполняют задание
Правильно созданные педагогические условия стимулируют развитие логического мышления школьников

Для развития и совершенствования логического мышления младших школьников необходимо создать благоприятные для этого педагогические условия.

Начальное школьное образование должно быть направлено на то, чтобы помочь каждому ученику развить свои навыки. Это верно, если учитель учитывает индивидуальность каждого. Кроме того, разнообразная образовательная среда способствует раскрытию потенциала младшего школьника.

Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышления школьника:

  1. Задания на уроках, которые побуждают детей думать. Лучше, когда такие задания есть не только на уроках математики, но и во всех остальных. А некоторые учителя берут логические пять минут между уроками.
  2. Общение с учителем и сверстниками — в обычное и неподходящее время. Размышляя над ответом, над путями решения проблемы, ученики предлагают разные решения, а учитель просит их обосновать и доказать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сравнивать различные суждения и делать выводы.
  3. позитивно, когда образовательный процесс насыщен элементами, в которых ученик:
    • может сравнивать понятия (предметы, явления),
    • понимать различия между общими чертами и отличительными (частными) чертами
    • выделить основные и второстепенные характеристики
    • игнорировать несущественные детали
    • анализировать, сравнивать и обобщать.

«Успех полноценной тренировки логического мышления школьника зависит от того, чему учат всесторонне и систематично».

Начальная школа — лучшее время для целенаправленной работы над активным развитием логического мышления. Всевозможные развивающие игры, упражнения, домашние задания и домашние задания, направленные на:

  • развивать способность мыслить самостоятельно
  • научиться делать выводы
  • эффективное использование полученных знаний в умственных операциях
  • поиск характерных черт в предметах и ​​явлениях, сравнение, группировка, классификация по определенным характеристикам, обобщение
  • использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Игры с образами

Дети в основном наглядны, поэтому любят игры с картинками и картинками. Уроки с карточками, бумагой и ручками стимулируют развитие логико-образного мышления .

Вот несколько идей для этого вида бизнеса:

  • предлагать игры для сравнения и группировки объектов по цвету, форме, размеру и другим характеристикам;
  • решать головоломки ;
  • составлять истории из изображений;
  • Научите ребенка работать со спирографом ;
  • решать задачи логики ;
  • решать головоломки;
  • игры на бумаге;
  • пройти лабиринты;
  • разгадывать загадки;
  • отгадывать головоломки.

О. Наумова Скоро в школу

Аналогии

Задания на поиск смысловых связей сложны для детей с недоразвитым логическим мышлением и ограниченным словарным запасом. При этом выполнение таких упражнений будет способствовать как обогащению словарного запаса ребенка, так и развитию логики.

Как это сделать?
вам необходимо определить отношения между первыми двумя словами. Затем найдите аналогичное соединение во второй паре.

Например: пятница / воскресенье, вторник / (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разберем: «Пятница — Воскресенье» какая связь? Это дни недели, через день. Во второй паре слово «вторник» подходит к «четверг». Он также приходит на следующий день после вторника.

Беги / стой
Крик / (Крик, крик, студент, позвони, заткнись)

Театр / зритель
Библиотека / (слушатель, книги, полки, читалка)

Железо / кузнец
Дерево / (Стол, шкаф, плотник, доска, рубанок)

Ель / доска
Дуб / (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальный станок)

Пароход / пирс
Поезд / (кондуктор, рельсы, купе, вокзал, вагон)

Машина / двигатель
Яхта / (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)

Глаза / очки
Нога / (Ходьба, туфли, костыль, переодевание, носки)

Паровоз / вагоны
Лошадь / (Копыта, повозка, скачки, дорога)

Игла / наконечник
Бритва / (Парикмахер, Лезвие, Борода, Усы, Лицо)

Музыка / Оркестр
Пение / (песня, хор, музыкальная школа, певица)

Коровы / стадо
Волки / (Атака, Охота, Стая, Серые, Лидер)

Рожь / поле
Яблоня / (Яблоки, урожай, огород, огородник, сок)

Гора / пещера
Дерево / (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)

Дом / этажи
Лестница / (Дом, перила, ступеньки, прогулка, подъем)

Число / цифры
Слово / (Листы, книга, тетрадь, письма, чтение)

