- Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ
- Задачи занятий
- Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
- Виды развития мелкой моторики ребёнка
- В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей
- Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
- Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
- Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
- Фотогалерея: театр теней
- Графические задания
- Контуры
- Дождик
- Волны
- Рыбка
- Узорная штриховка
- Дорисуй рисунок
- Соедини точки
- Развивай глазомер
- Повторение рисунка по клеточкам
- Графические диктанты
- Развитие мелкой моторики в средней группе
- Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
- Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
- Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
- Как развивать мелкую моторику в подготовительной группе?
- Картотека игр по сенсорному развитию в детском саду
- Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
- Как применить моторику на улице?
- Дидактические игры на сенсорику и моторику
- Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
- Делаем поделки для развития мелкой моторики
Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ
Одной из проблем, вызванных ухудшением экологической ситуации на нашей планете, является увеличение количества детей с различными нарушениями речи. На данный момент этот показатель перевалил за 50 процентов, хотя в конце ХХ века он составлял всего около 17 процентов. Поэтому и воспитатели, и родители должны помочь ребенку преодолеть недостатки в формировании правильной речи. Важной частью этой работы являются упражнения на развитие мелкой моторики. Этот тип задания используется для учащихся всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия в индивидуальных группах.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, а детали — мельче. Это предназначено для улучшения ловкости пальцев, точности и координации движений.
Сортировка круп — увлекательное занятие для ребенка
Истоки детских навыков и талантов близки. От пальцев, образно говоря, начинаются более тонкие нити-потоки, питающие источник творческой мысли.
Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребенка усложняет строение головного мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует формированию личности дошкольника. Это основная направленность занятий в детском саду.
Задачи занятий
- Развитие способности ребенка совершать точные движения руками и пальцами.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование умения согласованной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение звукового произношения.
- Развитие мысли, воображения, ориентации в пространстве, памяти, внимания.
- Освоение жизненных навыков, повседневных навыков.
- Подготовьте руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных материалов (пластилин, бумага, крупа, пуговицы и др.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Рисование пальцами развивает тактильную чувствительность
Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.
Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
Группа | Методы |
Первый юниор |
|
Второй младший |
|
В среднем |
|
Старейшина |
|
Подготовительный |
|
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько типов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся объектов и коррелирует его с движениями тела, определяет движение руки ребенка во время письма или рисования, способность находить лучший способ выполнить графическое задание и обеспечивает тактильную чувствительность.
- Развитие графомотора позволяет правильно держать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию даже на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (моторное) развитие включает развитие не только мелкой, но и крупной моторики. Кроме того, основная моторика считается базовой, без ее достаточного развития ребенок не сможет правильно обрабатывать мелкие движения.
ребенку важно правильно держать ручку, чтобы овладеть навыком письма
Система уроков по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех типов развития ребенка. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, входят в ежедневные уроки. Педагоги также привлекают родителей к работе, потому что обучение маленьким движениям с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, делать простые домашние задания, одеваться и раздеваться самому.
В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей
Эксперты по развитию детей младшего возраста рекомендуют начинать занятия в 8 месяцев. На самом деле первые упражнения на развитие мелкой моторики мам начинают делать детям с первых дней жизни. Для снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи рекомендуют регулярную гимнастику, которая включает несложные упражнения для рук и ног, поглаживание и ввод пальца матери в ладони малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга, даже если ребенок не может выполнить их в одиночку.
По мере взросления у ребенка появляется интерес к игрушкам. Сначала — к большим и ярким. В 3 месяца он неосознанно доходит до них, пытается схватить обеими руками, пока еще находится на уровне рефлексов: так он познает окружающий мир.
В 5-6 месяцев развивается осознанность, малыш достигает конкретной игрушки, он может схватить ее одной рукой, затянуть в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.
И наконец, в течение 8-12 месяцев, когда малыш уже сидит, ползет, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные упражнения на развитие мелкой моторики.
К этому времени ребенок научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, он может передавать их из одной руки в другую, поднимать двумя пальцами и намеренно бросать на пол. В этом возрасте они играют в пальчиковые игры, сортируют мелкие предметы, играют с песком и т.д.
В 1-2 года ребенка уже можно увлекать «развивающими» игрушками:
- большие кубики;
- пирамида (ребенок легко собирает до 5 колец);
- строитель с мельчайшими деталями;
- кнопочные игрушки.
В то время сформировался первый интерес к рисованию, пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок сам учится есть ложкой, чистить зубы, причесываться и т.д.
В возрасте 2–3 лет эти навыки закрепляются и совершенствуются. Ребенок любит книжки с яркими картинками, легко листает страницу за страницей, увереннее держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мчит пластилин, разложит, отщипывает мелкие кусочки.
пора познакомить ребенка с ножницами и вместе со взрослым сделать первые аппликации. Это также хорошее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Лучше всего это сделать заранее, когда ребенок только начинает брать в руки пишущий предмет, иначе переучиться будет сложнее. Все эти навыки готовят его к овладению письмом в будущем.
В 3-4 года ребенок уверенно соединяет пунктирные линии, рисует точками. Увлекается лепкой — уже получает шары, змей и гусениц. Он может самостоятельно носить брюки, носки, туфли, головной убор, застегивать и расстегивать молнию.
В 5 лет активно развиваются навыки письма, появляется мастерство написания печатных букв и цифр. Ребенок активно разучивает буквы, умеет писать свое имя, вырезать фигурки из бумаги по контуру, раскрашивает, не выходя за границы. Она одевается и убирается без помощи взрослых. Примерно в то же время одна из рук, наконец, становится доминирующей.
В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, шнурует туфли, собирает выкройки у дизайнера. Мелкая моторика семилетних детей позволяет овладеть навыками каллиграфического письма, а к 8 годам ребенок будет иметь разборчивый почерк.
Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
Игра в жизни дошкольника — основное занятие. Через игру он познает окружающий мир, формируется его психика, происходит формирование личности и физическое развитие. Упражнения для улучшения мелкой моторики часто основаны на повторении движений мизинца. Ребенок быстро устанет от этого вида работы, если не преподнести ее в игровой форме. Игровые занятия поднимают настроение, развивают воображение и воображение, игры со сверстниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родственников объединяют семью. В детском саду упражнения на развитие мелкой моторики можно совмещать с уроком разминки.
Для дошкольников старшего возраста в уроки могут быть включены спектакли театра теней.
Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и укрепляют знание цветов
Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Тип игры | Примеры дидактических разработок |
Пальчиковая гимнастика со стихами и стишками |
|
Пальчиковые игры (гимнастика рук) |
|
Игры на развитие тактильных ощущений |
|
Самомассаж рук мягким шариком, шишками, орехами, карандашами |
|
Шнуровка, откручивание крышек, болтов |
|
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами |
|
Творчество, карточная игра, рисование |
|
Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
Пальчиковая игра «Два медведя» направлена на запоминание частей тела
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-олененок»
Игра «Царев двор» требует хорошей координации движений
Игра «Кролик и ёжик» подходит для младших школьников
Фотогалерея: театр теней
С помощью театра теней можно показать различных животных
Эти цифры не так просто выполнить, как кажется
Ребенку необходимо запомнить определенное положение рук, чтобы получить соответствующее изображение
Графические задания
Большинство этих действий выполняется по заранее подготовленным карточкам. Вы можете купить специальные тетради, рецепты, украшения.
Контуры
Бумага содержит контуры объектов и образец штриховки (вертикальный, горизонтальный, наклонный). Указывается направление линий.
Детям необходимо растушевать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и создавать плавные отступы между линиями.
Дождик
На картинке изображены облака, а внизу — цветы. Детей просят поливать цветы, чтобы они не увяли. Для этого им нужно провести линии. Это можно делать несколько раз, каждый раз получая изображение с разными типами линий.
Волны
Вам нужно обойти лодку и нарисовать волны на воде. Обратите внимание, что линии бывают разных типов (прямые и изогнутые).
Рыбка
Следует нарисовать вехи, нарисовать лестницу.
Узорная штриховка
На карточке есть примеры завитых линий. Детям следует поставить карандаш на точку и провести линию, завершая выкройки. Главное, постарайтесь не оторвать ручку от бумаги, пока линия не будет завершена.
Дорисуй рисунок
Детям понравится выполнять домашнее задание по рисованию картинок:
- закончить клетку для тигренка;
- закончите рисовать пирамиду, заштрихуйте каждое второе кольцо;
- добавить бабочку и так далее
Соедини точки
необходимо не только провести линии в нужном направлении, но и нарисовать траву возле дома, соединив точки попарно. В более сложном варианте предлагается все точки соединить линией.
Развивай глазомер
В таких занятиях необходимо попробовать самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дают более простые задания, когда им нужно рисовать дугообразные кривые линии. Детям намного сложнее рисовать прямые линии, чтобы они как можно точнее попали в цель.
