- Что такое синквейн
- Области применения
- Как составить синквейн: практические рекомендации
- 1 строка
- 2 строка
- 3 строка
- 4 строка
- 5 строка
- Синквейн на тему труд
- Как научить детей писать синквейн?
- Варианты работы с синквейном
- Педагогическая ценность синквейна
- Примеры на разную тематику
- Правила написания
- История возникновения метода
- Как составить синквейн: мои советы
- Первая строка
- Вторая строка
- Третья строка
- Четвертая срока
- Пятая строка
- Дидактический синквейн
- Как научиться быстро писать синквейны на любую тему?
- Достоинства метода
- Правила составления
- Другие виды синквейна
- Зачем составлять синквейн в школе?
- Как использовать синквейны на уроке?
- Польза в педагогической практике
- Как использовать синквейны на уроке?
Что такое синквейн
Синквейн — что это? Это творческое произведение, представленное в виде короткого стихотворения без рифмы, составленного по определенным правилам.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применить к темам любого предмета школьной программы. Позволяет студентам проявить интерес, помогает им лучше понять изучаемый материал. Составить пятистрочку достаточно просто, поэтому допустимо использовать ее при работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза существующих или вновь полученных данных. Его можно использовать на этапе задания, когда дети, еще до знакомства с новой темой, сочиняют стихотворение на основе информации, которую они знают в данный момент. Это позволит учителю понять, что дети уже знают по данной теме, и даст возможность скорректировать информацию, которую необходимо передать детям для правильного усвоения материала.
На этапе понимания написание синквейна позволяет учителю оценить, насколько учащиеся понимают изучаемый предмет, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, потому что синквейн также является игрой. В данном случае методика — это изменение деятельности, способствующее определенной эмоциональной разгрузке школьников.
И вы можете использовать его на этапе отражения. Мысль, воплощенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изучаемого материала учениками. Синквейн классифицируется как быстрый, но очень мощный инструмент мышления.
Составление синквейна — занятие творческое и часто используется при изучении гуманитарных тем: литературы, истории. Но чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его интереснее, можно использовать эту методику, например, на уроках физики. Ознакомившись с темой «Свет», педагог предлагает детям составить синквейн.
Свет
Отвечайте прилагательными, что это такое? Яркий, теплый
Расскажите нам, используя глаголы, что он делает? Горит, загорается, мерцает.
Придумайте предложение или фразу, выражающую отношение к теме и являющуюся своего рода заключением. Необходимо людям.
Обобщите это одним словом. Блеск.
В естествознании можно предложить детям сочинить стихи о временах года.
Лето
Жаркое, веселое
Гуляй, играй, расслабляйся.
Не может ждать.
Отпуск!
Весна
Тёплый, яркий
Цветет, зеленеет, любит.
Природа просыпается.
Большой!
Как составить синквейн: практические рекомендации
Попробуем поэтапно разобраться, как написать не рифмованное стихотворение, используя слово «книга».
1 строка
1 строка — это аргумент, что означает, что слово «книга» — это завершенная первая строка нашего стихотворения. Но книги разные, какую характеристику вы можете им дать? Для этого необходимо конкретизировать тему (в данном случае книгу). Перейдем ко второй строке.
2 строка
строка 2 содержит описание темы (топика). Что означает слово «книга»? у каждого есть свои ассоциации, например:
- Электронный, бумажный;
- Интересно, увлекательно, с изображениями и иллюстрациями;
- Скучные, технические, с формулами и схемами;
- Старый, старинный, с пометками на полях.
Список может быть очень длинным, и нет однозначно правильного определения, потому что у каждого есть свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то преподносит любимую детскую книгу, кто-то тяжелый фолиант в отцовском кабинете, у кого-то абстрактное изображение в виде полок магазинов с множеством творений. Вы должны написать то, что представлено в отношении «вашей» книги. Например:
- яркий, красочный;
- скучно, поучительно;
- исторический, интересный.
Во второй строке уже ясно представлена сущность нашей книги.
