Упражнения на развитие речи младших школьников в домашних условиях

Что лежит в основе упражнений для речи?

схематические компоненты прекрасной речи

Предпосылками для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В набор преподавателя по обучению четкому произношению могут входить:

  • веселые игры в слова;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • скороговорка.

Все эти техники спешат помочь плохо говорящим ученикам.

Затем постоянные дыхательные упражнения научат произносить слова с нужной интонацией, четкими паузами, требуемым объемом на выдохе, полностью используя запас воздуха, распределяя дыхание на длинные предложения без скомканных перерывов в речи.

Совместные упражнения тренируют губы и язык, чтобы вы могли легко произносить сложные звуки.

мама-беседа-дочь

Хорошо развитый фонетический слух помогает правильно слышать и произносить слова со звуком, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена ​​на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребенка не резала ухо.

Словарь помогает найти нужное слово в нужное время, а не плыть, хаотично размышляя, как сказать.

А теперь все по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

девушка пускает пузыри

Тренировку дыхания и суставов можно проводить в свободную минуту. Наверное, стоит начать с них целый комплекс забавных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребенка дуть.

  • Сядьте лицом друг к другу и дуйте друг на друга, создавая ветер. Станьте деревьями: руки качайте, как ветки под сильным ветром, руки, как листья, дрожат от слабого прикосновения. Дыхание ветра может унести снежинки, которые вы сделали заранее из бумаги или кусочков ваты, снежную пыль в виде конфетти.
    выдувание конфетти
  • Летом одуванчик станет хорошим тренером на прогулке. В домашних условиях своими руками сделайте легкий цветок салфетками или целлофаном. И удар, удар и снова удар!
  • Младшие школьники уже не дети и требуют более серьезных игр, чем могут быть предложены детсадовцам. Почему бы не поиграть в морские бои, просто сражайтесь с дыханием?
    лодка
    Может, погулять в туалете? Наливаем воду в таз или ванную, делаем пароварки из бумаги и вперед! Есть только одно условие: лодки должны двигаться плавно, чтобы дыхание было сильным, но не скачкообразным, а продолжительным!
  • Ничто так не развивает наши легкие, как надувание воздушных шаров. Купите цветных респираторных ассистентов. А вы приятно проведете время и создадите в квартире хорошее настроение.
    мальчик надувает воздушный шар
  • Маленькие и большие любовные пузыри. Не тренер по дыханию? Надуйте жемчужные шары и постарайтесь, чтобы они не упали на землю и не лопнули себе под нос. Делать это придется плавно и аккуратно — именно так, как «доктор прописал»!

При выполнении дыхательных упражнений необходимо помнить, что глубокие вдохи производятся через нос, а воздух равномерно выдыхается через округленные губы.

Корчим рожицы

мальчик делает смешное лицо

В суставе, который помогает говорить быстрее и яснее, мы становимся здоровыми, настоящими обезьянами, для которых постоянно

  • широко открой — закрой рот,
  • удлиняем губы трубочкой,
  • дразним языком, максимально высунув его, стараясь дотянуться до подбородка.

Восстановилось дыхание, разогрели мышцы рта, переходим к игре слов.

Коммуникативные

Методы развития речи, используемые в данных приемах младших школьников, предполагают:

  • Создание определенных языковых ситуаций или их выбор из жизни.
  • Соединение ролевой игры и работы, экскурсий и экскурсий, специально организованных наблюдений и других способов накопления материала и впечатлений.
  • Использование в процессе любого вида деятельности, требующей выражения.
  • Создание воображаемых текстур.
  • Подборка различных жанров (радиоспектакли, репортажи, реклама, телепрограммы).
  • Пытаюсь написать свой текст в прозе или стихах.

Применяя методы общения для развития речи младших школьников, детям предстоит овладеть системой навыков, состоящей из семи групп. Это включает:

  • относящиеся к теме предлагаемого эссе и ее раскрытию;
  • позволяют подчинить составленный учеником рассказ определенному смыслу с выражением своих мыслей, эмоций и отношения к действиям героев;
  • позволяющий собирать и накапливать материал, выделяя из него главное и второстепенное;
  • способствовать систематизации текста, составить проект и поработать над композицией;
  • позволяют подготовить словарь, соответствующий теме, а также выбрать фразеологию, изображения и так далее;
  • позволяют составить текст, написав его без ошибок или выразив его устно, используя элементы импровизации;
  • помогает улучшить то, что уже написано, проверяя пунктуацию, орфографию и редактируя.

