Как разобрать слово по составу – объясняю понятным языком и комментирую трудные моменты

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить окончание слова, попробуйте изменить его. Что изменится, так это конец. Beautiful — красиво — красиво — здесь окончания -th, -th, -th.

А теперь перейдем к лайфхакам.

Если слово никак не меняется, значит, ему нет конца. Депозит, кино, ножницы: все, что меняется, всегда депозит, кино и ножницы. Пальто, очки — тоже самое. Вы просто не выделяете окончания этих слов.

Если нет окончания, но когда ваше слово меняется, оно появляется, то оно равно нулю. Чтобы показать нулевой финал, просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» есть нулевое окончание. Также «сказал» равно нулю. Концы появятся, если мы изменим эти слова: «друг», «сказал».

Примеры слов с нулевым и ненулевым завершением

Вперед, продолжать. Если в окончании есть гласные, обозначающие два звука, то есть «у» и некоторые другие — поменяйте слова и послушайте, исчезнет ли «у». Например: «вдохновение», «вдохновение», «вдохновение». Понимаете, «y» никуда не исчезает. Так что это еще не конец.

В таких случаях необходимо разделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем есть два звука — «у» (правильнее — «ж») и еще несколько. Таким образом, вам нужно выбрать второй звук в конце и вообще не трогать первый.

Гласная хотата в конце

Наречия — неизменные слова. Неизменны и герунды. Следовательно, они никогда не заканчиваются. Причастие можно распознать так: одновременно задаются два вопроса: как, что делать. Например: Я ел (как? Что ты делаешь?), Слушая Познера. Слушание — причастие.

с наречиями сложнее. Прочтите мою статью на эту тему, ведь вам нужно научиться отличать наречия от прилагательных. Это нужно делать, иначе ошибетесь до ЕГЭ в 11 классе.

«Th» для глаголов всегда является окончанием. Но есть некоторые школьные программы, например, программа Бабайцевой, в которой это суффикс. Спросите своего учителя и делайте так, как она приказывает.

«Чей» в глаголах является частью корня. Поэтому в словах «защищать», «готовить», «власть», «охранять» все слово будет корнем.

Как запомнить то «чье» входит в состав корня

Я не знаю, как помочь тебе это запомнить, но послушай, вот в чем дело. Раньше эти слова имели окончание «ти», а затем пропадали. Древнерусские формы этих слов: пекти, охранять, беречь.

Я имею в виду, что окончание здесь в точности «ти», но у вас его нет, поэтому не выделяйте его. Выделите все слово как корень.

Надеюсь, это поможет кому-то не ошибаться.

Все, закончили с концовками.

Вынуть

Комментарий:

Нет цепочки словообразования.
Нет корня! Это единственное слово в русском языке, не имеющее корня.
Проверка правильности выбора насадки: вытащить — выкинуть, торчать, вынуть.
Проверка правильности выбора суффикса: вытащить — прыгнуть, дунуть, плюнуть.

Основа

Сразу подчеркните то, что осталось после отделки в качестве основы.

Важный момент здесь вот в чем. Суффиксы «ся», «то», «о», «что-то» также входят в основу, хотя они часто появляются после окончания. В этом случае нужно остановить основание в конце, а затем продолжить.

Проверить это:

Примеры слов с ломаной основой

С основанием слова сложностей больше нет, все просто.

Корень

Вы, наверное, помните, что для того, чтобы выделить его, нужно «выбрать слова одного корня». Я думаю да. Находим корень слова «подводный»: вода, вода — корень «вод».

Здесь нужно учесть одну тонкость. Корень должен немедленно вызывать в вашей голове образ того, что говорится. То есть вы должны легко понимать лексическое значение слова от корня.

Вот вы разбираете «квартиру». Что это? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Что такое рут? «Квартиры». Вы сказали и сразу представили себе, например, однокомнатную квартиру.

Почему нет четверти корня? Почему: квартал, квартал, квартал, квартал — что это? Что вы думаете, когда говорите эти слова? Нисколько. Точно не для квартиры. Значит, «кварта» здесь никак не может быть стволом. В корне всегда содержится лексическое значение слова, и если оно не появляется у вас в голове, значит, вы нашли корень неправильно.

Выбирая корень, попробуйте изменить его, например, на числа, в верхнем регистре. И посмотрите, что «всплывает» у вас в голове.

Каков корень слова «богатый»? «Богатый» или «Бог»? Когда я говорю «богатый», я сразу же ассоциирую себя с богатством, богатым, богатым. Я сразу улавливаю лексическое значение.

Что, если я начну менять слово бог? Боги, боги, о богах, с богами — я начинаю думать о Боге, то есть о Творце, Всевышнем. Нет связи с богатством.

Вывод: рут «богатый».

По той же причине в слове «работа» корень слова «работа», а не «раб». Работа уже не то же самое, что удел рабов.

Последовательность морфемного разбора

Чтобы точно запомнить, как проводить морфемный анализ слова, нужно следовать определенному плану.

Для начала необходимо определить, к какой части речи принадлежит слово, взятое на морфемный анализ.