3 строка
строка 3 должна описывать действие. Какие действия обычно происходят с книгой? Его сочиняют, пишут, публикуют, продают, на полке и так далее. Но правильнее было бы описывать действия по отношению к автору: он ловит, толкает во сне, надоедает, учит, рассказывает, заставляет волноваться. Выбор глаголов-характеристик зависит от приведенного описания. Например, скучное морализаторство во второй строке не может увлечь, разбудить воображение в третьей.
При написании третьей строки главное правило — придерживаться уже созданного изображения. Также необходимо следить за использованием однокоренных слов, если книга была охарактеризована как интересная, она не должна характеризовать интересующее действие. Переливание «воды» раскроется. Лучше использовать похожее по значению слово: интересная книга завораживает.
4 строка
строка 4 из пяти подразумевает выражение личного отношения к предмету (книге). Как правило, эту линию сложнее всего сформулировать. Школьников постоянно учат, что мысли надо выражать прямо и недвусмысленно: люблю читать, книги считаю полезными и поучительными. На практике cinquain не требует оценки и предполагает свободный перевод. Вам необходимо определить, что для вас и вашей книжной жизни является наиболее важным.
Например:
- ненавижу сидеть за книгой;
- научился читать в пятилетнем возрасте;
- у меня дома много книг.
Если фантазия рисует вырубку леса для производства книжной бумаги, то могут быть такие формулировки:
- издал книгу — разрушил дерево;
- бумажные книги — планета без деревьев.
То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткое и емкое предложение, вы можете записать свою мысль в произвольной форме, не считая количества слов, а затем решить, как уменьшить ее до нужного размера. Например: «Я люблю читать исторические романы и могу просидеть перед книгой всю ночь до утра». В результате сокращенная версия будет выглядеть так:
- я читаю всю ночь;
- прочитать всю книгу до утра;
- книга в руке — мечта за порогом.
5 строка
5-я строка — последняя, его задача — одним словом подытожить всю работу. Для начала нужно написать получившиеся четыре строчки и прочитать их. Это почти готовое стихотворение, а не рифма. Скажем, вспомнила работы для детей:
- Ярко, сказочно.
- Развлекает, завораживает, колыбель.
- Мама читает перед сном.
Чтобы сформулировать основную идею синквейна, необходимо сделать вывод из полученной работы: «Помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала по ночам сказки». Скорее всего, последнее слово уже будет содержаться в последнем предложении. В этом случае будет уместным слово «детство».
Синквейн на тему труд
Давайте посмотрим на другой пример с другой темой. Вы можете предложить свою версию в комментариях.
- Опера.
- Утонченный, уместный.
- Учись, проектируй, выполняй.
- Вы должны много работать, чтобы достичь своих целей.
- Результат.
Составлять синквейн рекомендуется не только школьникам, но и дошкольникам с помощью родителей. Ребенок быстро развивается и легче воспринимает сущность различных предметов и вещей в окружающем его мире.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь необходимо сказать, что синквейн — это стремление в краткой форме выразить свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность высказать свое мнение по любому вопросу, теме, событию, явлению, которое будет быть лейтмотивом произведения… Итак, необходимо пояснить основные правила написания пяти стихов, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, указывая время, отведенное на эту работу.
После завершения творческого процесса дети при желании читают свои стихи. Если работа выполнялась, например, как домашнее задание, учитель может прочитать (или попросить автора работы сделать это) наиболее интересные варианты. Например, вы можете попробовать создать общий синквейн, написав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но индивидуальная работа считается наиболее эффективной, так как позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционной синквейновой компиляции на уроке возможны и другие виды работы с пятью строчками.
Составьте рассказ на основе готового стихотворения. При компиляции рекомендуется использовать слова и фразы, используемые в данных синквейна.
Отредактируйте готовый синквейн, чтобы улучшить его.
Добавьте syncwin. Для этого необходимо проанализировать данное стихотворение, выявить недостающую часть и дополнить. Например, вы можете предложить стихотворение, в котором нет темы. Используя слова, которые характеризуют и раскрывают его, учащиеся должны понять, что это такое:
Мимолетный, блеклый
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема этого синквейна — «Время».