- помогите кролику перепрыгивать кочки;
- попадание мячом в корзину;
- помочь восстановить волейбольную сетку;
- поразить цель в тире.
- Рисовать с нажимом
- В этом занятии необходимо вылупляться, оказывая правильное давление:
- заштрихуйте облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
- смешайте стаканы: один с водой (он почти прозрачный), другой с соком (намного темнее);
- заштрихуйте листья, сделав их разными по интенсивности окраски.
Повторение рисунка по клеточкам
Для этого подготавливаются карточки, выстроенные в клетку. В начале строки устанавливается шаблонный «ритм», который необходимо повторять независимо до конца строки.
Графические диктанты
На карточках в клетке можно предлагать детям делать графические диктанты. В таких задачах указывается количество ячеек и направление движения линии. Если диктовка сделана правильно, на карточке появляется изображение предмета. Подробнее о Как проводить графический диктант в детском саду.
Развитие мелкой моторики в средней группе
Ребенок постарше понимает, что мелкие предметы нельзя брать в рот, а тем более глотать. Учителя и родители предлагают детям более сложные игры для развития мелкой моторики в средней группе, чем в младшей.
пора сыграть Золушку. Смешайте разные зерна, например, рис, гречку и горох. Теперь помогите ребенку разобрать его на нужные баночки. Можно заменить крупу макаронами, перемешать спирали, ракушки и трубочки. Украшение игры: дайте детям разноцветные бусинки и нитки. Это веселое занятие. Для девочек задача сделать бусинки для своей подруги, а для мальчиков — оформить схему вышивки бисером на свое усмотрение. Игра «Мозаика»: раздайте детям заранее приготовленные полоски или кружки из цветной бумаги. Пусть дети разорвут их на маленькие кусочки и сложат головоломку. Игра «Угадай»: положите мягкие игрушки в сумку или коробку (непрозрачную) и позвольте детям сказать наощупь с закрытыми глазами, кого они вытащили. Это не все хорошие автоспортивные игры. 3, 4 года — возраст, когда им все интересно. Поэтому вы можете каждый день придумывать со своими детьми что-то новое и познавательное.
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Как правило, некоторые упражнения для развития мелкой моторики учитель включает в повседневную деятельность с детьми. Но вы можете провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:
- Вводная часть: включает упражнения на разминку пальцев, рук; здесь увязан сюжет урока, используются приемы, повышающие интерес детей к участию в уроке.
- Основная часть: Используя развитие сюжета, включены упражнения, соответствующие поставленным задачам.
- Заключительная часть: подведены итоги занятия, проводится релаксация.
Урок может быть посвящен скульптуре из кинетического песка или из соленого теста
Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
Автор | Гончарова И.Ф., воспитатель детского сада МК ДОИ Павловский №5, г. Павловск |
Тема | «Пальчиковые игры с Лизой» |
Задача | Работайте с детьми различными техниками и упражнениями для развития мелкой моторики рук. |
Задания |
|
Вступительная часть | Д: Привет, ребята! Сегодня вас ждут интересные задания, и я и наши помощники поможем нам их выполнить. Кто я, вы узнаете, отгадав загадку.
Д: Верно, эти помощники — наши пальцы. Наши пальцы дружелюбны и послушны. Мы показываем, как они умеют здороваться.
Д: На каждой руке по пять пальцев. Хотя они похожи, у каждого пальца есть свое название. Вспомним, как называются наши пальцы.
Д: Наши пальцы — наши волшебные помощники. Им нужно много работать. Разбуди их, прежде чем мы приступим к работе.
|
Основная часть | Кто-то стучится в группу. Воспитатель привлекает внимание детей, когда они стучат в дверь. Д: Послушайте, к нам кто-то приходил. Это кто? (Воспитатель приносит большую куклу). Это наша подруга кукла Лиза. Привет, Лиза! (Дети приветствуют Лизу). Ребята, Лиза привезла с собой волшебный сундук.
Д: Что ж, попробуем открыть багажник. (Пытается поднять крышку, не получается).
В: Для начала Лиза подготовила для нас задание. (Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн» с каштанами). Теперь наши пальцы превратятся в волшебных гномов и помогут нам найти «сокровища», которые спрятала Лиза. (Дети достают прищепки из «сухого бассейна).
Воспитатель достает белый лист рыбы без плавников и хвостов.
В .: Мы отгадали все загадки Лизы. (Он пытается снова открыть багажник, но ему это не удается.)
