Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

Содержание
  1. Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ
  2. Задачи занятий
  3. Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
  4. Виды развития мелкой моторики ребёнка
  5. В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей
  6. Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
  7. Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
  8. Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
  9. Фотогалерея: театр теней
  10. Графические задания
  11. Контуры
  12. Дождик
  13. Волны
  14. Рыбка
  15. Узорная штриховка
  16. Дорисуй рисунок
  17. Соедини точки
  18. Развивай глазомер
  19. Повторение рисунка по клеточкам
  20. Графические диктанты
  21. Развитие мелкой моторики в средней группе
  22. Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
  23. Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
  24. Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
  25. Как развивать мелкую моторику в подготовительной группе?
  26. Картотека игр по сенсорному развитию в детском саду
  27. Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
  28. Как применить моторику на улице?
  29. Дидактические игры на сенсорику и моторику
  30. Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
  31. Делаем поделки для развития мелкой моторики

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванных ухудшением экологической ситуации на нашей планете, является увеличение количества детей с различными нарушениями речи. На данный момент этот показатель перевалил за 50 процентов, хотя в конце ХХ века он составлял всего около 17 процентов. Поэтому и воспитатели, и родители должны помочь ребенку преодолеть недостатки в формировании правильной речи. Важной частью этой работы являются упражнения на развитие мелкой моторики. Этот тип задания используется для учащихся всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия в индивидуальных группах.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, а детали — мельче. Это предназначено для улучшения ловкости пальцев, точности и координации движений.

Девушка, сидя за столом, раскладывает каши

Сортировка круп — увлекательное занятие для ребенка

Истоки детских навыков и талантов близки. От пальцев, образно говоря, начинаются более тонкие нити-потоки, питающие источник творческой мысли.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребенка усложняет строение головного мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует формированию личности дошкольника. Это основная направленность занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие способности ребенка совершать точные движения руками и пальцами.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование умения согласованной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение звукового произношения.
  • Развитие мысли, воображения, ориентации в пространстве, памяти, внимания.
  • Освоение жизненных навыков, повседневных навыков.
  • Подготовьте руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных материалов (пластилин, бумага, крупа, пуговицы и др.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Мальчик рисует ладонями

Рисование пальцами развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Группа Методы
Первый юниор
  • Ручной массаж,
  • пальчиковая гимнастика,
  • собирать мелкие предметы,
  • скульптура из сосисок, фокачча,
  • собирать предметы ложкой или совком,
  • отжимая губку,
  • проталкивать маленькие игрушки в дырку,
  • шнуровка
  • построить башню из кубиков.
Второй младший
  • Пальчиковые игры
  • нанизать бусинки или пуговицы на нитку,
  • пинцетом, пипеткой, прищепкой,
  • работать иглой,
  • собирать матрешек, пирамидок,
  • ищите предмет в тарелке с рисом,
  • делать банты, узлы,
  • сверните нить в клубок,
  • фиксирующие скобы, резинки для волос,
  • выдавить фигурки из пластилина при помощи трафарета.
В среднем
  • Пальчиковые игры
  • изображения пальцев,
  • конструирование с помощью счетных палочек и строительных игрушек,
  • собирать мозаики и пазлы,
  • изготовление аппликаций и фигурок из салфеток,
  • инсценировка стихов руками,
  • рисование.
Старейшина
  • Упражнения с массажными резиновыми мячами с шипами,
  • ванны с шариками,
  • упражнение «гладильная доска»,
  • создание изображений из потоков,
  • изображение на картоне с номерными отверстиями методом шнуровки,
  • переплетение цветного кружева,
  • аппликация с семенами, крупами, макаронами,
  • конструкция из гальки, природного материала,
  • решать логические задачи с подсчетом палочек,
  • сделать украшения с пуговицами, бусинами.
Подготовительный
  • Гимнастика пальцев,
  • самомассаж горошком, карандашами,
  • игры с мелкими предметами,
  • собирать мелкую мозаику,
  • зрительная деятельность,
  • раскраски картинки,
  • изготовление оригами
  • художественные работы с ткачеством, аппликацией, папье-маше,
  • чертежи для ячеек,
  • графический диктант,
  • рецепт
  • строчки рисунки,
  • работать ножницами,
  • определить на ощупь, что спрятано под салфеткой,
  • проведение мяча по лабиринту с помощью указателя.