Заболевание / Лечение
Поломка / (автомобиль, двигатель, ремонт, слесарь, автомойка)

Холод / мороз
Синий / (Синий, небо, фиолетовый, красный)

Враг / Враг
Рынок / (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)

Малиново-ягодный
Математика / (Учебник, Ученый, Наука, Студент, Школа)

Растение / семя
Утка / (птица, пруд, утята, шарлатаны, яйца)

Год / Весна
Жизнь / (Человек, молодой, долгий, веселый)

Глава / Книга
Квартира / (новая, балкон, трехкомнатная квартира, дом)

Голодный / худой
Работа / (Тяжелая, усталая, в поле, на заводе)

Фильм / Экран
Опера / (занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)

Понедельник вторник
Воскресенье / (неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)

Вторник Четверг
Воскресенье / (среда, вторник, пятница, вечер)

Утро / ночь
Зима / (весна, осень, год, лето, неделя)

Мяч / круг
Куб / (фигура, квадрат, кирпич, конструктор)

Коза / животное
Хлеб / (Духовка, еда, форма, тесто, рулет)

Голос / эхо
Лицо / (Отражение, зеркало, чистое, красивое)

Настольные игры

Шашки, шахматы, карточные шахматные игры, домино, бинго — проверенные классические игры, которые всегда будут актуальны и подходят для семейного отдыха. Их учат не только побеждать, но и принимать поражение, развивать коммуникативные навыки.

Отличная игра по этой «Волшебной сумке». Он поможет ребенку научиться угадывать предметы и игрушки на ощупь, исходя из их формы.

Игры для развития думающих детей

Задания, активизирующие мозг

Мальчик выполняет логическое задание на флипчарте
Есть много задач, которые активируют мозг

Задания на развитие навыков анализа и синтеза

  1. Соедините элементы вместе:

«Вырежьте необходимые фигурки из различных предложений, чтобы получить дом, корабль и рыбу».

  1. Чтобы найти разные признаки объекта:

«Каковы стороны, углы и вершины треугольника?».

«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита опередил Егора на 25 см. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и первый. Кто прыгнул дальше второй попытки: Никита или Егор? Как много? Угадай, что!».

  1. Чтобы распознать или составить объект по определенным критериям:

«Какое число стоит перед числом 7? Какой номер после цифры 7? За цифрой 8?».

Классификационные задачи:

«Какой муниципалитет?»:

1) Борщ, паста, котлета, компот.

2) Свинья, корова, лошадь, коза.

3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4) Стул, стол, шкаф, табурет.

«Что лишнего?» — игра, позволяющая находить общие и непохожие свойства объектов, сравнивать их и даже объединять в группы по основному критерию, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» — игра, которая формирует логические операции, такие как сравнение, обобщение, классификация по переменным признакам.

Например: сделайте три фотографии с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие способности сравнения:

«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила другу 2 наклейки, и у нее осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задачи по поиску существенных характеристик:

«Назовите атрибут объекта». Например, книга: что это? Из какого материала это сделано? Насколько он большой? Насколько он толстый? Как его зовут? К каким предметам он принадлежит?

Полезные игры: «Кто в лесу живет?», «Кто в небе летает?», «Съедобное — несъедобное».

Задачи сравнения:

Сравнение по цвету. Необходимо назвать несколько элементов:

синий
б) желтый
в) белый
г) розовый.

Сравнение по форме. Необходимо назвать несколько элементов:

площадь
б) круглый
в) треугольная
г) овальная.

Сравним 2 предмета:

а) груша и банан
б) малина и клубника
в) санки и тележка
г) машина и поезд.

Сравним сезоны:

Беседа со студентами об особенностях времен года. Читайте стихи, сказки, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Опираясь на тему времен года.

Работа с закономерностями

Мотив может быть скрыт в изображениях, включая цифры, буквы, любой элемент серии.

Чтобы научиться правильно находить выкройку, действуем по следующему алгоритму:

  • Внимательно наблюдаем ряд чисел, фигур, животных, предметов.
  • Пытаемся угадать, на чем основана модель, по какому правилу расположены элементы.
  • Пытаемся определить тип модели.
  • Давайте проверим наши гипотезы одну за другой, чтобы увидеть, какое правило соблюдается.
  • Убедившись, что правило «задуманного» соблюдается, мы можем точно назвать следующие элементы сериала.

