Нормы техники чтения для учеников начальной школы

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Многие думают, что техника чтения — это количество слов, которые ребенок читает за минуту. Однако это лишь один из нескольких пунктов, необходимых для развития навыков чтения.

Техника чтения включает в себя следующие компоненты:

  1. понимание ребенком прочитанного текста;
  2. как ребенок читает (по слогам или целым словам);
  3. количество слов, прочитанных за определенный период времени;
  4. правильное произношение текста при чтении;
  5. выразительность при чтении (акцент, интонация, правильно расставленные паузы).

При проверке техники чтения нельзя пренебрегать одним компонентом, поскольку каждый из них показывает, насколько в будущем или в настоящем наш ребенок сможет усвоить изученный материал. Есть много научных исследований, которые показывают прямую связь между успешным обучением и мастерством чтения. Если в первые классы школы ребенок долго читал по слогам и не мог овладеть навыками скорочтения, то в старших классах школы ему грозит школьный неуспеваемость. Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, много времени уходит на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него как тяжелая работа и, как следствие, потеря интереса к полученным знаниям. Ранее я написал заметку о неграмотности нашего подрастающего поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).

Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Помогает улучшить рабочую память, развить внимание, воображение, успехи в учебе.

Нормативы техники чтения по ФГОС

На государственном уровне разработаны специальные стандарты контроля техники чтения учащихся.

Нормы скорости чтения для начальной школы (1-4 класс)

Класс 1 квартал 2 четверти 3 четверти 4-я четверть
1 кл. «2» — менее 10 слов

«3» — 10-15 слов

«4» — 16-20 слов

«5» — более 25 слов

«2» — менее 20 слов

«3» — 20-25 слов

«4» — 26-35 слов

«5» — более 40 слов

«2» — менее 25 слов

«3» — 30-35 слов

«4» — 35-40 слов

«5» — более 45 слов

2 кл. «2» — менее 25 слов

«3» — 25 — 34 слова

«4» — 35-45 слов

«5» — более 45 слов

«2» — менее 25 слов

«3» — 25-39 слов

«4» — 40-55 слов

«5» — более 55 слов

«2» — менее 35 слов

«3» — 35-49 слов

«4» — 50-65 слов

«5» — более 65 слов

«2» — менее 40 слов

«3» — 40-54 слова

«4» — 55-70 слов

«5» — более 70 слов

3 кл. «2» — менее 40 слов

«3» — 40-54 слова

«4» — 55-70 слов

«5» — более 70 слов

«2» — менее 45 слов

«3» — 45-59 слов

«4» — 60-75 слов

«5» — более 75 слов

«2» — менее 55 слов

«3» — 55-69 слов

«4» — 70-85 слов

«5» — более 85 слов

«2» — менее 60 слов

«3» — 60-74 слова

«4» — 75-90 слов

«5» — более 90 слов

4 кл. «2» — менее 65 слов

«3» — 65-74 слова

«4» — 75-90 слов

«5» — более 90 слов

«2» — менее 70 слов

«3» — 70-84 слова

«4» — 85-100 слов

«5» — более 100 слов

«2» — менее 80 слов

«3» — 80-94 слова

«4» — 95-110 слов

«5» — более 110 слов

«2» — менее 90 слов

«3» — 90-104 слова

«4» — 105-120 слов

«5» — более 120 слов

В первом классе в первой половине года технику чтения обычно не выполняют. Оценки в первом классе не выставляются, в таблице они приведены для справки.

Параметры техники чтения для начальной школы (1-4 класс)

1 класс: техника чтения

В конце второго полугодия чтение должно быть осознанным, правильным, простые слова читаются с одного слова. Слова со сложной слоговой структурой можно читать по слогам.

2 класс: техника чтения

  • в конце первого полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Логическое соответствие стрессу. Разрешается читать слова сложной слоговой структуры по слогам.

  • в конце второго полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдение логических акцентов, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 класс: техника чтения

  • в конце первого полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдая паузы и интонации, с помощью которых ученик выражает понимание смысла прочитанного.

  • в конце второго полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдая паузы и интонации, с помощью которых ученик выражает понимание смысла прочитанного.