При использовании такой техники в классе речевое развитие младших школьников выражается в их способности критически анализировать сказанное не только ими самими, но и своими сверстниками, проверять сочинения, написанные другими студентами, а также объяснять сказанное допущенные ошибки и выявление причин.

учитель учит детей письму

Стоит отметить, что рассказы, составленные детьми, обладают огромной познавательной силой, поскольку они являются самовыражением личности ученика.

Выяснение активного запаса слов

При использовании этой техники ученику предлагаются рисунки с изображениями различных предметов и людей. Ребенку следует наблюдать за ними 3-4 минуты. Далее ему необходимо составить подробный рассказ о действиях, показанных на изображении, и представленных на нем объектах. В этом случае речь ребенка должна быть записана в специальном протоколе. В дальнейшем полученные данные анализируются, что позволяет выявить тот или иной уровень развития речи ученика, который зависит от полученных ребенком баллов.

При необходимости преподаватель должен будет применять на своих уроках специально разработанные методики. Рассмотрим их подробнее.

Определение понятий

При использовании этой техники ученику предлагаются различные группы слов.

  • Точить и кусать, соединять и раскачивать, герой и мех, зонт и газета, гвоздь и велосипед.
  • Молчите и бейте, присоединяйтесь и двигайтесь, друг и перья, плащ и книга, пуговица и самолет.
  • Шипы и щипки, галстук и беги, трус и весы, сапоги и погрузчик, винт и машина.
  • Вырезайте и толкайте, складывайте и скручивайте, крадитесь и пушите, шляпу и письмо, скрепку и автобус.
  • Гребись и бей, подбирай и спотыкайся, враг и прячься, лодки и рекламный щит, прищепка и мотоцикл.

Перед тем как приступить к диагностике речевого развития у младших школьников, ребенку дают некоторые инструкции. Ему следует рассмотреть ряд слов, описанных выше, и представить, что он встретил человека, который ничего не знает об их значении. Студент должен объяснить их значение. Затем ребенок должен определить слова, выбранные случайным образом из пяти серий. Если ученик правильно объяснил слово, он получит 1 балл. При неточном описании — 0,5 балла. Неправильное объяснение оценивается в 0 баллов. На выполнение каждого задания студенту дается 30 секунд.

Основные периоды развития

Речь — это особый вид человеческой деятельности. Это реализация мысли, основанная на использовании языковых средств. Среди основных функций языка — сообщение и общение, эмоциональное самовыражение и влияние на других людей. Богатый словарный запас и способность говорить — вот некоторые из способов узнать о реальности.

мама с младенцем

Поэтому достаточный уровень речевого развития младшего школьника — залог успешного обучения ребенка.

Способность человека к общению проходит несколько этапов совершенствования:

  • Детство. Это период, который длится до года жизни, в течение которого у ребенка развивается лепет и «гул».
  • Нежный возраст. Длится от 1 года до 3 лет. В этот период маленький человек осваивает состав звуков и слогов слов, а также их простейшие связи в предложении. Речь детей этого возраста ситуативна и диалогична.
  • Дошкольный период (до 6 лет). В этот период времени происходит формирование контекстной речи и монолога, а также появляется одна из его форм — внутренняя.
  • Возраст самого молодого студента. В этот период, который длится до 10 лет, ребенок осознает формы речи и овладевает их письменным выражением. В нем есть понятие нормы и литературного языка. Речь монолога также интенсивно развивается в этом возрасте.
  • Период средней школы. В возрасте от 10 до 15 лет дети осваивают литературные нормы и функциональные стили. Также они начинают формировать собственный стиль произношения.
  • Период средней школы. Дети до 17 лет развивают свою языковую культуру. Они доминируют в научном языке. Это происходит в период учебы в средней школе и окончательного обучения индивидуальному стилю.

Характеристика речи детей начальной школы

То, как человек общается, во многом зависит от ситуации, в которой он находится, от его опыта, темперамента, характера, физического состояния, интересов и способностей. С помощью речи дети изучают предметы, общаются друг с другом, а также влияют на своих сверстников и на себя. При этом чем активнее происходит речевое развитие младшего школьника, тем выше уровень его познавательных способностей, а также развитие культурных ценностей.

дети сидят на земле с рюкзаками

Каковы особенности общения у младших школьников? При поступлении в школу одно из основных направлений деятельности ребенка — учеба. В связи с этим среди особенностей речевого развития младших школьников — расширение объема и содержания общения с окружающими людьми, в том числе с учителями, которые служат для детей основным источником знаний и образцом для подражания.