Педагогическая ценность синквейна
В русских школах эту поэтическую форму начали использовать не так давно, в последнее десятилетие прошлого века. Но в западных школьных программах он успешно используется уже почти 100 лет.
С педагогической точки зрения синквейн — отличный способ творчески воспитать ученика. Такая поэтическая форма помогает найти и выделить самые важные моменты в области информации, составить их и вкратце привлечь внимание окружающих.
Синквейн помогает преодолеть однообразие речи у ребенка, помогает обогатить словарный запас и ускорить умственное развитие. Написание пяти стихов помогает развить навыки аналитического мышления. Его удобно использовать в качестве финального задания для проверки прошедшего материала. Легкость построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разного возраста.
Чтобы отсосать синквейн, нужно обладать знаниями и пониманием охватываемого материала. Этот модуль можно использовать не только по литературе или русскому языку, но и по таким предметам, как физика, химия, биология, вы можете проверить уровень знаний ученика, составив синквейн. Кроме того, хоть со временем он проходит быстрее, чем написание стандартного теста, но интенсивности мыслительной работы потребуется не меньше. И результат будет намного оригинальнее, интереснее и показательнее.
Примеры на разную тематику
Синквейн можно легко составить на любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:
Тема | Синквейн |
Жизнь | Жизнь. Бурно, ярко. Он спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти себя. Изобразительное искусство. |
Человек | Человек. Разумно, чувственно. Думайте, мечтайте, стремитесь. Общество делает человека таким, какой он есть. Личность. |
Радость | Радость. Безграничный, легкий. Вдохновляет, лечит, восхищает. Творите добро — и с радостью в сердце. Улыбка. |
Дружба | Дружба. Крепкий, длинный. Он объединяет, связывает, помогает. Дружба — большая ценность. Уверенность. |
Дом | Дом. Уютно, тепло. Защищает, сохраняет, нагревает. Нет места лучше дома. Любовь. |
Бабушка | Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, любит, кормит. У бабушки самые вкусные торты. Уход. |
Лето | Лето. Жаркое, беззаботное. Гуляй, играй, расслабляйся. Этим летом мы ходили на море. Отпуск! |
Мораль | Нравственность. Публичный, общий. Он управляет, определяет, обучает. Мораль и закон управляют поведением людей. Этика. |
Опера | Опера. Развитие, интересно. Уточняйте, изменяйте, развивайте. Работать надо сознательно. Работа. |
Война | Война. Ужасно, напрасно. Горечь, пугает, разрушает. Борьба за свободу Отечества. Герои. |
Синквейн — универсальный метод: его можно успешно применять не только на уроках литературы и русского языка, но и во время других гуманитарных занятий. Например, на уроке географии вы можете использовать его, чтобы лучше понимать информацию о континентах, природных территориях и т.д.:
Савана а.
Африканский, расширенный.
Расширяется, зеленеет, питается.
Величественно бродят жирафы.
Природа.
ИЛИ:
Тайга.
Хвойный, зеленый.
Он растет, окружает, отдает.
Щедра дальневосточная тайга!
Осторожно!
В биологии метод может быть использован для описания изучаемых животных:
Лягушка.
Скользкий, радушный.
Катайся, производи, ешь мух.
Амфибия.
Также: Синквейн можно использовать не только для гуманитарных, но и при изучении точных наук.
Например, в начальном классе вы можете попросить учащихся составить блестки по математике:
Математика.
Интересно, важно.
Учите, развивайте, считайте.
Без чисел нет жизни.
Королева наук.
В физике также есть много понятий и явлений, понимание которых упрощает синквейн, например свет, энергия, сила и так далее
Поэтому синквейн, позволяющий систематизировать информацию, очень помогает разобраться во многих темах из различных областей науки.
