- Что должны знать и уметь дети, поступающие в начальную школу
- Нормы чтения
- Требования для обучающих текстов
- Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)
- 1 класс: техника чтения
- 2 класс: техника чтения
- 3 класс: техника чтения
- 4 класс: техника чтения
- Что нужно знать о технике чтения
- Какие требования предъявляются к технике чтения в 1 классе?
- Способ чтения
- Критерии выбора текста
- Понятие скорости чтения
- Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?
- Как проверить технику чтения самостоятельно
- Как улучшить показатели техники чтения.
- Обучающие быстрому чтению игры
- Как научить первоклассника читать быстро?
- Советы педагогов
- Советы психологов
- Техника чтения ребенка в 1 классе
- Норма количества слов в минуту 1 класс
- Причины плохой скорости чтения у учеников 1 класса
- Осознанность и выразительность чтения
- Процесс проверки
- Как улучшить технику чтения
Что должны знать и уметь дети, поступающие в начальную школу
Во многих школах проводятся собеседования с поступающими детьми. Ребенок должен продемонстрировать некоторые навыки.
- Считаю от одной до двух десятков и обратно.
- Отличите квадрат от круга и треугольника.
- Отличите деревья от кустарников, листья дуба от листьев клена.
- Знайте названия плодов, где они растут.
Чтение, как оказалось, не является обязательным навыком, но заслуживает похвалы. Действующий национальный стандарт (CSF SR) не устанавливает точное количество слов, которые первоклассник должен прочитать за 60 секунд. Обычно оценивают качество чтения, характерные нюансы.
- Ученик произносит слово целиком или по отдельности, по слогам.
- Ребенок читает текст с желаемой интонацией.
- Студент должен читать без ошибок.
- Четко произносите каждый звук, вы знаете все буквы.
- Понимая текст читаем, рассказываем, анализируем.
Нормы чтения
Не существует общего стандарта количества слов, которые первоклассник читает за минуту. Программа «Школа 21 века» гласит, что после обучения в первом классе ученик должен успеть прочитать 30 слов за 60 секунд. В некоторых программах обучения указано 4 десятка. Для удовлетворительной оценки в школе Советского Союза было насчитано 47 слов.
Сколько слов в минуту должен читать ребенок (в среднем):
- дошкольник и школьник в первом полугодии — 20;
- по итогам 3-го квартала — 35;
- по 1 степени — до 40.
Впервые в школе скорость чтения ученика официально оценивается в подведении итогов первого семестра. Кроме того, в разных учебных заведениях требования различаются: от 15 до 25 слов (за 1 минуту). Но читать текст даже на самой низкой скорости сложно сразу, без предварительной подготовки. Любящим родителям рекомендуется научить своего ребенка читать до семи лет.
Требования для обучающих текстов
На первом этапе обучения выбираются фразы и рассказы:
- простой, короткий;
- в основном двухсложными словами (Маша, каша);
- слова нужно произносить так же (мама мыла рамку).
Прежде чем дошкольник научится быстро читать, не торопите его. Пусть он сначала читает очень медленно, а затем, в зависимости от его сил, немного быстрее, как он это делает. После того, как ребенок повторяет фразу много раз, медленно, но верно, он ускоряет свой темп.
После изучения простых слов и выражений необходимо добавить более сложные шаги. Познакомить ребенка с шипящими звуками и всевозможными сочетаниями букв.
За год малыш научится произносить слова целиком. Затем можно переходить к стихам. Хотя простые детские стихи про кролика, которого хозяйка оставила под дождем, дети читали с удовольствием.
Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)
1 класс: техника чтения
В конце второго полугодия чтение должно быть осознанным, правильным, простые слова читаются с одного слова. Слова со сложной слоговой структурой можно читать по слогам.
2 класс: техника чтения
- в конце первого полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Логическое соответствие стрессу. Разрешается читать слова сложной слоговой структуры по слогам.
- в конце второго полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдение логических акцентов, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.
3 класс: техника чтения
- в конце первого полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдая паузы и интонации, с помощью которых ученик выражает понимание смысла прочитанного.
- в конце второго полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдая паузы и интонации, с помощью которых ученик выражает понимание смысла прочитанного.
4 класс: техника чтения
- в конце первого полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла прочитанного и свое отношение к содержанию прочитанного.
- в конце второго полугодия
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла прочитанного и свое отношение к содержанию прочитанного.
Что нужно знать о технике чтения
- Как проверить умение читать?