Заявления ребенка этого возраста отличаются непосредственностью. Очень часто он выражается в повторах с преобладанием сжатого, непроизвольного и реактивного (диалогического.

Развитие связной речи у самых младших школьников происходит в процессе обучения. Во время уроков учитель ставит перед учениками задачу научиться правильно говорить. В то же время детям нужно давать развернутые и полные ответы на свои вопросы, не использовать повторений и последовательно пересказывать данный материал. Студенты осваивают плановую, активную, монологическую и коммуникативную речь.

По данным исследований психологов письменная речь младших школьников хуже устной. Однако эту разницу можно довольно быстро устранить. Достаточно провести необходимые уроки для развития речи младших школьников. И тогда уже с 3 класса в письменной речи детей наблюдается более высокий процент прилагательных и существительных и меньший объем союзов и местоимений, характерных для устного разговора.

Развитию письменной речи младших школьников способствует их знание орфографии и грамматики. По мнению психологов, приобретение таких знаний приводит к увеличению потребности детей в анализе слов на основе их звуков. В то же время у ребенка этого возраста слуховой образ трансформируется в зрительно-моторный.

Среди особенностей речевого развития младших школьников можно выделить постепенное обучение навыкам, позволяющим различать орфографию и произношение. После окончания начальной школы дети могут изменить время представления рассказа. Они разрабатывают рассказы на определенные темы, основываясь на предложенном плане и доступных грамматических структурах.

Речевое развитие младшего школьника также происходит в то время, когда он учится разбирать слово. Фактически, используя приставки или суффиксы, ребенок овладевает лексической направленностью своего родного языка. Он начинает быстро подбирать нужные слова, чтобы выразить свои мысли и точно определять качества предметов. Изучению правил правописания, помимо владения синтаксисом, способствуют эссе и пересказы, выполняемые учащимся.

Развитие устной речи младших школьников также выражается в развитии у них навыков чтения. Другими словами, дети начинают быстро и правильно распознавать буквы и их комбинации, превращая символы, которые они видят, в слова. Правильная интонация означает, что чтение приобретает смысл. Ученики начальной школы уже могут обращать внимание на восклицательные и вопросительные знаки в конце предложения. Со временем значение чтения можно увидеть в его тончайшей интонационной выразительности.

В развитии речи и мышления младших школьников психологи отмечают важность такого процесса, как интернализация. Он представляет собой переход от чтения вслух к произнесению текста самому себе. Интернализация помогает развитию речи детей, что в значительной степени влияет на изменение их мышления и понимания. Итак, когда ребенок поступает в школу, у него есть только действенное и элементарно-образное зрительное восприятие мира. В дальнейшем его мышление становится логико-словесным и конкретно-концептуальным. Этому способствует активное усвоение и использование речи. Это один из способов мышления, помогающий решать самые разные проблемы. При этом языковое развитие будет намного успешнее, если ребенок научится думать вслух, выражать ход мыслей словами и озвучивать результат.

Поэтому развитие речи у младших школьников происходит за счет влияния учебного процесса. При этом дети начинают выполнять все те функции, которые возложены на произносимые слова. Это позволяет ребенку начать планирование, предвидеть реакцию собеседника, а также рассказать о своих планах.

Для наиболее эффективной работы с детьми педагог должен определить уровень языкового развития младших школьников. Это можно сделать с помощью различных техник. Рассмотрим их подробнее.

Развиваем фонетический слух

Научитесь различать звуки и слова, используя следующие упражнения

Поймай звук

мальчик-приложи-руку-к-уху-и-слушай

В момент, когда вы произносите слово, в котором скрыт данный звук, ребенок должен хлопать в ладоши, беря его на слух. Вы можете усложнить эту задачу, установив лимиты. Например, хлопайте только тогда, когда звук идет не просто в слове, а в начале / конце / середине.

Рисуем звуки

Используя обычные символы (любую черту или кружок), нарисуйте столько элементов, сколько звуков произнесенного слова.

Придумываем слова

карточка преобразования слов

Подготовьте слова для задания, в котором вам нужно изменить одну или несколько букв, чтобы получить новое слово. Например, дочка, сонный сок.

Конструирование

На первый взгляд кажется, что задачи развития речи младшего школьника можно решить как методом «по схемам», так и коммуникативным. Однако для достижения более полного эффекта необходимо опираться не только на литературные образы и потребность в общении, но и на сознательное составление текста детьми. Для этого используется метод проектирования, который предполагает использование самых разных приемов, в том числе:

  • интерпретация значения слов и значений их эмоционально выразительных нюансов;
  • работа с антонимами, синонимами и паронимами, а также фразеологизмами, включенными в составленный студентом текст;
  • исправление ошибок, допущенных в процессе устной речи и письменного выступления;
  • работа с толковыми, орфографическими, синонимическими и производными словарями.