Правила написания
Как приготовить синквейн? Делать это нужно по следующим правилам. Синквейн всегда состоит из пяти строк определенной структуры:
- Первая строка содержит слово — название, отражающее основную суть темы;
- Во втором есть два прилагательных, выражающих основную идею;
- В третьем есть три глагола, обозначающие действия в аргументе;
- В четвертом — основное смысловое предложение темы;
- В пятом — существительное, которое служит заключением.
Представленный план синквейна — его главная особенность.
История возникновения метода
Форма cinquain (от французского cinquains, английский cinquain) была разработана в начале 20 века американской поэтессой Аделаидой Крапси, вдохновленной слоговыми стихотворениями хайку и танка, характерными для японской культуры. Написанные ею синквейны были опубликованы в 1914 году в посмертном сборнике стихов, а также несколько раз переиздавались.
Он изобрел традиционную форму составления пяти строк, основанную на подсчете слогов в каждой строке. В нем было 22 слога. Структура синквейна была такой: 2 — 4 — 6 — 8 — 2, где число — это количество слогов в каждой строке.
Впоследствии многие другие авторы интегрировали и развили эту поэтическую форму. Благодаря этому такие варианты, как:
- обратный синквейн, имеющий обратную последовательность строения: 2 — 8 — 6 — 4 — 2;
- зеркало, в котором два пяти стиха: один — с традиционной структурой, второй — с обратной структурой;
- синквейн-бабочка с девятью линиями и структурой: 2 — 4 — 6 — 8 — 2 — 8 — 6 — 4 — 2;
- «корона синквейнов» — пять традиционных, составляющих целое стихотворение;
- «Гирлянда синквейнов» — традиционные пять (по сути, это та же «корона» из пяти строк), но добавлен шестой стих, в котором первая строка взята из первых пяти строф, вторая — из следующих, и так улица
Как составить синквейн: мои советы
Чтобы научиться правильно составлять синквейн, необходимо развивать мышление и воображение. Чем больше тренировок будет набирать синквейн, тем быстрее и лучше они будут.
Первая строка
Чтобы сделать первую строчку синквейна, вам нужно попытаться отделить самую важную идею от темы. Например, при работе с синквейном в литературе первая строка может содержать слово «Булгаков».
Вторая строка
Для второй строки синквейна по алгоритму нужно выбрать два прилагательных, уточняющих название в первой строке. Например, это может быть «Талант. Интересно.»
Третья строка
Третья строка в схеме синквейна дополняется существующими словами, и здесь должны быть написаны основные глаголы. Например, на том же уроке литературы это может быть «Пишите. Сюрприз. Постигать».
Четвертая срока
По методике для четвертой строчки синквейна необходимо выбрать емкое предложение, относящееся к теме. В данном случае это могли быть слова «Рукописи не горят».
Пятая строка
Пятая строка в написании синквейна — это заключение, оно должно быть связано со словом из первой строки. Например, А. Ахматова назвала этого писателя «гением», и это слово может стоять в конце синквейна.
Дидактический синквейн
Отдельным явлением педагогики, получившим распространение как современный методический метод, является использование синквейна в образовательной практике.
В России учителя и профессора университетов с начала 2000-х начали активно предлагать своим ученикам возможность писать информацию в пять строк.
По мнению методистов, такое разделение на строки помогает лучше структурировать и хранить информацию, выделяя в них главное.
К достоинствам этой методики можно отнести ее общедоступность, лаконичность, возможности. Однако следует помнить, что эта форма больше подходит старшеклассникам или школьникам, которые уже научились выделять основную идею текста, различать предмет и объект действия.
Для детей младшего возраста Синквейн удобен как упражнение для развития образного мышления.
Как научиться быстро писать синквейны на любую тему?
Чтобы написать стихотворение без рифм, вам необходимо иметь достаточные знания предмета или концепции. Во-первых, вам следует потренироваться на простых предметах. Важно хорошо владеть письменной формой и иметь представление.