это подтверждается простым вопросом: что вы сейчас читаете? Ребенок должен ответить в нескольких словах. И вы поймете, насколько он понял смысл прочитанного.
- Что такое тест на чтение»?
Проверяется, как ребенок читает: читает слово по слогам или целиком, плавно или колеблется.
- Какая выразительность чтения?
Проверяется интонация ребенка, осознает ли он, что читает.
- Как улучшить технику чтения вашего ребенка?
Попросите его читать вслух каждый день по 10-30 минут (в зависимости от класса) и обязательно попросите его повторить то, что он прочитал.
Какие требования предъявляются к технике чтения в 1 классе?
Одно из важнейших требований к ребенку на тесте по чтению — правильность. Учитель отмечает замены и пропуски букв, перестановки слогов. Кроме того, очень важно отметить, являются ли такие замены, упущения случайными или регулярными. Возможны случайные упущения и замены из-за низкой концентрации внимания, волнения. Они не такие уж страшные. Но регулярные замены магнатов указывают на то, что ребенок плохо умеет читать определенные буквы или стал симптомом более сложных проблем, включая дислексию.
ребенку необходимо правильно ставить стресс. При чтении слова также важно обращать внимание на соблюдение ортопических норм, то есть правильное произношение. Если при чтении слогов ребенок читает именно то, что написано: «со-ба-ка, что», то при чтении всего слова мы должны услышать «с-ба-ка, што».
Во второй половине года первоклассник обязан бегло читать, когда предлог читается вместе со словом. Бывает, что малыш делает значительный разрыв в конце очереди. Это указывает на небольшое поле зрения, когда читатель не видит всю строку.
Способ чтения
Скорость чтения текста зависит от многих факторов. Особенно зависит от способа чтения или от того, как произносятся слова. Навыки обучаются поэтапно, каждый из которых имеет свой способ чтения:
- сначала по слогам;
- затем слоги объединяются в слова;
- затем дети начинают читать слова полностью и по группам.
Требования к ученику общеобразовательной школы могут отличаться от требований, предъявляемых к его сверстнику, обучающемуся в гимназии
С этого момента способность укрепляется и приводит к автоматизму. Во время обучения ребенок проходит все этапы один за другим, и никто не может перейти на другой этап. Чтобы качественно овладеть техникой чтения, на каждом этапе обязательно нужно работать над правильным произношением букв, слогов и окончаний слов.
Скорость чтения, проверяемая в первом классе, напрямую зависит от того, на каком этапе находится ученик. Дети с менее совершенным методом чтения читают медленнее.
По установленным нормам к концу первого полугодия у ребенка должно быть регулярное слоговое чтение с четким произношением слогов и слов. И к концу 1 класса ученик должен правильно читать целые слова и слова сложной слоговой структуры — по слогам.
Критерии выбора текста
Как правильно измерить скорость чтения у ребенка? Для начала текст должен соответствовать уровню владения языком — газетная страница или детектив-женщина не подойдут. Даже классиков Толстого и Тургенева все еще трудно воспринимать. Это и некоторые взрослые не будут читать без колебаний. Чтобы узнать, сколько слов ребенок должен прочитать за минуту, выберите текст, который должен выглядеть следующим образом:
- Состоит из простых и коротких предложений с двухсложными словами, слоги которых идентичны или похожи: ма-ма, па-па, ка-ша.
- Никакого шипения и разнообразного сочетания многосложных звуков и слов.
- Отложите более сложные стихи и тексты до конца первого класса, когда ребенок сможет читать больше, чем просто слоги.
Понятие скорости чтения
Темп или скорость чтения в первом классе указывает, сколько слов ученик прочитает за определенный период времени. Это только часть проверки техники и не всегда является определяющим фактором навыков чтения.
Для первоклассников нет строгих стандартов скорости. Многие школы полагаются на базовый стандарт для выпускников начальной школы со скоростью 100–120 слов в минуту.
Проверять время чтения за 1 квартал нет смысла. Тест проводится только в конце первого полугодия, и оценки не выставляются. Ориентировочные показатели следующие:
- конец 2 триместра — 25-30 слов в минуту;
- в конце второго полугодия — 30-40 слов.
Нам нужно убедить родителей, что это грубые правила. Не волнуйтесь, если ваш малыш не «вписывается» в стандартные показатели. Количество слов, прочитанных за минуту, не указывает на интеллектуальное развитие ученика. При этом следует учитывать, что требования к ученику общеобразовательной школы могут отличаться от требований, предъявляемых к его сверстнику, обучающемуся в гимназии. Нормы для детей в коррекционных классах еще ниже.
Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки не выставляются
Например, в некоторых школах к концу 1 класса устанавливается удовлетворительный нормативный темп — 45 слов, а для отличного теста — 50-55 слов в минуту.
важно понимать, что ритм демонстрирует не только умение читать отдельные слова, но и понимание прочитанного. Чем выше скорость, тем выше уровень понимания.
Как проверяется скорость чтения в первом классе? Учителям рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Дети должны читать текст не вслух, а «про себя». Эта рекомендация обусловлена тем, что почти две трети современных первоклассников имеют проблемы с логопедом. Эти дети, читая вслух, стыдятся своих недостатков перед одноклассниками, поэтому результат теста может быть неточным.
- лучше выбрать для теста более длительный промежуток времени, не 1, а 2 минуты. А затем разделите результат на 2. Дети начинают по-разному, поэтому результат будет искажен.
- Текст выделен мелким шрифтом. Он должен быть не только интересным, но и понятным для данного возраста.
Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?
Любая литература, которая сейчас есть под рукой, не подойдет для проверки скорости чтения. В первую очередь нужно учитывать степень подготовленности ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или отрывки художественной литературы, которые ребенок просто не понимает в силу возраста. Но не стоит брать любимую книгу, читать «до дыр», как подспорье: ребенок уже знает это наизусть. Для старших школьников текст можно взять и посложнее.
Вот общие рекомендации по выбору тестовой литературы для младших школьников:
- Текст должен быть неизвестен, но понятен.
- Без обилия знаков препинания.
- Никаких иллюстраций.
- Не содержать составных слов.
- По размеру страницы.
- Шрифт крупный, разборчивый.
Как проверить технику чтения самостоятельно
Если вы решили проверить это самостоятельно, вам следует подготовить часы с секундной стрелкой или активировать секундомер на своем телефоне. Также следует выбрать специальный текст. Его содержание должно быть неизвестно ребенку, но понятно ему. Например, второкласснику не следует давать описание установки кофеварки или газетную статью о политике во время теста. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и предложений и без множества знаков препинания. Желательно, чтобы не было изображений, а сам текст размещался на одной странице. Все это нужно для того, чтобы ребенок спокойно читал написанное, не отвлекаясь на переворачивание листов и разглядывание картинок.
Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь ему настроиться на предстоящее чтение. При проверке техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, который учится в первом классе, с помощью чтения может водить пальцем по линии.
Также хочу обратить ваше внимание на следующую деталь: время следует отсчитывать не с момента команды «читать», а именно с того момента, когда ребенок начал читать. Многие дети надолго набираются сил, поэтому время может быть упущено, а результат не будет точным.
По окончании чтения можно различить слова, написанные неправильно или вызвавшие затруднения. Вы можете прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, чтобы уточнить значение и запоминание прочитанного текста.
Если результаты теста неудовлетворительны, не ругайте ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и составить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.
Как улучшить показатели техники чтения.
Есть ли возможность скорректировать показатели техники чтения и улучшить его результат? Конечно. Также вы можете научить ребенка быстро читать в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов, а затем проводить регулярные упражнения.
Упражнения должны включать не только чтение, но и развитие осознания, суставной системы и физических упражнений. Также необходимо синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В любом случае вы можете выбрать свой собственный комплекс упражнений.
Общие рекомендации:
- регулярное чтение с ребенком (совместное чтение, чтение вслух);
- проведение наглядных диктантов (ребенку показывают предложение на листе бумаги, который он разучивает в течение минуты, затем предложение замыкается и ребенок записывает его на своем листе бумаги);
- так называемое «жужжащее чтение» (прочтите текст под заголовком 5 минут);
- разучивать и произносить скороговорки.
Обучающие быстрому чтению игры
Мамы, мечтающие об успехах своих детей в обучении и чтении, рано начинают обучение. Дети учатся быстрее, играя.
- Добрые мамы устраивают конкурсы шуточных под девизом: «Сколько букв мы можем сказать за 3 минуты?»
- На кого это похоже? Это то, что папы называют игрой, имитирующей чтение с разной скоростью. Как слон, витой медведь, ленивец, бегущий страус.
- полезно читать детские книжки с яркими картинками. Прочитав отрывок, описывающий иллюстрацию, повторите его вслух. Таким образом тренируется голосовой аппарат и увеличивается словарный запас. Ребенок быстрее прочитает знакомые слова.