Затем нужно выделить конец слова. Для этого нужно изменить форму слова и посмотреть, какая часть слова изменилась. То, что нужно изменить, — это концовка.

Слово может иметь нулевое окончание; слово может вообще не иметь конца.

Окончания графически выделены квадратом.

Затем необходимо выделить основу слова. Все, что не является окончанием, входит в основу слова (кроме глаголов -ty, -ty, -ch, -l).

Основание графически выделяется подчеркиванием, обозначающим края основания.

Следующим шагом будет выбор корня слова. Чтобы найти корень слова, вам нужно найти связанные слова и посмотреть, какая часть слова является общей для всех связанных слов.

Корень слова графически обозначен дугой.

Затем вам нужно найти префиксы и суффиксы слова, если они есть. Для этого нужно выбрать другие слова с такими же префиксами и суффиксами.

Префиксы обозначаются графически небольшим углом, а суффиксы — заглавными буквами.

Синенький

Комментарий:

Цепочка словообразования: синий ← синий.
Проверка правильности присвоения суффикса:

синий — синий, синий — красный, черный.

План разбора слова по составу

Полный морфемный анализ слова проводится по плану:

  • определяем часть речи, выбираем окончание (если есть) и основу;
  • выберите суффиксы обучения (если есть);
  • мы определяем, как оно образовано, то есть выявляем цепочку образования «обратных» слов для достижения корня;
  • обозначают морфемы (префиксы, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и, наконец, обозначают основу).

Повыписывали

Комментарий:

Цепочка словообразования: письменное — начальная форма: написать ← написать ← написать ← написать.
Проверка правильности выбора префикса: запись — запись, запись — запись — запись; подписыват — выбросить, пришивать; написать — выкладывать, забирать.
Проверка правильности присвоения суффикса: писать — писать; пишите — раскидывайте, исследуйте.

Схема (порядок) морфемного анализа

Конечный → корень → корень → префикс, суффикс, суффикс

Приставка

Это то, что всегда перед рутом. Префиксы почти всегда одинарные, но иногда встречаются двойные префиксы, например: «перезаписать». Здесь префикс «для» и «для», основа — «писать».

Разделитель всегда относится к вложению. Например, в слове «запись» нужно выбрать префикс «в».

Утёнок

Комментарий:

Цепочка словообразования: утка ← утка.
Проверка правильности выделения суффикса: утка — утка, котенок, утка

Суффикс

здесь самое сложное. Суффикс стоит после корня, но иногда он один, а иногда нет. А дети не умеют правильно выделять.

Для этого нужно запомнить «популярные» суффиксы. Например, суффикс основания инфинитива — это тот, который предшествует окончанию «t»: здесь «play» — основа «games», а суффикс — «a». Следовательно, слово «играть» имеет два суффикса: «а» и «я».

«Эни» — суффикс, с помощью которого существительные образуются от глагола. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение. Обратите внимание, в конце стоит буква йота, поэтому делим ее пунктирной линией, убираем звук гласной в конце и оставляем суффикс «у.

«Тел» — суффикс, обозначающий человека, занимающегося какой-либо профессиональной деятельностью: учитель, строитель, потребитель, смотритель и т.д. Давайте проанализируем слово «учитель» — «тел» — это суффикс, обозначающий профессионального человека, «е» — глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учиться» стоит перед «т»), корень — «уч».

Особенности морфемного разбора слова

Учителя, филологи и другие специалисты могут анализировать слово по-разному. При этом каждый специалист убедительно аргументирует свой подход, считая его оптимальным. Примером могут служить инфинитивы глаголов. Здесь, например, сочетание букв «т» в слове live можно интерпретировать как суффикс, окончание, суффикс с нулевым окончанием. Кроме того, образовательные программы в университетах и ​​школах могут существенно различаться. В вузах в приоритете изучение этимологии, образование слов от нулевого корня, сложные примеры составных частей.

Учащиеся должны придерживаться школьной учебной программы, ориентированной на обучение. В настоящее время даже ведущие филологи не могут прийти к единому мнению относительно морфемного анализа слова в русском языке, поэтому допускается наличие различных вариантов.

Обуваться

Комментарий:

Цепочка словообразования: башмак ← башмак ← башмак.
Проверка правильности выбора насадки: надеть обувь — надеть обувь.
Проверка правильности присвоения суффикса -ся: башмак — башмак; надеть обувь — одеться, поесть.
Проверка правильности присвоения суффикса -va: башмак — башмак; туфли: снимай, раздевайся, гуди, давай.

Что мы узнали?

Морфемный анализ слова (другими словами: анализ слова по составу; анализ по морфемам) — это выделение всех частей слова (морфем) в слове. Для морфемного анализа слова необходимо: найти окончание, корень, корень, префиксы и суффиксы. Анализ морфемного слова — это лингвистический анализ, который помогает в развитии фонетических, морфемических, производных, морфологических и орфологических навыков и способностей.

Подоконник

Комментарий:

Цепочка словообразования: подоконник ← окно.

