- В чем заключается проблема в чтении
- Методика прохождения упражнения
- Как это работает
- Устали от однообразия?
- Методика работы с таблицами Шульте
- Как использовать таблицы в работе с детьми?
- Тренировки по таблицам Шульте
- Что можно ожидать при работе с таблицами?
- История создания таблиц Шульте
- Режим тренировок
- Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности
- Эффективно ли решение Таблиц Шульте?
- Таблицы Шульте онлайн
- Таблицы в качестве тренажеров внимания
- Упражнение «Покажи и назови правильно»
- Упражнение «Чет-нечет»
- Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?
- Интерпретация результатов теста
- Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
- Варианты упражнения с таблицами Шульте
- Простой вариант
- Обратный порядок
- Чётные-нечётные
- По очереди
- Красно-черное
В чем заключается проблема в чтении
Нормальная скорость чтения составляет примерно 100 слов в минуту. Это близко к нормальной скорости речи. Так должны читать все выпускники начальной школы. К сожалению, в большинстве учебных заведений требования завышены.
Неуверенность пугает родителей и они начинают прибегать к крайним методам. Некоторые записывают своих детей в кружки скорочтения. В эффективности специальных упражнений не сомневаюсь, но сначала ребенок должен научиться читать. После азов можно отточить навык.
Психологи в один голос повторяют: «У школьников проблемы с восприятием текста из-за узкого угла обзора». Что это значит? Мы видим слово краем глаза, а у ученика средней школы всего несколько букв. Несмотря на это, в школах продолжают обучать чтению по слогам.
В идеале у первоклассника уже должно развиваться периферическое зрение. Слог, в отличие от целого слова, ассоциаций не вызывает. Именно поэтому многие школьники сталкиваются с проблемой усвоения информации. Рекомендую объединить упражнения на развитие памяти, внимания и концентрации с методом таблиц Шульте для дошкольников.
Методика прохождения упражнения
При работе с таблицами главный аспект — правильность обучения. Поскольку упор делается на улучшение периферического зрения, тренировка начинается с сосредоточения взгляда на центральной ячейке стола, а остальное оценивается только с периферии.
Правильная работа с таблицей выглядит так:
Скорость прохождения также является важным аспектом, но ее нельзя достичь, переводя взгляд на все клетки, так как вы потеряете тренировочный эффект. Поэтому на следующем изображении показано, как выполнять упражнение.
Искать числа следует в порядке возрастания от 1 до 25, мысленно отмечая найденные. Расстояние от глаз до стола должно быть равно расстоянию, на котором человек привык читать. Стол должен быть четко и полностью виден — обычно расстояние 35-40 см.
При правильном выполнении задачи сначала покажется, что она решается очень медленно, так как глаза не привыкли эффективно работать с периферией. Однако уже через неделю-две будет ощущаться положительный результат. Кроме того, поначалу довольно сложно удерживать взгляд на центральной ячейке: она будет постоянно скользить, привычно находя нужную ячейку центральным зрением. Важно держать его в одном месте, то есть в центре стола.
На развитие периферического зрения нужно время, поэтому не стоит ожидать результатов на следующий день после тренировки. Для максимального эффекта нужно заниматься систематически, через равные промежутки времени. Следует организовывать 3-4 тренировки в неделю, но не рекомендуется выполнять упражнение более 10 раз за одно занятие. Продолжительность тренировки подбирается индивидуально, но видимый эффект проявляется через несколько недель после начала.
Как это работает
Симулятор представляет собой группу цифр. Они расположены в произвольном порядке. В качестве ориентира в центре могут быть числа или символ. Подразумевается, что обучаемый будет смотреть строго в центр, но при этом видеть всю таблицу. Самый высокий навык — это перебирать числа в порядке убывания или возрастания. В камеры нельзя заглядывать!
Методика Шульте для дошкольников помогает развивать параллельное внимание. Это способность одновременно заниматься несколькими видами деятельности. В этом случае необходимо как увидеть все числа, так и набрать из них последовательность. Как это помогает в работе с текстом? Ребенок будет ориентироваться не на пару букв, а на весь фрагмент.
Во время чтения мозг подготовит «почву»: узнает, что будет дальше. Студент будет читать быстрее, чем вы говорите.