Примеры моделей с цифрами:

2, 5, 8, 11, 13, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

99, 10, 88, 20, 77, …

4, 16, 5, 25, 6, …

Книжки-раскраски с логическими узорами идеально подходят для детей 5-9 лет.

Ольга Наумова

Конструирование

Строительные игры помогают развивать мелкую моторику, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение идей в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Было бы неплохо найти время для совместных занятий с ребенком в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень увлекательные задания.

Lego поможет вам изучить множество математических понятий.

Математика тесно связана с логикой, поэтому не забывайте математические игры для детей.

И конечно же, игра Танграм отлично развивает логическое и пространственное мышление детей.

Логические задачи

Пожалуй, решение логических и нестандартных задач — самый эффективный способ развить логику и мышление.

Для дошкольников и детей первого класса логическое домашнее задание должно быть четким и хорошо иллюстрированным. Много интересных заданий можно найти в одной из моих книг.О. Наумова Логика

логические задачи 1 класс,

логические задачи 1 класс,

Другие примеры нестандартных занятий, которые интересны младшим школьникам:

Проблема 1
Вася нашел на 36 грибов больше, чем Лена. По дороге домой сестра стала просить Васю: «Дай мне грибов, чтобы у меня было столько же грибов, сколько у тебя!» Сколько грибов дать Лене брат?

Проблема 2
По двору гуляют гуси и свиньи. Петя посчитал количество голов, их было 30, потом посчитал, сколько ног, их было 84. Сколько гусей и сколько свиней было во дворе?

Проблема 3
На поляне паслись ослы. К ним подошли несколько парней. «Давайте по очереди сядем на ослов», — предложил старец. На двоих мальчиков ослов не хватило. «Давай попробуем сесть пополам», — снова предложил старец. Затем осел остался без всадника. Сколько ослов и мальчиков было на поляне?

Проблема 4
Сколько лет Ваня? Когда Ваню спросили, сколько ему лет, он подумал и сказал: «Я в три раза моложе папы, но в три раза старше Сережи». Потом подошел маленький Сережа и сказал, что папа старше его на 40 лет. Сколько лет Ваня?

Проблема 5 «Старая проблема».

Чтобы купить порцию мороженого, Пете не хватает семи копеек, а Маши не хватает одной копейки. Затем они скопили все деньги, которые у них были. Но их не хватило даже на порцию. Сколько стоит порция мороженого?

Проблема 6
Во время урока учитель поставил сложную задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, которые ее не решили. Кого больше в классе: кто решил задачу или девочки?

Решая логические задачи, ребенок научится распознавать предметы по заданным признакам, обобщать, сравнивать и определять закономерности.

Хорошие результаты дают и упражнения на развитие межполушарных связей. Используйте разные методы. Развивать и тренировать логическое мышление можно и нужно по-разному. Все индивидуально. Но целенаправленные усилия по развитию логики обязательно принесут хорошие результаты. Удачи!

Упражнение 9. Составляем рассказ

дети ходят в школу

Рассказы можно составлять по-разному, например, на основе изображения или определенной темы. Это, кстати, поможет вам научиться писать сочинения. И я предлагаю вам попробовать составить рассказ на основе слов, которые должны присутствовать в этом рассказе.

Как всегда пример.

Приведены слова: Ольга Николаевна, пудель, блестки, репа, зарплата, седина, замок, паводок, клен, песня.

Вот что случилось с Сашей.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке вел своего пуделя Артемона, пудель весь блестел. Вчера он сломал замок шкафчика, подошел к коробке с блестками и вылил ее на себя. И даже Артемон прогрыз трубу в ванной и устроил настоящий потоп. Когда Ольга Николаевна пришла с работы домой и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А теперь за репой следили, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогой, в половину зарплаты стоила. Перед тем как войти в магазин, Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, запев песню, вошла внутрь.

королевский пудель

А теперь попробуйте сами! Вот три группы слов:

  1. Врач, светофор, наушники, лампа, мышка, журнал, фоторамка, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первый сорт, лето, заяц, пуговица, разрыв, костер, липучка, пляж, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, шаг, мяч, роспись, театр.
Оцените статью
Блог про развитие детей