4 класс: техника чтения

  • в конце первого полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла прочитанного и свое отношение к содержанию прочитанного.

  • в конце второго полугодия

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла прочитанного и свое отношение к содержанию прочитанного.

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Степень 1 семестр 2 семестр
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов

Тексты для тестирования техники чтения во втором классе следует отбирать исходя из рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты с длинными прилагательными, редко употребляемыми словами, диалогами или картинками.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие студенты обречены на неуспеваемость только потому, что не выучили самое элементарное: чтение. Поэтому важность чтения в студенческой жизни трудно переоценить.

Что нужно знать о технике чтения

  • Как проверить умение читать?

это подтверждается простым вопросом: что вы сейчас читаете? Ребенок должен ответить в нескольких словах. И вы поймете, насколько он понял смысл прочитанного.

  • Что такое тест на чтение»?

Проверяется, как ребенок читает: читает слово по слогам или целиком, плавно или колеблется.

  • Какая выразительность чтения?

Проверяется интонация ребенка, осознает ли он, что читает.

  • Как улучшить технику чтения вашего ребенка?

Попросите его читать вслух каждый день по 10-30 минут (в зависимости от класса) и обязательно попросите его повторить то, что он прочитал.

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Воробьиный термометр

Мои птицы не шутят. Воробьи показывают мою температуру, как градусник. Утром я смотрю в окно на ясли и уже знаю, жарко или холодно на улице. Если воробьи гладкие и худощавые — значит, на улице жарко, а если они пухлые и спутанные, как надутые воздушные шары, значит, лопнет иней, берегите уши и нос! И даже когда меня подвели воробьи. (По Н. Сладкову) (58 слов) Вопросы:

  1. Как автор узнает время по воробьям?
  2. Как выглядят воробьи, когда на улице жарко?
  3. Сколько времени нужно воробьям, чтобы надуть перья?

Цветочные часы

Мальчики сделали в поле цветочные часы. По краю клумбы высаживали маки. Они просыпаются первыми. Рядом была поставлена ​​гвоздика. Открывает лепестки вслед за маком. Для гвоздики — бархатцы. Цветут в середине дня. Последним на клумбе был ароматный табак. Показывает время вечера.

Подсолнухи были посажены в центре клумбы. Их золотые головы весь день смотрят на солнце. Подсолнухи станут стрелками часов. (По словам В. Ветлипа)

(60 слов)

Запросы:

  1. Какой цветок просыпается первым?
  2. Где растут подсолнухи и почему?

Ёжик

Темной ночью серый ёжик прогулялся по лесу. Увидел клюкву и ткнул серой иглой. Я увидел желтого петушка и тоже его толкнул. В конце концов я заметил голубую звезду в голубой луже. Тоже хотел ужалить, но ничего не вышло. Подумал, подумал ежик и накрыл ее лопухом: пусть полежит до утра. А утром под лопухом вместо голубой звезды нашла красное солнышко. Тут ёжик засмеялся. (Г. Циферов) (61 слово) Вопросы:

  1. Когда ёжик гулял?
  2. Что нашел ежик?
  3. Во что превратилась голубая звезда утром?

Бобры

Приземлился крупный бобр. Хвост толстый и плоский, как лопата. Передние лапы короче задних.

Осмотрел молодую осину, схватился передними лапами за ствол и стал грызть. Бобр работал быстро. Дерево рухнуло.

Бобр покусывал ветки и затаскивал их в воду. Он двигался быстро, ловко. Вскоре бобр снова появился и направился к дереву.

Над берегом возвышались холмы. Бобры покрыли ветки деревьев грязью. Это были дома бобров. (По Ю. Дмитриеву)

(61 слово)

Запросы:

  1. Как выглядит хвост бобра?
  2. Какое дерево ел бобр?
  3. Как выглядят бобровые домики?

Орёл

Орел свил гнездо на главной дороге, вдали от моря, и выпустил детей.

Однажды люди работали возле дерева, и к гнезду подлетел орел с большой рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, окружили дерево, начали кричать и бросать камни в орла.