Напомню, что речь идет не только о скорости. Есть и другие важные критерии: выразительность, осознанность и чистота. Методика помогает улучшить два последних показателя. Мы уже поняли договор. Как симулятор относится к справедливости? Напрямую! Вы можете попробовать угадать слово с самого начала, но число с первых цифр — нет.
Концентрация на побочных элементах становится настолько сильной, что дошкольник перестает «глотать» окончания и заикаться.
Рекомендуется делать это вместе, чтобы проверить реализацию. Взгляд ребенка следует прибивать к центру. Необязательно тренироваться полностью, достаточно 15-20 минут. Главное — регулярность. Обратите внимание на упражнения не реже 3 раз в неделю.
Устали от однообразия?
- Распечатайте таблицы Шульте для дошкольников в цвете или в черно-белом цвете. Вы можете изменить сложность, добавить ячейки.
- Попробуй посоревноваться, точно сразу не получится.
- Поощряйте ученика пользоваться лазерной указкой, чтобы упражнения были простыми и увлекательными.
- Заведите дневник, в котором ребенок будет следить за успеваемостью. Введите данные, относящиеся ко времени, которое потребовалось для выполнения шага.
- Пригласите других родителей использовать тренажер. Делаем оценки, сравниваем результаты. Пусть у детей будет стимул!
Методика работы с таблицами Шульте
Чтобы выполнение действий на таблицах привело к желаемому результату, необходимо выполнение нескольких условий:
- искать числа нужно молча, не произнося их вслух, а молча (это сложно, но возможно);
- искать числа нужно последовательно — от 1 до последнего числа;
- зафиксировать найденное число одним взглядом.
Секрет выполнения этого упражнения в том, что необязательно двигать глазами по столу, а сосредоточить взгляд на центре, чтобы вы могли видеть все клетки периферическим зрением. Для этого необходимо выдерживать оптимальное расстояние от глаз до стола, которое составляет примерно 30-35 см. Именно на этом расстоянии мы смотрим на книгу или монитор. Таким образом, последовательно находя все объекты, можно добиться максимального эффекта при работе с таблицами Шульте. Регулярные упражнения и постепенное увеличение размеров столов помогут расширить поле зрения, а значит, улучшить навыки скорочтения вашего ребенка.
Как использовать таблицы в работе с детьми?
Чтобы тщательно протестировать и, таким образом, тренировать внимание, необходимо правильно подготовить вышеуказанный стимулирующий материал. Психологи рекомендуют размещать столы на расстоянии не более 35 см от предмета. Если вы дошкольник или первоклассник, незнакомый с методикой, вам необходимо подготовить для первого теста таблицы всего из 16 ячеек.
В дальнейшем количество ячеек будет постепенно увеличиваться, так как чем их больше, тем сложнее задача. Затем взрослый дает ребенку инструкции:
- внимательно наблюдайте за столом, не отвлекаясь (около 10 сек.);
- перевернуть, сфокусироваться на отображаемом материале;
- возьмите карандаш, поверните стол на себя;
- не долго думая, проведите сплошной линией, чтобы соединить числа от 1 до 16 (25) по порядку;
- все номера необходимо вызывать вслух.
Важно: для тестов необходимо подготовить сразу несколько таблиц, с которыми ребенку предстоит работать. Никаких математических расчетов не требуется, поэтому тест проходит быстро, а результаты максимально объективны. Все показатели строго фиксируются.
Тренировки по таблицам Шульте
Суть обучения — как можно быстрее находить последовательные числа. Для этого ребенку даются четкие инструкции о том, что делать, а затем отмечается время. Если вы регулярно пользуетесь таблицами, попробуйте записать дату и время, когда ребенок выполнил задание. Это необходимо для оценки динамики и эффективности уроков. Кстати, цифры можно заменить буквами, картинками или другими предметами, имеющими последовательность.
Что можно ожидать при работе с таблицами?
Человеческое зрение работает таким образом, что его наиболее точная концентрация приходится на центральную область сетчатки. С другой стороны, периферийные области работают гораздо менее эффективно, поэтому угол обзора и ширина человека несколько ограничены.