- Игра «Вершины и корни» довольно сложна. Он учит распознавать буквы сверху и снизу. Предлагается читать текст, закрыв верхнюю часть строки, затем нижнюю, непрозрачным листом бумаги.
Любящие мамы и папы могут изобретать свои игры, ребенку важно хотеть читать одному, любить книги.
Рассказывая отрывки из прилагаемых рисунков, ребенок научится понимать прочитанное, делать выводы. Самостоятельная работа приведет ученика к овладению скорочтением.
Как научить первоклассника читать быстро?
Советы педагогов
Чтобы быстро освоить нормативы, нужно регулярно тренироваться. Теперь решим, как научить ребенка быстро читать? Занятия должны проходить в игровом формате:
- Конкурсы. Необходимо предложить ребенку игру на быстрое чтение, в которой победитель получает что-то взамен. Поддайтесь на ранних этапах, затем поднимите уровень игры: закройте верхнюю или нижнюю часть текста непрозрачной линейкой и попросите ребенка прочитать. Убедитесь, что вы делаете это сами и сохраняете видимость спортивного участия в процессе. Только так можно будет очаровать им ребенка. И не забудьте награду!
- Когда вы ходите по магазинам, попросите ребенка прочитать названия продуктов, делая вид, что не видит. Это убедит дошкольника в необходимости научиться читать, ведь этот навык часто пригодится.
- Сыграйте в простую версию Алисы. Здесь вам нужно объяснить значение слов для скорости. Игра очень интересная, и даже там ребенку непременно придется стремиться читать быстрее. Он даже не заметит, как учится.
- Читайте вслух своему ребенку и покупайте книги с картинками по его интересам: сказки, комиксы или мангу. Это побудит его учиться быстрее.
Советы психологов
Мы уже рассказывали, сколько слов в минуту должен прочитать первоклассник. Осталось понять, как с ним читать эффективно и без нервов.
- Начните с простых, понятных текстов, которые интересны вашему ребенку. Работа для 5-летних идеальна. Главное условие — интерес ребенка к тому, что он читает. Ему тоже должно быть любопытно. Так что выбирайте книги вместе с ним.
- Читайте вместе с ребенком, чтобы продемонстрировать свои навыки. Покажи класс и постепенно ускоряйся, вовлекая своего ребенка в соревнования. Читайте медленно и выразительно, чтобы не превратить чтение в бессмысленную болтовню.
- Регулярно читайте ребенку вслух. Только тогда он поймет, что в книгах много интересного.
- Не следует заставлять ребенка читать, а тем более наказывать за то, что он этого не делает. Карательные меры его расстроят и демотивируют. Чтение будет связано с отрицательными эмоциями.
Техника чтения ребенка в 1 классе
Книга — это источник знаний, а чтение — это инструмент обучения и инструмент для «получения знаний» и познания окружающего мира. Благодаря книгам ребенок приобретает знания, а умение читать служит вспомогательным средством на пути к получению знаний. В младших классах большое внимание уделяется технике чтения. Первоклассников учат правильно, осознанно и выразительно читать. Техника чтения контролируется на протяжении всего школьного периода, но с особым вниманием это делается в первом классе. Первоклассники проверяются:
- насколько грамотно сформирована манера чтения по слогам;
- если происходит понимание прочитанного;
- если учащийся осознает значение определенных слов, указанных в тексте;
- если первый селектор делает паузу, чтобы отделить одно предложение от другого.
В начальных классах техника чтения проверяется дважды в год: после первого и второго полугодия. В некоторых школах есть свои правила. Младенцы могут делать это в конце каждого триместра. Большинство школ по-прежнему придерживаются двойной проверки:
- в конце первого полугодия, то есть после разучивания первых двух кварталов;
- в конце второго семестра, в конце учебного года.
Во второй половине года, в четвертом квартале, у первого ученика должно быть уже сформировано осознанное и правильное чтение. Простые слова не делятся на слоги, а читаются целиком. Многосложные слова можно делить на слоги и читать таким образом.
Норма количества слов в минуту 1 класс
«Сколько должен читать первоклассник в минуту?» — этим вопросом задаются многие родители первоклассников. Существуют определенные стандарты чтения для начальных школ с русским, казахским и английским языком обучения, на которые опираются учителя.
Для детей, обучающихся в классах с русским языком обучения, для первого класса используется следующая частота слов в минуту:
- в первом полугодии — 25-30;
- во втором полугодии 30-35
В конце года обязательный уровень составляет 30 слов в минуту в 1 классе, а факультативный уровень — 35 слов.