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько типов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся объектов и коррелирует его с движениями тела, определяет движение руки ребенка во время письма или рисования, способность находить лучший способ выполнить графическое задание и обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Развитие графомотора позволяет правильно держать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию даже на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (моторное) развитие включает развитие не только мелкой, но и крупной моторики. Кроме того, основная моторика считается базовой, без ее достаточного развития ребенок не сможет правильно обрабатывать мелкие движения.

Девушка пишет в блокноте

ребенку важно правильно держать ручку, чтобы овладеть навыком письма

Система уроков по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех типов развития ребенка. Упражнения, направленные на решение этой проблемы, входят в ежедневные уроки. Педагоги также привлекают родителей к работе, потому что обучение маленьким движениям с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, делать простые домашние задания, одеваться и раздеваться самому.

В каком возрасте начанать занятия? Этапы развития мелкой моторики у детей

развитие мелкой моторики у детей

Эксперты по развитию детей младшего возраста рекомендуют начинать занятия в 8 месяцев. На самом деле первые упражнения на развитие мелкой моторики мам начинают делать детям с первых дней жизни. Для снижения мышечного тонуса у новорожденных неврологи рекомендуют регулярную гимнастику, которая включает несложные упражнения для рук и ног, поглаживание и ввод пальца матери в ладони малыша. Эти действия стимулируют кору головного мозга, даже если ребенок не может выполнить их в одиночку.

По мере взросления у ребенка появляется интерес к игрушкам. Сначала — к большим и ярким. В 3 месяца он неосознанно доходит до них, пытается схватить обеими руками, пока еще находится на уровне рефлексов: так он познает окружающий мир.

В 5-6 месяцев развивается осознанность, малыш достигает конкретной игрушки, он может схватить ее одной рукой, затянуть в рот — так развивается координация и укрепляются мышцы.

И наконец, в течение 8-12 месяцев, когда малыш уже сидит, ползет, учится вставать и ходить, активно интересуется каждым окружающим его предметом, можно начинать полноценные упражнения на развитие мелкой моторики.

К этому времени ребенок научился не только брать игрушки, но и возвращать их взрослому, он может передавать их из одной руки в другую, поднимать двумя пальцами и намеренно бросать на пол. В этом возрасте они играют в пальчиковые игры, сортируют мелкие предметы, играют с песком и т.д.

В 1-2 года ребенка уже можно увлекать «развивающими» игрушками:

  • большие кубики;
  • пирамида (ребенок легко собирает до 5 колец);
  • строитель с мельчайшими деталями;
  • кнопочные игрушки.

В то время сформировался первый интерес к рисованию, пока только в виде хаотичных линий. Прогресс достигается в самообслуживании: ребенок сам учится есть ложкой, чистить зубы, причесываться и т.д.

В возрасте 2–3 лет эти навыки закрепляются и совершенствуются. Ребенок любит книжки с яркими картинками, легко листает страницу за страницей, увереннее держит ручку или карандаш (двумя пальцами, а не всей кистью), с удовольствием мчит пластилин, разложит, отщипывает мелкие кусочки.

пора познакомить ребенка с ножницами и вместе со взрослым сделать первые аппликации. Это также хорошее время, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. Лучше всего это сделать заранее, когда ребенок только начинает брать в руки пишущий предмет, иначе переучиться будет сложнее. Все эти навыки готовят его к овладению письмом в будущем.

В 3-4 года ребенок уверенно соединяет пунктирные линии, рисует точками. Увлекается лепкой — уже получает шары, змей и гусениц. Он может самостоятельно носить брюки, носки, туфли, головной убор, застегивать и расстегивать молнию.

В 5 лет активно развиваются навыки письма, появляется мастерство написания печатных букв и цифр. Ребенок активно разучивает буквы, умеет писать свое имя, вырезать фигурки из бумаги по контуру, раскрашивает, не выходя за границы. Она одевается и убирается без помощи взрослых. Примерно в то же время одна из рук, наконец, становится доминирующей.

В 6-7 лет дошкольник уже уверенно владеет ручкой и карандашом, шнурует туфли, собирает выкройки у дизайнера. Мелкая моторика семилетних детей позволяет овладеть навыками каллиграфического письма, а к 8 годам ребенок будет иметь разборчивый почерк.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — основное занятие. Через игру он познает окружающий мир, формируется его психика, происходит формирование личности и физическое развитие. Упражнения для улучшения мелкой моторики часто основаны на повторении движений мизинца. Ребенок быстро устанет от этого вида работы, если не преподнести ее в игровой форме. Игровые занятия поднимают настроение, развивают воображение и воображение, игры со сверстниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родственников объединяют семью. В детском саду упражнения на развитие мелкой моторики можно совмещать с уроком разминки.

Для дошкольников старшего возраста в уроки могут быть включены спектакли театра теней.

Инструменты для обучения игре с прищепками своими руками

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и укрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Тип игры Примеры дидактических разработок
Пальчиковая гимнастика со стихами и стишками
  • «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет».
  • Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет».
  • Макашова Миляуша «Карточный указатель пальчиковых игр для детей 2-3 лет».
Пальчиковые игры (гимнастика рук)
  • «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет в детском саду».
  • Шабан Ирина «Карточка пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)».
  • Гладышева Евгения «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук».
Игры на развитие тактильных ощущений
  • «Сенсорные игры на развитие тактильных ощущений».
  • Селезнева Татьяна «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с помощью дидактических игр».
Самомассаж рук мягким шариком, шишками, орехами, карандашами
  • Хамзина Ильмира «Вы играете с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические советы».
  • Масина Марина «Упражнения с натуральным материалом для развития мелкой моторики».
  • Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Шнуровка, откручивание крышек, болтов
  • «Игры на развитие мелкой моторики руками».
  • Опринчук Антонина «Игры на развитие мелкой моторики руками».
  • Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами
  • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
  • «Игры на развитие моторики у дошкольников 5-6 лет».
  • Игры на развитие моторики рук».
  • Быкова Татьяна «Карточные файлы для развития мелкой моторики».
Творчество, карточная игра, рисование
  • Пшенникова Мария «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • Ольга Кузьмина «Оригами как средство развития мелкой моторики в руках старших дошкольников».
  • «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду».
  • «Значение и методы развития моторики детей подготовительной группы к школе».

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Игра
Пальчиковая игра «Два медведя» направлена ​​на запоминание частей тела

Игра
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-олененок»

Игра
Игра «Царев двор» требует хорошей координации движений

Игра «Кролик и ёжик»
Игра «Кролик и ёжик» подходит для младших школьников

Фотогалерея: театр теней

Театр теней: крокодил, голубь, олень, бык
С помощью театра теней можно показать различных животных

Театр теней: заяц, волк, индеец, слон
Эти цифры не так просто выполнить, как кажется

Театр теней: петух, улитка, краб, белка
Ребенку необходимо запомнить определенное положение рук, чтобы получить соответствующее изображение

Графические задания

Большинство этих действий выполняется по заранее подготовленным карточкам. Вы можете купить специальные тетради, рецепты, украшения.

Контуры

Бумага содержит контуры объектов и образец штриховки (вертикальный, горизонтальный, наклонный). Указывается направление линий.

Детям необходимо растушевать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и создавать плавные отступы между линиями.

Дождик

На картинке изображены облака, а внизу — цветы. Детей просят поливать цветы, чтобы они не увяли. Для этого им нужно провести линии. Это можно делать несколько раз, каждый раз получая изображение с разными типами линий.


Волны

Вам нужно обойти лодку и нарисовать волны на воде. Обратите внимание, что линии бывают разных типов (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует нарисовать вехи, нарисовать лестницу.

Узорная штриховка

На карточке есть примеры завитых линий. Детям следует поставить карандаш на точку и провести линию, завершая выкройки. Главное, постарайтесь не оторвать ручку от бумаги, пока линия не будет завершена.


Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять домашнее задание по рисованию картинок:

  • закончить клетку для тигренка;
  • закончите рисовать пирамиду, заштрихуйте каждое второе кольцо;
  • добавить бабочку и так далее

Соедини точки

необходимо не только провести линии в нужном направлении, но и нарисовать траву возле дома, соединив точки попарно. В более сложном варианте предлагается все точки соединить линией.


Развивай глазомер

В таких занятиях необходимо попробовать самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дают более простые задания, когда им нужно рисовать дугообразные кривые линии. Детям намного сложнее рисовать прямые линии, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помогите кролику перепрыгивать кочки;
  • попадание мячом в корзину;
  • помочь восстановить волейбольную сетку;
  • поразить цель в тире.


  • Рисовать с нажимом
  • В этом занятии необходимо вылупляться, оказывая правильное давление:
  • заштрихуйте облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • смешайте стаканы: один с водой (он почти прозрачный), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуйте листья, сделав их разными по интенсивности окраски.

Повторение рисунка по клеточкам

Для этого подготавливаются карточки, выстроенные в клетку. В начале строки устанавливается шаблонный «ритм», который необходимо повторять независимо до конца строки.

Графические диктанты

На карточках в клетке можно предлагать детям делать графические диктанты. В таких задачах указывается количество ячеек и направление движения линии. Если диктовка сделана правильно, на карточке появляется изображение предмета. Подробнее о Как проводить графический диктант в детском саду.

Развитие мелкой моторики в средней группе

Ребенок постарше понимает, что мелкие предметы нельзя брать в рот, а тем более глотать. Учителя и родители предлагают детям более сложные игры для развития мелкой моторики в средней группе, чем в младшей.

игры на развитие мелкой моторики

пора сыграть Золушку. Смешайте разные зерна, например, рис, гречку и горох. Теперь помогите ребенку разобрать его на нужные баночки. Можно заменить крупу макаронами, перемешать спирали, ракушки и трубочки. Украшение игры: дайте детям разноцветные бусинки и нитки. Это веселое занятие. Для девочек задача сделать бусинки для своей подруги, а для мальчиков — оформить схему вышивки бисером на свое усмотрение. Игра «Мозаика»: раздайте детям заранее приготовленные полоски или кружки из цветной бумаги. Пусть дети разорвут их на маленькие кусочки и сложат головоломку. Игра «Угадай»: положите мягкие игрушки в сумку или коробку (непрозрачную) и позвольте детям сказать наощупь с закрытыми глазами, кого они вытащили. Это не все хорошие автоспортивные игры. 3, 4 года — возраст, когда им все интересно. Поэтому вы можете каждый день придумывать со своими детьми что-то новое и познавательное.

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, некоторые упражнения для развития мелкой моторики учитель включает в повседневную деятельность с детьми. Но вы можете провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: включает упражнения на разминку пальцев, рук; здесь увязан сюжет урока, используются приемы, повышающие интерес детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: Используя развитие сюжета, включены упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подведены итоги занятия, проводится релаксация.

Дети исследуют свойства кинетического песка

Урок может быть посвящен скульптуре из кинетического песка или из соленого теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Автор Гончарова И.Ф., воспитатель детского сада МК ДОИ Павловский №5, г. Павловск
Тема «Пальчиковые игры с Лизой»
Задача Работайте с детьми различными техниками и упражнениями для развития мелкой моторики рук.
Задания
  • Обучайте детей различным техникам самомассажа.
  • Развивать тактильную чувствительность сложных движений пальцев и рук в играх с предметами домашнего обихода (тумблерами, хлопьями).
  • Улучшает артикуляцию и моторику, координацию речи с движениями в сопровождении звукозаписи.
  • Для активизации речи стимулируйте использование детьми слов в активной речи, указывая названия пальцев.
  • Использовать в работе по развитию мелкой моторики нетрадиционные техники рисования (рисование пальцами на манке).
  • Формировать познавательный интерес, эмоционально позитивные отношения между учениками.
Вступительная часть Д: Привет, ребята! Сегодня вас ждут интересные задания, и я и наши помощники поможем нам их выполнить. Кто я, вы узнаете, отгадав загадку.
  • Пятеро и пятеро — братья,
    Итак, они все родятся вместе.
    Если грядку выкопать,
    У всех есть лопатки.
    Не скучай, а играй
    Все вместе в одной игрушке.
    А зимой вся толпа
    Вместе они прячутся в теплушках.
    Это «пять и пять».
    Угадайте, как они называются? (Пальцы).

Д: Верно, эти помощники — наши пальцы. Наши пальцы дружелюбны и послушны. Мы показываем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуйте, солнышко золотое!
    Привет, небо голубое!
    Привет, свободный ветерок!
    Привет маленький дуб!
    Мы живем на одной земле —
    Приветствую всех вас! (Дети к каждой строчке стихотворения поочередно соединяют одноименные пальцы).

Д: На каждой руке по пять пальцев. Хотя они похожи, у каждого пальца есть свое название. Вспомним, как называются наши пальцы.