С помощью таблиц Шульте человек развивает несколько навыков:
- Периферическое зрение (за счет чего увеличивается объем фрагмента, который человек воспринимает при чтении);
- Параллельность восприятия (с помощью таблиц мы учимся оценивать сразу все ячейки, выбирая нужную, из-за чего в дальнейшем человек будет воспринимать информацию не последовательно — одну часть за другой, а сразу несколько фрагментов);
- Стрессоустойчивость (тренировки со столами, особенно если они проводятся в шумном месте или с любым отвлекающим звуком, например музыкой, позволяет улучшить концентрацию в стрессовых условиях, что значительно повышает работоспособность);
- Быстрое чтение (за счет увеличения периферического зрения человек увеличивает объем текста, который видит, что позволяет ему читать намного быстрее);
- Быстрый поиск информации (работа с таблицами учит охватить большой объем текста одним взглядом в одном месте, что значительно упрощает поиск нужной информации в огромном блоке).
Пройдя тест, вы также сможете оценить свои текущие навыки, чтобы увидеть, нуждаются ли они в улучшении.
Особое значение имеет работа с таблицами Шульте в учебных курсах по общему нейролингвистическому программированию. Физические упражнения повышают работоспособность рабочих, а также их способность и скорость выполнения последовательных действий. То есть таблицы учат человека отключать критическое восприятие реальности и входить в несколько апатичное состояние, которое идеально подходит для работы с логически последовательными операциями.
История создания таблиц Шульте
Свое название таблица получила в честь своего создателя, немецкого психотерапевта Вальтера Шульте. Именно он придумал такой тест для диагностики человеческого внимания. После публикации эта методика получила максимальное распространение. С помощью таблиц Шульте стали проводить не только диагностику, но и обучение.
Режим тренировок
Для максимального эффекта регулярно занимайтесь с таблицами Шульте. Например, тренируйтесь 3 раза в неделю в течение 3 недель. Продолжительность урока может варьироваться от 15 до 30 минут в день, в зависимости от возраста ребенка. Если у вашего ребенка устают глаза, сделайте пятиминутный перерыв и сделайте зарядку для глаз.
Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности
Для детей 1-4 классов нерационально использовать таблицы, содержащие более 25 ячеек. Начните с малого: подойдет квадрат 3×3 или прямоугольник 3×5. В этом случае задача может усложниться: попросить назвать числа не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.
Чтобы сделать таблицы более эффективными, вы можете немного их настроить. Таким образом, допустимо окрасить часть цифр в красный цвет, а другую часть в черный. Тогда деятельность студента изменится:
- Должны отображаться все красные числа.
- Показать все черные числа.
- Набирайте красные номера с помощью прямого счета.
- Набирайте черные номера с помощью обратного отсчета.
Поэтому студент будет играть, а не заниматься скучными делами. Можно использовать другие вариации таблиц, так ребенку будет легче участвовать в регулярных упражнениях на тренажерах.
Эффективно ли решение Таблиц Шульте?
С помощью таблиц специалисты отслеживали тенденцию и скорость поисковых движений ориентации взгляда. Однако после публикации этого метода он приобрел популярность в более широких кругах психиатров и психотерапевтов. В ходе исследования была продемонстрирована высокая эффективность таблиц Шульте для развития памяти, внимания и интеллекта в целом. При штатном решении таблиц Шульте вне зависимости от возраста (может заниматься и школьник, и взрослый) объемное внимание улучшается. Дело в самой технике: когда символы воспринимаются сразу и ищутся последовательно. Впоследствии таблицы стали активно использоваться во всевозможных курсах по развитию скорочтения и для расширения поля зрения в целом.
В работах некоторых специалистов в области психиатрии и психологии отмечается, что состояние человека, ищущего символы в таблицах Шульте, похоже на состояние, которого достигает человек во время сеанса медитации. И такие условия позволяют не только «перезагрузить голову»: они положительно влияют на все области нашего мозга.
Часто можно встретить случаи, когда таблицы Шульте были частью курсов НЛП. Но как связаны нейролингвистическое программирование и электронные таблицы? Дело в том, что в процессе выполнения упражнения как-то перестраивается сознание. Оно переходит от критического и избирательного восприятия к своего рода апатическому состоянию, тем самым повышая способность мозга решать последовательные логические задачи.