Также существует такая группа дизайнерских приемов, в которую входят:

  • дети составляют словосочетания из уже имеющихся слов;
  • проверять расстановку слов при использовании словарей или исходя из лингвистических способностей;
  • разработать предложения по определенным моделям и схемам;
  • выражение детьми той или иной мысли в различных синтаксических вариантах;
  • реструктуризация общего суждения;
  • работать над логическими акцентами и упорами.

Имитативные

Эти методы развития речи младших школьников предполагают обучение детей по образцам. При этом используются самые разные техники. Между ними:

  • различные виды доработки предлагаемых текстов (краткие, выборочные, с творческими модификациями и т д);
  • письменное изложение материала, с изменением рассказа для его сценического воплощения и т д

При использовании методики для развития речи младших школьников часто используются более мелкие упражнения по образцу. Затем ученикам может быть предложено составить текст по аналогии с уже высказанным, отработать интонации произношения и паузы по примеру их исполнения преподавателем.

На основе моделей дети могут работать над различными жанрами, принятыми в общественной жизни и литературе, над описанием произведения, над стилистическими и композиционными характеристиками сочинения, рассказа или деловых документов, то есть заявлений, объявлений, телеграмм и так далее

девушка пишет

При использовании методов моделирования на уроках развитие речи младших школьников проявляется в повышении самостоятельности, а также в познавательной активности детей. Это выражается в выборе литературных произведений и авторов, в проведении предварительного лингвистического анализа, а также в выполненной логической работе (сжатие текста, его выборочная передача, в составлении плана и в разбивке) рассказа на части).

Учимся грамматике

Очень часто наши дети передергивают концовку. Такие упражнения помогают определить конец слова как его неотъемлемую часть.

Только половинка

два половинки яблока

Берем любимую сказку и вместе читаем. Вы произносите начало слова, и ребенок читает только свою вторую половинку. Например: мужчина поймал золотую рыбку.

Составляем предложения

Это можно сделать по предоставленным шаблонам, написанным на листе в виде схемы. Например, для Who? Что ты делаешь? Какие? Для кого? »Можно составить« Мама готовит ужин для семьи ». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это могло бы быть так:« Мама готовит очень вкусно для всей семьи».

Ищем пропажу

маленький следователь смотрит через увеличительное стекло

Мы ищем правильные окончания слов и заменяем запутанные слова. Вы начинаете произносить слово, ребенок продолжает. Предлагайте слова в путаном порядке, ребенок составляет из них правильно построенное предложение. Используйте тексты учебников: повторяйте тему и тренируйтесь в речи.

Выяснение пассивного запаса слов

Согласно этой методике определения уровня языкового развития ребенку предлагаются те же пять наборов из десяти слов, описанные выше. Для получения необходимых результатов исследователь зачитывает ученику любое слово первой строки и предлагает ему выбрать среди других групп более подходящее по смыслу. Кроме того, каждый из этих наборов зачитывается учителем или психологом. Следовательно, слово «самолет» следует сочетать со словом «велосипед». В конце концов, оба понятия относятся к транспортным средствам.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества знакомых ребенку слов — одно из условий грамотно построенной речи.

Назови слово

она очень похожа на всем известную игру «Города», которую тоже можно взять за основу. Тебе нравятся соревнования? И слабо, кто назовет больше слов с определенной буквой, например с «Я»?

слово-буква-я

Или те, которые заканчиваются указанной буквой, или те, у которых указанная буква находится посередине? Тогда приступай к работе!

Ассоциации

В таком веселом упражнении дети ищут предметы по определенным критериям. Например, что может быть красным?

предметы-цвет-красный

Какие новости? Если вы хотите усложнить задачу, задавайте вопросы, которые включают сначала определение признаков, а затем выбор правильного. Например, называть так же, как снег (белоснежная бумага, снежно-мягкая перина). Здесь пустят корни синонимы и антонимы и всевозможные словесные объяснения.

Угадайка

Здесь обитают головоломки, кроссворды и загадки. Кроме того, ребенок может не только угадывать, но и спрашивать. Кстати, если ваша семья любит игру «виселица», то ее можно взять за основу: и увлекательную, и полезную.

Оцените статью
Блог про развитие детей