Воспитатель ставит солнышко на мольберт.
Учитель открывает сундук и обнаруживает несколько конфет. |
Заключительная часть | В .: Ребята, вы все фантастические! Вы выполнили все домашние задания Лизы, ей очень понравился ваш визит! А наши волшебные помощники — пальцы — помогли нам выполнить все задания. Им нужно много работать, чтобы помочь языку научиться хорошо говорить. А теперь Лизе пора домой! Он нас приветствует. Скажем привет!
|
Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
Автор | Халилова С.А., педагог-дефектолог, МБОУ «Добровская школа-гимназия им. Я. М. Слонимского», Симферопольский район, Республика Крым. |
Тема | «Развитие мелкой моторики, письма, артикуляционной моторики» |
Цели |
|
Задания |
|
Вступительная часть | Психологический настрой.
Сообщение темы урока.
Дефектолог: Что могут делать наши пальцы? (Держите карандаш, красиво рисуйте, пишите, стройте из строителя, лепите из глины и пластилина, шейте, вышивайте…). Наши пальцы могут делать что угодно, поэтому они волшебные! Умелые пальцы делаются не сразу. Мы поможем вам овладеть пальцами, выполним упражнения, которые помогут научиться красиво писать и рисовать.
Упражнение «Сега».
Упражнение «Вихрь, карандаш».
|
Основная часть | Упражнение «Одна копилка, две копилки». Вам понадобится стеклянная банка или другая прозрачная емкость. Мы просверлили небольшие прямоугольные отверстия в крышке (одно большое для более крупных предметов, другое меньшее для более мелких). Готовим разноцветные пуговицы разного диаметра. Предлагаем ребенку опустить пуговицы в емкость, как в копилку. Затем вы можете подсчитать количество больших и маленьких кнопок. Пуговицы можно заменить монетами. Пальцевая гимнастика «Птицы» (расслабление мышц рук).
Линии рисования:
|
Заключительная часть | Упражнение «Волшебные очки» (развитие взаимной эмпатии, повышение самооценки, М. В. Киселева). Дефектолог: Я хочу показать вам волшебные очки. Носящий будет видеть в других только хорошее, а также то хорошее, что человек иногда скрывает от всех. Сейчас попробую эти очки… Ой, какая ты красивая, веселая, умная! Подходя к каждому ученику, дефектолог называет все, в чем ребенок сегодня добился успехов в классе. |
Как развивать мелкую моторику в подготовительной группе?
Дети 5-6 лет уже много и знают. Пора им приготовиться писать и говорить. Помогут в этом систематические игры на мелкую моторику. Логопеды рекомендуют направлять работу с детьми на пальчиковые игры, связывание мячей, рисование, декорирование и т.д. В подготовительной группе есть увлекательные игры для развития мелкой моторики: пальчиковый кукольный театр — это первое, что понравится детям. Назначьте им роли, помогите им говорить и позвольте им говорить. Вы можете пригласить родителей на небольшое шоу. Игра «Король»: наполните дно небольшого надувного бассейна разными игрушками. Маленькие и большие. Пусть дети выберут царя, который даст ребенку задание найти определенную игрушку. Игра заканчивается, когда каждый ребенок пробует себя в роли детектива. Дружба победила. Приложение является неотъемлемой частью мотивации пальцев. Предложите проявить свою фантазию и пусть все дети сделают поделку на большом ватмане. Помогите им распределить роли. Так что ссор между детьми не будет.
Любая игра принесет ребенку радость, удовольствие и фантазию.
Картотека игр по сенсорному развитию в детском саду
ребенку важно научиться понимать, что даже предметы одинаковой формы и цвета могут отличаться друг от друга по текстуре и не быть похожими на прикосновение. Этого можно достичь, используя пластилин, соленое тесто, войлок, войлочную шерсть, различные пуговицы, бусинки, палочки и различные материалы для упражнений.
Примечание! Игра со свободными игрушками, работа с разными типами бумаги, игра со шнурками отлично вписывается в программу сенсорного развития.
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен диагностировать развитие мелкой моторики воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мышцы рук. Выполняются упражнения, при которых ребенок должен удерживать пальцы в определенном положении на счет до 10.
- Динамические нагрузки. Задания выдаются ножницами и на равномерном отрывке бумаги (проверяется слаженная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определять по касанию форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластик, дерево.
- Величина мышечного тонуса в руках. Упражнение на сжатие предмета двумя или одной рукой можно сжимать ладонью учителя.