Таблицы Шульте онлайн
с онлайн-столами работать удобнее. Мини-симулятор предоставит пользователю случайную версию таблицы и позволит вам установить время активности простым нажатием кнопки.
Онлайн-тестер имеет стандартные параметры таблиц, но более сложные уровни или определенные типы таблиц можно загрузить или передать в BrainApps с подробной интерпретацией результатов.
Для любителей особо сложных и интересных задач представлен необычный вариант таблицы:
Таблицы в качестве тренажеров внимания
Методика Шульте оригинальна тем, что ее можно использовать в качестве тренера внимания при работе с младшими школьниками. Это также находка для домашнего обучения, поскольку его стимулирующий материал прост в исполнении и не требует специальной подготовки родителей. Однако вам необходимо знать основные аспекты таких учебных курсов.
Психологи советуют на первых занятиях с ребенком использовать в качестве учебного материала таблицу с частично выделенными числами, например все нечетные выделены жирным шрифтом. Когда младший ученик учится быстро ориентироваться в карточках с цифрами, стимулирующий материал должен быть сложным. Например, увеличить количество ячеек за счет увеличения квадрата.
Учитывая, что игра по-прежнему занимает много места в жизни младших школьников, специалисты рекомендуют вводить игровые элементы в учебные курсы детей. Так что обычные тренировочные упражнения могут показаться игривыми.
Упражнение «Покажи и назови правильно»
Взрослый и ребенок совершают действия вместе, но в разных направлениях. Сначала ученик набирает номера в прямом (возрастающем) порядке, а взрослый одновременно в обратном (убывающем) порядке. Затем игроки меняются.
Упражнение «Чет-нечет»
Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия: один читает четные числа, другой — нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Для ребенка это довольно сложно, так как концентрация и концентрация должны идти при внешнем световом вмешательстве.
Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?
В развитии внимания, памяти, мышления одна из главных составляющих — не только трудолюбие, но и периодичность. Что касается таблиц Шульте, необходимо регулярно уделять этому упражнению время. Оптимальная частота — 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. В таком режиме необходимо заниматься не менее 2-3 недель, пока навыки активно развиваются и закрепляются. Впоследствии количество упражнений может быть уменьшено, но это не означает, что навык закреплен и от занятий можно отказаться. Также очень важно сохранение приобретенных навыков и их дальнейшее развитие.
Еще один важный момент, касающийся занятий по таблицам Шульте: если вы чувствуете, что глаза начинают сильно уставать, обязательно сделайте перерыв на 20-30 минут. Этот эффект можно увидеть у людей, у которых периферическое зрение недостаточно развито. Однако, благодаря регулярным тренировкам, оказывается довольно просто развить.
Интерпретация результатов теста
Главное, при интерпретации полученных результатов необходимо учитывать время, затраченное на проведение теста, и количество допущенных ошибок. Даже без специальных знаний любой родитель поймет, что чем дольше ребенок будет выполнять задание и чем больше ошибок он сделает при нахождении чисел, тем хуже будут результаты. Наиболее интенсивную работу следует проводить на тренажерах. И наоборот, быстрое и безошибочное решение теста является хорошим признаком того, что младший ученик сдал тест положительно.
родителю важно знать, как правильно интерпретировать результаты теста. В методологии разработан специальный инструментарий, который поможет в этом. Включает средние показатели: формулу расчета КПД ЭР и формулу работы (включения в тест) Вр.
ER (в секундах) = (t1 + t2 + t3 + t4 + t5) / 5
t1 . t5 — количество времени для следующей карты;
5 — количество используемых таблиц.
Важно: Учитывается общее время (в секундах), затраченное на работу со всеми таблицами.
Оценка эффективности отделения неотложной помощи связана с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл — хороший результат, низкий балл — плохой результат:
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 лет | от 60 до 56 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | более 90 |
7 лет | от 55 до 51 | 56-65 | 66-75 | 76-85 | более 86 |
8 лет | от 50 до 46 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | более 81 |
9 лет | от 46 до 41 | 46-55 | 56-65 | 66-75 | более 76 |
10 лет | от 40 до 36 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | более 71 |
Высота уровня подготовки находится по формуле:
PA = t1 / ER
Важно: время рассчитывается точно по первой таблице.
