Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они быстро растут, умнеют, развиваются физически и умственно.
При подготовке к школе, обучении чтению по слогам родителям, учителям следует обратить внимание на следующие возрастные особенности детей 4-7 лет:
- Основная потребность детсадовцев — это общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе и сверстникам. Учитесь, играя.
- Основная психическая функция — воображение, фантазия. Помогает проявить творческие способности.
- Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность. Ребенку 5-7 лет нужна похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
- Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. В возрасте 5-7 лет дошкольники могут запоминать и анализировать большой объем информации. Но давать его нужно дозированно, стараясь не перегружать мозг ребенка за одно занятие.
- Речь становится более развитой. В 5 лет ребенок говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает наизусть множество стихотворений, загадок, разных сказок.
- Детский сад ребенок хочет узнавать новое и учиться. Мальчиком движет любопытство, его интересует все новое, неизведанное.
При выборе текстов для чтения учитывайте возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. В этом случае тренировки будут более эффективными.
Леонид Яхнин. Сказки о зверятах
Slo-ny-nok решил разгорячиться. E-go с u-do-will-we-n-nya-se в a-heat-well-you co-man-du. — С таким хо-бо-томом шить тепло несложно. Просто чтобы хорошо согреться, придет ка-ку
Как работать с текстами
Чтение стихов, рассказов для дошкольника — это новый вид работы. Сложность выполнения задания на чтение заключается в том, что ребенок детского сада не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подойти к выбору материала и способов его обработки. Постройте процесс обучения следующим образом:
- Подберите раздаточный материал к возрасту ученика. Для детей 4-5 лет — карточки на 1-3 предложения, для дошкольников старшего возраста — 4-5 предложений.
- Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников легче усваиваются, но невозможно долго оставаться на легком уровне.
- После автоматического чтения слогов переходите к работе с текстовыми карточками.
- Чтение в группах или со взрослыми в индивидуальной работе.
- Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.
Тексты для детей 4-5 лет
Дошкольникам нужны специальные подсказки. Чтение по слогам детям до 5 лет лучше всего сопровождать текстом с картинками. Например, раскраски с комментариями. Раскрашивание будет дополнительной задачей.
Если мы читаем слоги впервые, текст для чтения должен состоять из 1-2 предложений. Используйте небольшие слова, состоящие из 1-2 слогов. Вы можете сами подготовить карточки, найти их в Интернете и распечатать.
Для юных учеников важно, чтобы между слогами был дефис или другой разделитель. Выберите большой жирный шрифт для печати материала для чтения по слогам четырехлетней давности.
Общие рекомендации
- Обучение чтению по слогам с помощью текстовой работы необязательно начинать после изучения всего алфавита. Найдите детей от 5 лет, чтобы они прочитали и распечатали отдельные предложения из таких слов, состоящие из изученных букв. В алфавите Жукова их много.
- В 4-5 лет совсем необязательно предлагать детям целую историю, книгу. Большие тома пугают детей, отвлекают красочными рисунками на других страницах. Распечатайте только ту часть, которую хотите.
- Поиграйте с отрывком, стихотворением. Вы можете прочитать слово отдельно, затем предложение, а затем целую синтаксическую единицу.
- Работаем по следующему алгоритму. Сначала читаем, потом обсуждаем, рисуем, фантазируем.
Задания
После прочтения текстов обязательно поработайте и над материалом. Это необходимо для прочного усвоения информации, формирования осмысленных навыков чтения. Предложите дошкольникам следующие виды сдачи домашних заданий:
- Краткий обзор.
Детсадовский ребенок должен рассказать, что он узнал, какая информация была основной в тексте. Рекомендуется использовать прочитанные слова, называть имена героев, их действия. - Ответь на вопросы.
Логопед, родитель задает 1-3 простых вопроса по прочитанному материалу.
Если ребенок не отвечает, необходимо прочитать отрывок вместе с комментариями взрослого. - Нарисуйте картину.
Поиграем в иллюстраторов. Дети придумывают сюжетную картинку на основе информации, полученной из отрывка, стихотворения. Это могло быть домашнее задание. - Что произошло дальше?
Предлагаем пофантазировать, прикинуть, что может случиться с персонажами дальше.
Чтение текстов с картинками и заданиями:
Тексты для детей 6-7 лет
Если вы готовитесь читать тексты для детей 6-7 лет, вы можете распечатать целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, рассказов. Вы можете работать с большими фигурами за 2-3 урока. Не забывайте сказки из алфавита или азбуки.
Общие рекомендации
- Развивайте цепочки предложений, постарайтесь вовлечь каждого ученика.
- Прочитав этот короткий отрывок впервые, обсудите его содержание. Если вы обнаружите какие-либо недопонимания в информации, прочтите отрывок еще раз.
- Если мы читаем индивидуально по слогам, то разные тексты для чтения 7-летними нужно печатать на отдельных листах.
Тексты с хвостиком: