Таблицы Шульте: в чем польза упражнений для детей?

В чем суть таблиц Шульте?

Таблица Шульте, а точнее их комплекс, — это психодиагностика, с помощью которой психолог, педагог или родитель может исследовать устойчивость внимания ребенка, его объем и способность распределять это внимание между объектами. Методика также позволяет понять, насколько эффективна самозанятость студента. Кроме того, упражнения способствуют развитию периферического (то есть бокового) зрения, что чрезвычайно важно для овладения скорочтением.

Каждая таблица этой методики — разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Эта система известна миру со второй половины двадцатого века. Стол представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором разбросаны числа. Стандартное изображение представляет собой лист бумаги толщиной 60х60 см, разделенный на 25 квадратов, в каждом из которых стоит число от 1 до 25. Согласно контрольному заданию младший школьник должен назвать и показать (если удобно, отметьте карандашом) все числа в правильном порядке. Вы можете выполнить упражнение онлайн или скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для выполнения обычных домашних заданий.

Методика помогает:

  • понять, насколько устойчиво внимание ребенка;
  • обеспечить эффективность независимых роботов;
  • исследовать психическую устойчивость ученика;
  • увеличить количество внимания;
  • улучшить скорость ориентации и поиска движений взгляда;
  • адекватно оценивать полученные знания;
  • быстро, уверенно и, прежде всего, продуктивно освоить учебный материал.

Таблица Шульте помогает тренировать, расширять и развивать периферическое зрение. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить нужные информационные части текста, поэтому он будет читать быстрее.

Таблицы Шульте онлайн

с онлайн-столами работать удобнее. Мини-симулятор предоставит пользователю случайную версию таблицы и позволит вам установить время активности простым нажатием кнопки.

Онлайн-тестер имеет стандартные параметры таблиц, но более сложные уровни или определенные типы таблиц можно загрузить или передать в BrainApps с подробной интерпретацией результатов.

Для любителей особо сложных и интересных задач представлен необычный вариант таблицы:

shulte_picture4

Что можно ожидать при работе с таблицами?

Человеческое зрение работает таким образом, что его наиболее точная концентрация приходится на центральную область сетчатки. С другой стороны, периферийные области работают гораздо менее эффективно, поэтому угол обзора и ширина человека несколько ограничены.

С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:

  • Периферическое зрение (за счет чего увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
  • Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся оценивать сразу все ячейки, выбирая нужную, из-за чего в дальнейшем человек будет воспринимать информацию не последовательно — одну часть за другой, а сразу несколько фрагментов);
  • Стрессоустойчивость (тренировки со столами, особенно если они проводятся в шумном месте или с любым отвлекающим звуком, например музыкой, позволяет улучшить концентрацию в стрессовых условиях, что значительно повышает работоспособность);
  • Быстрое чтение (за счет увеличения периферического зрения человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать намного быстрее);
  • Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит охватить большой объем текста одним взглядом в одном месте, что значительно упрощает поиск нужной информации в огромном блоке).

Пройдя тест, вы также сможете оценить свои текущие навыки, чтобы увидеть, нуждаются ли они в улучшении.

Особое значение имеет работа с таблицами Шульте в учебных курсах по общему нейролингвистическому программированию. Физические упражнения повышают работоспособность рабочих, а также их способность и скорость выполнения последовательных действий. То есть таблицы учат человека отключать критическое восприятие реальности и входить в несколько апатичное состояние, которое идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.

Интерпретация результатов теста

Главное, при интерпретации полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на проведение теста, и количество допущенных ошибок. Даже без специальных знаний любой родитель поймет, что чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше ошибок он сделает при нахождении чисел, тем хуже будут результаты. Наиболее интенсивную работу следует проводить на тренажерах. И наоборот, быстрое и безошибочное решение теста является хорошим признаком того, что младший ученик сдал тест положительно.

родителю важно знать, как правильно интерпретировать результаты теста. В методологии разработан специальный инструментарий, который поможет в этом. Включает средние показатели: формулу расчета КПД ЭР и формулу работы (включения в тест) Вр.

ER (в секундах) = (t1 + t2 + t3 + t4 + t5) / 5

t1 . t5 — количество времени для следующей карты;

5 — количество используемых таблиц.

Важно: Учитывается общее время (в секундах), затраченное на работу со всеми таблицами.

Оценка эффективности отделения неотложной помощи связана с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл — хороший результат, низкий балл — плохой результат:

возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет от 60 до 56 61-70 71-80 81-90 более 90
7 лет от 55 до 51 56-65 66-75 76-85 более 86
8 лет от 50 до 46 51-60 61-70 71-80 более 81
9 лет от 46 до 41 46-55 56-65 66-75 более 76
10 лет от 40 до 36 41-50 51-60 61-70 более 71

Высота уровня подготовки находится по формуле:

PA = t1 / ER

Важно: время рассчитывается точно по первой таблице.

Чтобы определить результирующий уровень АД у ребенка, необходимо учитывать показатель:

  • если меньше единицы, уровень высокий,
  • больше одного: уровень низкий, то есть младшему школьнику будет сложно включиться в работу.

Помимо этих показателей, можно также учитывать устойчивость, способность ученика сосредоточиться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:

PU = t4 / ER

Важно: учитывается время четвертой таблицы (t4). Показатель, характеризующий ученика с сильной психической устойчивостью, должен быть меньше единицы. Значительные данные указывают на плохую способность концентрироваться на текущей задаче.

Как использовать таблицы в работе с детьми?

Чтобы тщательно протестировать и, таким образом, тренировать внимание, необходимо правильно подготовить вышеуказанный стимулирующий материал. Психологи рекомендуют размещать столы на расстоянии не более 35 см от предмета. Если вы дошкольник или первоклассник, незнакомый с методикой, вам необходимо подготовить для первого теста таблицы всего из 16 ячеек.

В дальнейшем количество ячеек будет постепенно увеличиваться, так как чем их больше, тем сложнее задача. Затем взрослый дает ребенку инструкции:

  1. внимательно наблюдайте за столом, не отвлекаясь (около 10 сек.);
  2. перевернуть, сфокусироваться на отображаемом материале;
  3. возьмите карандаш, поверните стол на себя;
  4. не долго думая, проведите сплошной линией, чтобы соединить числа от 1 до 16 (25) по порядку;
  5. все номера необходимо вызывать вслух.

Важно: для тестов необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми ребенку предстоит работать. Никаких математических расчетов не требуется, поэтому тест проходит быстро, а результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.

Методика прохождения упражнения

При работе с таблицами главный аспект — правильность обучения. Поскольку упор делается на улучшение периферического зрения, тренировка начинается с сосредоточения взгляда на центральной ячейке стола, а остальное оценивается только с периферии.

Правильная работа с таблицей выглядит так:

shulte_picture2

Скорость прохождения также является важным аспектом, но ее нельзя достичь, переводя взгляд на все клетки, так как вы потеряете тренировочный эффект. Поэтому на следующем изображении показано, как выполнять упражнение.

shulte_picture3

Искать числа следует в порядке возрастания от 1 до 25, мысленно отмечая найденные. Расстояние от глаз до стола должно быть равно расстоянию, на котором человек привык читать. Стол должен быть четко и полностью виден — обычно расстояние 35-40 см.

При правильном выполнении задачи сначала покажется, что она решается очень медленно, так как глаза не привыкли эффективно работать с периферией. Однако уже через неделю-две будет ощущаться положительный результат. Кроме того, поначалу довольно сложно удерживать взгляд на центральной ячейке: она будет постоянно скользить, привычно находя нужную ячейку центральным зрением. Важно держать его в одном месте, то есть в центре стола.

На развитие периферического зрения нужно время, поэтому не стоит ожидать результатов на следующий день после тренировки. Для максимального эффекта нужно заниматься систематически, через равные промежутки времени. Следует организовывать 3-4 тренировки в неделю, но не рекомендуется выполнять упражнение более 10 раз за одно занятие. Продолжительность тренировки подбирается индивидуально, но видимый эффект проявляется через несколько недель после начала.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте?

Первое правило — стол должен находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. В этом случае его нужно приподнять под небольшим углом. Кроме того, дошкольник или младший школьник должен сосредоточить взгляд на центре карточки — запрещается отводить взгляд в стороны, поэтому желаемого эффекта добиться не удастся. Дальнейшая диагностика проводится следующим образом:

  1. Ребенок держит стол, смотрит на него 10 секунд, после чего должен перевернуть его лицевой стороной вниз.
  2. Студент должен сосредоточиться на увиденном материале.
  3. После этого стол следует перевернуть и карандашом соединить по порядку цифры от 1 до 25, не раздумывая долго над своими действиями.
  4. Каждый номер должен быть назван вслух.
  5. Тест можно повторить несколько раз с новыми картами.

Пока ребенок соединяет числа в прямом порядке, учитель должен отсчитывать время на секундомере и записывать время, которое требуется ученику, чтобы взять в руки каждую отдельную карточку. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться около получаса. Делать это рекомендуется 3-4 раза в неделю. При регулярных тестах первые результаты будут видны уже через 21 день.

Также следует понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться со столом 5х5. Поэтому разрешены упрощенные версии 3×3 или 4×4. Для младших школьников идеальными считаются столы 5х5. Как только вы заметите первые успехи в улучшении ориентации изображенных элементов, размер столов можно увеличить до 6×6, 7×7 и 8×8.

Таблицы в качестве тренажеров внимания

Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать в качестве тренера внимания при работе с младшими школьниками. Это также находка для домашнего обучения, поскольку его стимулирующий материал прост в исполнении и не требует специальной подготовки родителей. Однако вам необходимо знать основные аспекты таких учебных курсов.

Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать в качестве учебного материала таблицу с частично выделенными числами, например все нечетные выделены жирным шрифтом. Когда младший ученик учится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимулирующий материал должен быть сложным. Например, увеличить количество ячеек за счет увеличения квадрата.

Учитывая, что игра по-прежнему занимает много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вводить игровые элементы в учебные курсы детей. Так что обычные тренировочные упражнения могут показаться игривыми.

Упражнение «Покажи и назови правильно»

Взрослый и ребенок совершают действия вместе, но в разных направлениях. Сначала ученик набирает номера в прямом (возрастающем) порядке, а взрослый одновременно в обратном (убывающем) порядке. Затем игроки меняются.

Упражнение «Чет-нечет»

Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия: один читает четные числа, другой — нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Для ребенка это довольно сложно, так как концентрация и концентрация должны идти при внешнем световом вмешательстве.

Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности

Для детей 1-4 классов нерационально использовать таблицы, содержащие более 25 ячеек. Начните с малого: подойдет квадрат 3×3 или прямоугольник 3×5. В этом случае задача может усложниться: попросить назвать числа не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.

Чтобы сделать таблицы более эффективными, вы можете немного их настроить. Таким образом, допустимо окрасить часть цифр в красный цвет, а другую часть в черный. Тогда деятельность студента изменится:

  1. Должны отображаться все красные числа.
  2. Показать все черные числа.
  3. Набирайте красные номера с помощью прямого счета.
  4. Набирайте черные номера с помощью обратного отсчета.

Поэтому студент будет играть, а не заниматься скучными делами. Можно использовать другие вариации таблиц, так ребенку будет легче участвовать в регулярных упражнениях на тренажерах.

Оцените статью
Блог про развитие детей