У юных школьников, обучающихся в классе казахского языка, тоже есть свои стандарты. Стоимость слов в минуту для первого класса:
- на конец второго квартала — 20-25;
- на конец четвертого квартала — 25 — 30.
Чтение слов в минуту для 1-го класса по английскому языку:
- обязательный к концу учебного года — 30 слов;
- высокий уровень — 40 слов.
Неподготовленным детям будет сложнее превзойти нормы. Первоклассники, которые раньше не брали в руки книги и не умели до школы самостоятельного чтения, едва достигают нижнего порога нормы. Перед тем, как присоединиться к образовательной организации, родителям следует обратить внимание на внеклассное чтение, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не становился одним из «отстающих”.
Причины плохой скорости чтения у учеников 1 класса
Иногда бывает, что ребенок научился читать целыми словами, но ритм всегда остается прежним. Почему дети читают медленно:
- Плохой словарный запас. Неизвестные слова, которых нет в словарном запасе учащегося, замедляют темп чтения. Это влияет на детей, которые мало общались до школы.
- Невнимательность. Ребенок не может сосредоточиться на задаче, его постоянно что-то отвлекает, поэтому он не понимает сути прочитанного.
- Сустав не развит. Неразвитая речевая система часто наблюдается у детей, которые поздно начали говорить или имеют проблемы с произношением определенных звуков.
- Низкий уровень памяти. Это влияет на понимание и дальнейшее запоминание текста.
- Регрессия — наиболее частая причина замедления скорости чтения. Это свойство непроизвольно вернется к прочитанному предложению и зафиксирует на нем внимание. Наблюдайте за ребенком: если он сначала читает слово самому себе, а затем вслух, его глаза бегают по странице, он повторяет прочитанное, тогда регресс очевиден. Причиной этого явления может быть привычка или невнимательность, а иногда и слишком сложный текст.
- Темперамент ребенка. Даже флегматик, который говорит медленно, будет читать медленно, в отличие от разговорчивого и оптимистичного человека.
Родителям и учителям младших школьников, прежде всего, следует:
- запастись терпением и лаской,
- не забудьте окончательно похвалить ребят за достижения,
- помните, что умение читать в начале тренировки осваивается каждым индивидуально, кто-то сразу начинает читать быстро, другим нужно много сил,
- для развития скорости: покупайте книги с любимыми героями и персонажами,
- мотивировать самостоятельно получать необходимую информацию посредством чтения.
Осознанность и выразительность чтения
Осведомленность о чтении означает, насколько ученик понял или не понял читаемый текст. Не всегда важен темп чтения — ученику гораздо важнее сознательно понимать значение и значение каждого слова, предложения в тексте, а также текста в целом. Понимание и понимание смысла прочитанного основаны на лексике, соответствующей возрасту ребенка, и способности строить правильные грамматические конструкции. Отсюда следует, что понимание прочитанного текста зависит как от скорости, способа чтения, так и от развития речи. Чем более развита речь у ребенка, тем больше он вникает в прочитанные страницы. И чем больше он читает, тем лучше развивается его речь. Это две взаимосвязанные грани одной монеты.
Понимание прочитанного текста зависит как от скорости, способа чтения, так и от развития речи
Осведомленность текста облегчается выразительностью чтения. Проявление эмоций помогает более детальному пониманию слов, фраз и пониманию прочитанного в целом. Поэтому необходимо стремиться научить ребенка расставлять смысловые ударения, паузы, находить нужные по значению интонации.
Процесс проверки
Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, вам необходимо знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобятся:
- Текст.
- Секундомер или часы с секундной стрелкой.
- Комфортное рабочее место.
- На самом деле испытуемый находится в хорошем настроении.
Перед началом теста мы объясняем ученику задачу: быстро читать. По команде «Старт!» ребенок начинает читать. Если он начал читать не в ту секунду, отсчет времени начинается с первого прочитанного слова. Если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, обратите внимание. В конце чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте учащимся вопросы по тексту. Нет необходимости повторять текст, достаточно послушать ответы, чтобы понять, насколько контролируемый понял его содержание. Первым школьникам при проверке скорости чтения можно двигать пальцем по линиям.
Как улучшить технику чтения
Для повышения скорости чтения в первом классе и соответствия норме были разработаны различные методики. Психологи не советуют подвергать ребенка психологическому давлению для достижения желаемого результата любым способом:
- нельзя критиковать, ругать и смеяться над ошибками;
- наказывать чтением, манипулировать обещаниями.