Чтобы определить результирующий уровень АД у ребенка, необходимо учитывать показатель:
- если меньше единицы, уровень высокий,
- больше одного: уровень низкий, то есть младшему школьнику будет сложно включиться в работу.
Помимо этих показателей, можно также учитывать устойчивость, способность ученика сосредоточиться на задаче — ПУ, которая рассчитывается по формуле:
PU = t4 / ER
Важно: учитывается время четвертой таблицы (t4). Показатель, характеризующий ученика с сильной психической устойчивостью, должен быть меньше единицы. Значительные данные указывают на плохую способность концентрироваться на текущей задаче.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Первое правило — стол должен находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. В этом случае его нужно приподнять под небольшим углом. Кроме того, дошкольник или младший школьник должен сосредоточить взгляд на центре карточки — запрещается отводить взгляд в стороны, поэтому желаемого эффекта добиться не удастся. Дальнейшая диагностика проводится следующим образом:
- Ребенок держит стол, смотрит на него 10 секунд, после чего должен перевернуть его лицевой стороной вниз.
- Студент должен сосредоточиться на увиденном материале.
- После этого стол следует перевернуть и карандашом соединить по порядку цифры от 1 до 25, не раздумывая долго над своими действиями.
- Каждый номер должен быть назван вслух.
- Тест можно повторить несколько раз с новыми картами.
Пока ребенок соединяет числа в прямом порядке, учитель должен отсчитывать время на секундомере и записывать время, которое требуется ученику, чтобы взять в руки каждую отдельную карточку. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться около получаса. Делать это рекомендуется 3-4 раза в неделю. При регулярных тестах первые результаты будут видны уже через 21 день.
Также следует понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться со столом 5х5. Поэтому разрешены упрощенные версии 3×3 или 4×4. Для младших школьников идеальными считаются столы 5х5. Как только вы заметите первые успехи в улучшении ориентации изображенных элементов, размер столов можно увеличить до 6×6, 7×7 и 8×8.
Варианты упражнения с таблицами Шульте
Простой вариант
Ребенку показывают таблицу и говорят: «На этой таблице числа не в порядке». Затем стол накрывают листом или переворачивают вверх ногами, и ребенка просят продолжить: «Вы должны найти все числа по порядку глазами. Называть их вслух необязательно. Постарайтесь сделать это как можно быстрее. Затем стол переворачивают и включают секундомер.
Обратный порядок
Взрослый показывает ребенку стол на 10 секунд и закрывает его. Затем он дает ребенку такую инструкцию: «Покажи и назови номера в обратном порядке убывания. Приступим!», И сразу же отметьте время.
Чётные-нечётные
Для младших школьников вы можете найти более сложные задания. Например, сначала ребенку предлагается найти и назвать по порядку четные числа, затем — нечетные. Вы можете усложнить задачу и попросить показать и назвать четное или нечетное в обратном порядке.
По очереди
Вместе с ребенком он по очереди звонит и показывает числа в таблице Шульте вперед или назад. Можно усложнить обучение: например, взрослый набирает номера только по возрастанию, а ребенок — по убыванию.
Красно-черное
Создателем красно-черной версии таблиц Шульте является военный психоневролог Федор Горбов. С небольшими изменениями он смог значительно улучшить эффект таблиц Шульте. Помимо расширенной диагностики, использование красно-черных таблиц Горбова-Шульте в качестве тренировки помогает улучшить выносливость, концентрацию внимания, повысить скорость обработки информации и устойчивость к отвлекающим факторам.
вы можете использовать эти таблицы разного уровня сложности:
- Легкий уровень Назовите сначала черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в порядке убывания
- Имя среднего уровня, в свою очередь, сначала красное число в порядке возрастания, а затем черное число в порядке убывания. (1, 24, 2, 23 и т.д.)
- Сложно назвать черные нечетные числа в порядке убывания, затем красные четные числа в порядке возрастания. (23, 2, 21, 4 и т.д.