Проверка правильности выбора префикса и суффикса: подоконник, подснежник (префиксно-суффиксный способ формирования слов, поэтому префикс и суффикс проверяем не отдельно, а сразу).

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного анализа морфемы необходимо соблюдать несколько принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменчивость-неизменность слова. В неизменных словах (окончательная) интонация полностью отсутствует. Чтобы правильно выделить его, нужно изменить форму слова, не меняя значения:

  • rule (единственное число) — rules (множественное число.)
  • похудеть (1 человек) — похудеть (2 человека)
  • white (самец) — белый (самка.)

наверное быстро, учитывая неизменные части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части слова, относящейся к реке.

2. Подбор родственных слов. Мы не должны забывать о существующей омонимии корней (то же написание, но разные значения).

Соленый, соль, соль, соль

Соло, один, один

3. Необходимо указать, есть ли у слова образующие аффиксы (используемые для образования формы слова).

Короткий — короче — суффикс образует простую сравнительную форму

Serve, serve — формы с суффиксом прошедшего времени

4. Рассмотрите связи словообразования, например, чтобы правильно выделить морфемы, составьте цепочку словообразования («метод матрешки»). Выделяйте аффиксы, постепенно выбирая продуктивную основу для данного слова.

В этом примере словообразовательная цепочка помогла определить, что есть два суффикса в слове лед и один суффикс в слове снежинка.

Соловушка

соловей

Комментарий:

Цепочка словообразования: соловей ← соловей.
Проверка правильности присвоения суффикса: соловей — соловей; соловей — скворец, журавль.

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Существительное-класс, вариации по полу, числам и падежам: классы-классы-классы. Окончание нулевое.

Все слово — это базовый класс-.

Однокорневые слова: классно, класс Корень слова — класс-.

Цепочка словообразования: класс — класс — класс. «Метод матрешки» (самой большой — самой маленькой) применить нельзя, потому что слово состоит из корня, корень — производное.

Постфикс

Он различается так же, как суффикс, но, в отличие от суффикса, всегда находится после окончания. Наиболее распространенные постфиксы:

  1. «Ся»: готовиться, записываться, перегреваться, высыпаться.
  2. «То»: кто-то, что-то, вид.
  3. «Либо»: кто-то, кто-то, еще кто-то.
  4. «Все что угодно»: что-то, кто-то еще, где-то.

Суффикс в составе слов

Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, есть ли слово без этого суффикса:

  • седые волосы — седые волосы,;
  • вкладчик — депозит;
  • жизнерадостность — веселая, жизнерадостная.

Выберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:

бодрость — нежность, бодрость, радость.

И теперь, после последовательного выделения всех морфем, остается основная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, что вы выбрали его правильно, мы сосредоточимся на выборе родственных слов. Как известно, общей частью родственных слов, содержащей основное лексическое значение слова, является корень.

Бодрость — бодрость, бодрость (ходьба), бодрость, бодрость.

Порядок разбора слова по составу

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Белые грибы

  1. Определимся с частью речи. Подберезовик — существительное, вариативная часть речи, что означает, что у него есть окончание.

 

  1. Давайте изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовик — подберезовик — подберезовик — подберезовик. В исходном слове изменилась часть слова — Y, значит, это конец.

 

  1. В качестве основы выбрана часть бесконечного слова: boletus-.

 

  1. Чтобы выделить корень, мы выбираем слова одного корня. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик — береза ​​- береза ​​- береза. Та самая часть слова, которая несет основное лексическое значение — БЕРЕЗ-. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик — гриб, который растет в березовом лесу, недалеко от берез.

 

  1. Чтобы изолировать словообразовательные морфемы, мы составляем словообразовательную цепочку в обратном порядке, например, для каждого производного слова мы выбираем производящий корень.
    подберезовики — береза ​​- береза.
    Мы видим, что префикс POD- был разделен в слове суффиксами -IK-, -ОВ-.

 

  1. Подбираем аффиксы, образующие слова.

 

  1. В слове подберезовик нет формирующих морфем.

 

Угоднический

Финал: раболепие, раболепие, раболепие…

Словесная цепочка: приятное ← приятное ← приятное.
Проверка правильности присвоения суффикса: подобострастный — добро пожаловать (чередование согласных g // k); сервильный — политический, аргументированный

Значение морфемного разбора

Морфемный анализ слова — это тип лингвистического анализа, который улучшает способность различать морфемы в слове.

Умение различать морфемы в слове также помогает при деривационном анализе, когда необходимо понять, из какого слова и с помощью какой морфемы образовано определенное слово или форма слова.

Поскольку морфема имеет как значение, так и лексическое или грамматическое звучание, фонетические навыки также развиваются во время анализа морфемы.

Относительно части речи, связанной с морфемным анализом, у анализирующего вырабатываются морфологические навыки и способности.

Морфемный анализ способствует развитию как навыков, связанных с морфемными и производными разделами, так и навыков, связанных с орфографией, поскольку решение большинства орфографических проблем зависит от того, какая часть слова написана.

Оцените статью
Блог про развитие детей