Орел уронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на краю гнезда, а орлы подняли головы и начали пищать.

(65 слов)

Запросы:

  1. Где свил гнездо орел?
  2. Для кого орел взял рыбу?
  3. Что сделали люди?

Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка приносила утятам тарелку с рублеными яйцами. Поставила тарелку рядом с кустом и ушла.

Как только утята подошли к тарелке, из сада вылетела большая стрекоза. Он ужасно щебетал. Утята убежали и спрятались в траве. Боялись, что стрекоза их всех укусит.

И злая стрекоза села на тарелку, попробовала еду и улетела. После этого утята целые сутки не подходили к тарелке (по словам Е. Житкова)

(68 слов)

Запросы:

  1. Как хозяйка кормила утят?
  2. Кто напугал детей?
  3. Что делали утята, когда стрекоза улетела?

Крот

На поляне в лесу насыпи рыхлой земли, похожие на грядки. Но кто здесь копает землю? Внезапно трава перед ним зашевелилась. Я замерзла и земля стала подниматься бугром, появились две широкие лапы с когтями и мокрый нос. Конечно это родинка. Я посмотрел в белый свет и снова погрузился в глубину. А на поляне была куча свежей земли, похожая на небольшую клумбу. Семена разлетаются с деревьев, падают на вспаханную землю. Здесь будет расти береза ​​или сосна. (По словам Э. Шима)

(70 слов)

Запросы:

  1. Как выглядела родинка?
  2. Что делало животное?
  3. В чем польза родинок?

Белка

В лесу на высокой сосне свила гнездо белка. Все круглое, закрытое, с одной стороны оставлена ​​щель для входа.

Белка — животное умелое. Весь день он прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево — где он срывает ягоду, где еловая шишка. И наступит осень: здесь белку подготовят к зиме. Или повесьте грибы сушиться, а орехи спрячьте в углубление. Зимой холодно, голодно, поэтому белке понадобятся припасы. (По В. Чаплиной)

(70 слов)

Запросы:

  1. Где белка свила гнездо?
  2. Какая форма у беличьего гнезда?
  3. Какие запасы протеина на зиму?

Утренние лучи

В небе взошло чудесное солнце. Он начал рассеивать свои золотые лучи.

Первый луч ударил в гнездо жаворонка. Жаворонок вылетел из гнезда. Он поднялся на небеса и спел чудесную песню.

Второй луч попал в кролика. Кролик побежал за мокрой травой на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух взмахнул крыльями и разбудил цыплят. Начали искать червей.

Четвертый луч попал в улей. Пчела зажужжала, выползла из улья и улетела собирать мед с ароматных цветов. (По К. Ушинскому)

(72 слова)

Запросы:

  1. Что случилось с жаворонком?
  2. Кто попал во второй луч солнца?
  3. Кто был разбужен третьим лучом?
  4. Что случилось с пчелой?

Руки

Посмотри на свои руки. Смотри на них с уважением.

Вот таблица. Вы сидите за столом. Вот стол. Вы учитесь за своим столом. Вот окно. Через него смотришь на дорогу.

Книга, дом, хлеб, платье, пальто — все это сделано руками человека. Они могут выращивать хлеб, построить дом, написать книгу, бросить мяч в сеть, отправить космический корабль на Луну. Все может, все делается руками человека. И человек должен уважать труд своих рук и труд другого человека. (По словам Л. Кассила)

(75 слов)

Запросы:

  1. Что умеют человеческие руки?
  2. Как обращаться с руками и работать?

Морозные узоры

Ночью было очень холодно. Было морозное утро. На стекле появились узоры. Солнечные лучи играли на стекле разноцветными огнями.

Вот длинная ветка пальмы. Здесь распустился чудесный цветок. Снежный узор прекрасен как в лучах утреннего солнца, так и в синеве зимнего вечера.

Откуда берутся снежные узоры? Они разработаны Морозом Ивановичем. Как их нарисовать? Прозрачный пар, который всегда витает в воздухе.