Такое стихотворение из 5 строк удается составить каждому. Прежде всего, вам нужно научиться выделять главную идею. Но самое главное — как можно больше тренироваться. Перед тем, как составить пятистрочное стихотворение, необходимо потренироваться вдумчиво читать текст, обращая внимание на то, что ребенок знает, чему он научился, что непонятно и что важно запомнить. После этого несложно эффективно проанализировать информацию и выделить главную идею.
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
- возрастает интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- у студентов развивается творческое начало;
- улучшаются коммуникативные навыки и умение лаконично и лаконично излагать свои мысли;
- мышление и воображение развиваются;
- развита способность анализировать;
- сокращается время, затрачиваемое на хранение информации;
- словарный запас растет.
Составление синквейна на уроке занимает относительно мало времени, но в то же время это эффективный способ развития образной речи, способствующий быстрому получению результата.
В процессе работы по данной методике студенты имеют возможность не только углубить свои знания по любой теме, но и улучшить навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, планирования собственной учебной деятельности.
Правила составления
Однако в педагогике дидактический синквейн используется как эффективный метод обучения, в котором важную роль играют содержание и способ составления каждой строки, а слоговая зависимость отходит на второй план. Составлять такие поэтические формы достаточно просто и даже увлекательно, главное понять принцип, хорошо усвоить его и «прочувствовать», и тогда вы сможете стать настоящим мастером в их написании.
Правила составления синквейна и примера, основанного на самой теме «блесток»:
- Первый стих — тема стихотворения. Слово, имя или местоимение. Указывает тему или явление, которое будет обсуждаться. Часто, если приводится аргумент для записи синквейна, эту строку даже не нужно изобретать. Пример: «синквейн».
- Вторая строка состоит из двух слов, описывающих признаки и свойства объекта или явления. Это прилагательные и причастия. Вы можете перебрать в голове все прилагательные, которые придут вам в голову, когда вспомните тему, и выберите два наиболее подходящих. Пример: какой винный погреб? «Образный, точный».
- Третья строка состоит из трех слов, передающих характерные действия описываемого объекта или объекта. Если это абстрактное понятие, то вы должны записывать не только действия, которые производит сам объект, но и те, которые происходят с ним и которые он оказывает на других. Пример: Синквейн «развивает, учит, обобщает».
- Четвертая строка — это уже не список отдельных слов, а целое предложение, предложение, которое позволяет участнику выразить свою личную склонность к теме. Как правило, он состоит из четырех слов, так как он не должен быть большим. Вы можете придумать это самостоятельно, основываясь на своих чувствах, впечатлениях и ассоциациях, или вы можете взять слоган, цитату, афоризм, пословицу или поговорку, но всегда в контексте темы. Пример: «выразить многое в нескольких словах».
- Пятая строка суммирует все вышеперечисленное одним словом и передает суть описываемого объекта или объекта. Как правило, это тоже существительное. Значение последней строки часто зависит от того, что было сказано в предыдущих строках. Пример: «творчество».
В результате оказалось:
Синквейн.
Образно, точно.
Вкратце выражайте многое.
Творчество.
При этом дидактическая форма позволяет немного отклоняться от правил. Например, первая и последняя строки могут состоять не из одного слова, а из двух (например, если тема — «Конек-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т.д.) или предложений, четвертая строка может содержать предложение и действия из 3-5 слов могут быть описаны составными предикатами.
Другие виды синквейна
Поэтическая форма синквейна также состоит из пяти строк. Но главная особенность — это количество слогов в каждой строке:
- Первая строка содержит 2 слога;
- Второй содержит 4 слога;
- В третьем — 6;
- 4-8 место;
- В пятом — 2.
В списке рассматривается традиционная поэтическая структура. Но есть еще много чего. Есть реверс, в котором количество слогов в строках стихотворения переставлено в обратном порядке (во втором — 8 слогов, в третьем — 6 и т.д.). Синквейн в литературе очень часто означает разработку дидактической формы.
Зачем составлять синквейн в школе?
Для развития творческой личности в современной школе используется метод добавления небольших стихотворений. Родители могут обнаружить, что ребенку можно дать домашнее задание в качестве домашнего задания — составьте синквейн по этой теме. Эта тема может быть чем угодно, от географических и литературных концепций до математических правил.