- Умение координировать движения рук. Продев нить через игольное ушко, упражнение для быстрой смены двух статичных положений рук (кулак — ребро).
- Щипковая работа рук. Он анализирует, как ребенок держит ручку, в какой руке, когда пишет; Можно потереть комок соли кончиками пальцев.
Чтобы правильно определить уровень развития ребенка, важно проводить диагностику в комфортных для детей условиях
Все диагностические упражнения дети выполняют после показа учителем. Рекомендуется записывать информацию в непринужденной обстановке, создавая игровые ситуации.
Как применить моторику на улице?
Общение с детьми должно быть направлено на их развитие. Если взрослые находятся на улице с ребенком, необходимо развивать не только логику и воображение, но и мелкую моторику. Попросите ребенка собрать букет цветов.
Возьмите палку и нарисуйте вместе с ребенком на песке или на земле. Даже когда они кормят птиц, у малышей развивается мелкая моторика. Заставьте их чаще размять хлеб. Младенца нужно развивать каждую минуту. Неважно, где вы находитесь, дома или на улице. Пока рядом находится ребенок, взрослый не должен думать о себе и мечтать посидеть на скамейке, чтобы отдохнуть.
Дидактические игры на сенсорику и моторику
Производители предлагают большой выбор товаров, которые можно отнести к группе развивающих игрушек и использовать в обучающих играх и активностях.
Учебный игровой материал имеет множество направлений, одно из которых — развитие мелкой моторики ребенка. Определив возрастные задачи учеников, с его помощью можно более эффективно достичь поставленных целей без лишнего стресса и переутомления для ребенка.
Мозаика
Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
Дети развивают базовый язык от одного года до шести лет. С каждым месяцем их словарный запас пополняется все больше и больше. Чтобы он лучше говорил, в первую очередь необходимо обратить внимание на мелкую моторику пальцев рук. Детей в возрасте 2-3 лет уже можно научить лепить. Давать пластилин все же не рекомендуется, но сделать его из муки можно и дома, и в детском саду. Это совершенно безопасно для малыша. На стакан муки нам понадобится полстакана воды и соль. Все тщательно перемешать. Тесто получится очень соленым, при всем желании ребенок его не съест. Моделирование очень хорошо помогает развивать мелкую моторику рук и воображение ребенка. Из пластилина или теста можно скатать кружочки, овал, создать простые фигурки с мелкими деталями. В продаже есть пальчиковые краски, совершенно безопасные для малыша. Однако стоят они недешево. Те, у кого нет возможности их купить, могут подарить ребенку прищепку, так пальчики будут задействованы и развиты.
В каждом доме есть старая коробка с конфетами, которую ребенок будет открывать и закрывать много раз. Это тоже очень полезно для пальцев. Предложите детям большую мозаичную игру для развития мелкой моторики во второй младшей группе. Из него можно складывать простые фигурки. Ребенок не только выучит цвета, но и разовьет мелкую моторику. На сухой стол ребенку насыпьте манную крупу или муку, пусть рисует, это занятие развивающее и увлекательное. Сегодня в продаже есть замечательные музыкальные копилки в виде плюшевых игрушек. В нее ребенок может складывать центы. Благодаря музыке ребенок будет в хорошем настроении и с удовольствием будет играть монетками. Копилку покупать не нужно, можно только подарить ребенку коробку или гроб примерно 10 * 10см. Предлагаем поиграть большой пуговицей и шнурком, пусть веревка воткнется в дырочки, плетя ее. Если он не может, взрослые всегда придут на помощь. Необходимо помнить о безопасности ребенка, поэтому во время таких игр нельзя оставлять его одного.
Делаем поделки для развития мелкой моторики
Не всегда взрослым удается купить игрушки для развития ребенка. Нет времени делать покупки или финансы не позволяют, это не беда. Вы можете сделать с ребенком игры на мелкую моторику своими руками. Возьмите воздушные шары, наполните их хлопьями или макаронами, немного надуйте и хорошенько завяжите. На них можно фломастером нарисовать забавные смайлы. Приготовьте старую пластиковую банку, пробейте несколько отверстий и дайте ребенку положить в нее все, что он хочет. Сделайте с ребенком новогодний венок. Нарежьте полоски цветной бумаги и склейте их вместе с ребенком. Это занятие также можно проводить в детском саду с группой детей.
взрослым полезно проводить с детьми как можно больше времени. Такие игры помогут понять и стать ближе.