Горячий водяной пар оседает на холодном оконном стекле. Они замирают. К ним прилипают другие капельки. На окне постепенно вырастает ледяной сад. Сад сияет на зимнем солнце. (По словам М. Гумилевской)

(82 слова)

Запросы:

  1. Как морозные модели?
  2. Как они сформированы?

Праздник урожая

Осенью сельчане устроили праздник урожая. Столы были расставлены через главную улицу. На столах — корзины с рассыпными яблоками, сочными грушами и разными овощами.

Кочаны капусты прилетели из огородов на праздник урожая. Сорок платьев и все без застежек. За ними морковь. Кто ест морковь, получит больше крови. А вот и свекла — мастер по покраснению щек. Огурцы, репа, редис, картофель — все овощи убраны.

Каждый из овощей по-своему хорош. Все они запаслись на зиму летним солнцем, летними дождями и отняли у земли частицу его великой силы. (По И. Стрелковой)

(88 слов)

Запросы:

  1. Когда жители села отмечали праздник урожая?
  2. Какие овощи были на праздники?
  3. Какие овощи накопились за лето?

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили проверить это самостоятельно, вам следует подготовить часы с секундной стрелкой или активировать секундомер на своем телефоне. Также следует выбрать специальный текст. Его содержание должно быть неизвестно ребенку, но понятно ему. Например, второкласснику не следует давать описание установки кофеварки или газетную статью о политике во время теста. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и предложений и без множества знаков препинания. Желательно, чтобы не было изображений, а сам текст размещался на одной странице. Все это нужно для того, чтобы ребенок спокойно читал написанное, не отвлекаясь на переворачивание листов и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь ему настроиться на предстоящее чтение. При проверке техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, который учится в первом классе, с помощью чтения может водить пальцем по линии.

Также хочу обратить ваше внимание на следующую деталь: время следует отсчитывать не с момента команды «читать», а именно с того момента, когда ребенок начал читать. Многие дети надолго набираются сил, поэтому время может быть упущено, а результат не будет точным.

По окончании чтения можно различить слова, написанные неправильно или вызвавшие затруднения. Вы можете прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, чтобы уточнить значение и запоминание прочитанного текста.

Если результаты теста неудовлетворительны, не ругайте ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и составить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность скорректировать показатели техники чтения и улучшить его результат? Конечно. Также вы можете научить ребенка быстро читать в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов, а затем проводить регулярные упражнения.

Упражнения должны включать не только чтение, но и развитие осознания, суставной системы и физических упражнений. Также необходимо синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В любом случае вы можете выбрать свой собственный комплекс упражнений.

Общие рекомендации:

  • регулярное чтение с ребенком (совместное чтение, чтение вслух);
  • проведение наглядных диктантов (ребенку показывают предложение на листе бумаги, который он разучивает в течение минуты, затем предложение замыкается и ребенок записывает его на своем листе бумаги);
  • так называемое «жужжащее чтение» (прочтите текст под заголовком 5 минут);
  • разучивать и произносить скороговорки.

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Любая литература, которая сейчас есть под рукой, не подойдет для проверки скорости чтения. В первую очередь нужно учитывать степень подготовленности ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или отрывки художественной литературы, которые ребенок просто не понимает в силу возраста. Но не стоит брать любимую книгу, читать «до дыр», как подспорье: ребенок уже знает это наизусть. Для старших школьников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по выбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть неизвестен, но понятен.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Никаких иллюстраций.
  • Не содержать составных слов.
  • По размеру страницы.
  • Шрифт крупный, разборчивый.

Процесс проверки

Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, вам необходимо знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобятся:

  1. Текст.
  2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
  3. Комфортное рабочее место.
  4. На самом деле испытуемый находится в хорошем настроении.

Перед началом теста мы объясняем ученику задачу: быстро читать. По команде «Старт!» ребенок начинает читать. Если он начал читать не в ту секунду, отсчет времени начинается с первого прочитанного слова. Если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, обратите внимание. В конце чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте учащимся вопросы по тексту. Нет необходимости повторять текст, достаточно послушать ответы, чтобы понять, насколько контролируемый понял его содержание. Первым школьникам при проверке скорости чтения можно двигать пальцем по линиям.

Оцените статью
Блог про развитие детей