Как использовать синквейны на уроке?
Эволюционный и дидактический потенциал этой формы обучения заключается в следующем:
- Это формирует аналитический подход и заставляет задуматься.
- Он учит выделять главное и синтезировать знания.
- Учит давать четкую формулировку мыслей.
Такая работа развивает образное мышление. Вы можете использовать его на уроке как интересный способ проверки знаний. Синквейн — это особое стихотворение, которое возникает в результате понимания информации, поэтому оно показывает, на каком уровне приобретаются знания. Этот дидактический прием развития критического мышления универсален.
с методом синквейна можно работать парами, группами и индивидуально.
Методика может быть использована для анализа узкого понятия. Например:
- Глагол.
- Вдумчивый, идеальный.
- Он описывает действие, сопряжения, команды.
- В предложении это чаще всего сказуемое.
- Часть речи.
Вы можете составить рассказ на эту тему, используя его как подсказку. Пример синквейна для уроков биологии:
- Лягушка.
- Амфибия, хордовые.
- Прыгайте, бросайте, ловите мух.
- Он видит только то, что движется.
- Скользкий.
Его можно использовать как игру для определения концепции (первая часть).
(Антарктида)
- Загадочный, южный.
- Удивляет, прикрывает, отличается.
- Поражает красотой, противоречивостью.
- Ледник.
(Температура)
- Размеренный, зависимый.
- Он идет вверх, вниз, меняется.
- Степень тепла тела
- Величие.
Использование метода синквейна на уроках повышает мотивацию, учебный настрой и уровень понимания изучаемого материала учащихся. Ребенок будет получать радость от процесса обучения и удовлетворение от процесса обучения и его результатов. Есть разные виды синквейнов: обратные, зеркальные, бабочки. Крылатый предлагает дополнить ядро синквейна цитатами из стихов или запоминающимися фразами.
Польза в педагогической практике
В образовательных целях синквейн достаточно давно успешно применяется в американских школах и некоторое время (примерно с 1997 года) — в России. Этот метод представляет собой игровую деятельность, позволяющую разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую в игре тему и сделать ее более интересной.
Поскольку пятистрочное стихотворение является результатом анализа и синтеза существующих и недавно полученных новых данных, этот прием используется для окончательной проверки рассматриваемой темы. Этот метод также можно использовать на раннем этапе, до знакомства с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по этой теме, потому что они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В ходе урока эта информация интегрируется и корректируется, после чего при составлении новой пятистрочной строки можно сравнить ее с первой и понять, что студенты узнали нового.
Прежде всего, вы должны объяснить ребенку, что синквейн — это возможность в краткой форме адаптировать свои мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать свое мнение по любой теме и любой проблеме. Во-первых, вы можете попрактиковаться с детьми, которые напишут пять строчек на самые простые и знакомые темы, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или любой праздник — может даже превратиться в поздравление или подпись на открытке.
Таким образом, можно выделить достоинства метода:
- простота конструкции — подходит для работы учеников начальной школы;
- улучшить умение лаконично, лаконично и красиво излагать свои мысли;
- развитие аналитических и творческих способностей, воображаемого мышления;
- увеличенный словарный запас;
- повышенный интерес к материалу;
- изменчивость.
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна, должна быть близка и интересна ученикам. Лучшие результаты получаются, если есть место эмоциональности и чувственности.
Дети не всегда вовлекаются сразу. Трудности могут быть связаны с необходимостью проанализировать, понять тему, недостаточным словарным запасом, непониманием некоторых терминов, боязнью ошибиться. Чтобы помочь детям, необходимо задавать наводящие вопросы, расширять их кругозор, поощрять желание каждого ученика и отвечать на возникающие вопросы.
Основная задача учителя, использующего метод синквейна на уроке, — это необходимость продумать четкую систему логически связанных элементов, воплощение которых в картинках позволит учащимся понять и запомнить материал темы.