  • Открыть кулак
    Смотрите быстро:
    Он живет в твоей камере
    Красивая семья.
    Первый палец — самый важный,
    он как папа, он большой.
    И очень похожа на мою маму
    Ориентировочный, второй.
    Третий палец — средний палец
    Вашему младшему брату пять лет
    А четвертый очень странный
    Потому что безымянный.
    Ха, как щенок,
    Имени пока нет.
    А мизинец — это пятый палец,
    Как я могу его не узнать?
    Это ты мой мальчик,
    Научился считать. (Дети постепенно разжимают кулаки сначала левой руки, касаясь каждого пальца пальцами правой руки, поглаживая их, затем правой).

Д: Наши пальцы — наши волшебные помощники. Им нужно много работать. Разбуди их, прежде чем мы приступим к работе.

  • Большой палец стоял один
    Индекс один позади него.
    Средний будит безымянного
    Он поднял мизинец.
    Братья все встали — «Ура!»,
    пора им работать. (Сжимают пальцы в кулаки, поочередно разгибают, начиная с большого пальца. И от слов «Все братья встали» разводят пальцы).
Основная часть Кто-то стучится в группу. Воспитатель привлекает внимание детей, когда они стучат в дверь.
Д: Послушайте, к нам кто-то приходил. Это кто? (Воспитатель приносит большую куклу). Это наша подруга кукла Лиза. Привет, Лиза! (Дети приветствуют Лизу). Ребята, Лиза привезла с собой волшебный сундук.
  • Что в этом сундуке?
    Не пора ли нам его открыть?
    Может тебе нужно сначала поймать
    И играть пальцами с Лизой?

Д: Что ж, попробуем открыть багажник. (Пытается поднять крышку, не получается).

  • Так что он делает?
    Кассир больше не открывается!
    Подожди, мы не унываем
    надо отгадывать загадки Лизы!

В: Для начала Лиза подготовила для нас задание. (Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн» с каштанами). Теперь наши пальцы превратятся в волшебных гномов и помогут нам найти «сокровища», которые спрятала Лиза. (Дети достают прищепки из «сухого бассейна).
Для чего нужны эти прищепки? Слушайте первую загадку:

  • Я плыву под мостом
    И хвостом виляет.
    Я не хожу по земле
    Есть рот, но я этого не говорю
    У меня есть глаза — я не моргаю
    Есть крылья — я не летаю. (Рыба).

Воспитатель достает белый лист рыбы без плавников и хвостов.
Д: Ребята, а чего не хватает нашей рыбке? Давайте исправим это с помощью найденных прищепок. (Дети прикрепляют прищепки вместо ласт и хвоста.) Очень хорошо! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой такого же цвета лето. (Ель).
    (Дети вместо игл прикрепляют прищепки).
  • Всех растрепанных расчесать,
    Заплетите локоны в косы,
    Сделайте модную прическу
    Нам помогает… (Расческа).
    (Дети чинят сломанную расческу. Прищепки прикрепляют вместо отсутствующих зубов).
  • Живет в лесу под деревом,
    Используйте острые иглы.
    Пройдите по тропам
    Всем едкий брат… (Ёжик).
    (Дети прикрепляют к ёжику прищепки вместо игл).
  • Ночью скроет —
    Во дворе стемнеет.
    Утром обратно к нашему окну
    Радостные удары… (Солнце).
    (Дети вместо спиц прикрепляют прищепки).

В .: Мы отгадали все загадки Лизы. (Он пытается снова открыть багажник, но ему это не удается.)

  • Какие? Почему?
    Нет возможности открыть!
    Мы откроем багажник
    Если мы начнем рисовать.

Воспитатель ставит солнышко на мольберт.
В: Ребята, а почему стало так светло и тепло? Как выглядит солнце? Можно ли сказать, что это похоже на цветок? Нравиться? И как это, милая? Если бы вы рисовали солнце, с чего бы вы начали? Что рисовать после круга? Слушай, у меня есть солнце, а у тебя его еще нет. Теперь наши пальцы превратятся в волшебные карандаши, и каждый из вас нарисует себе солнышко, и тогда нам станет еще светлее и теплее. (Дети подходят к лоткам с манкой и пальцами рисуют солнышко на крупе).
В .: Даже наши пальцы могут рисовать в воздухе.

  • Мы нарисовали круг
    Наши пальцы устали.
    Мы обменяемся рукопожатием
    И приступим к рисованию. (Дети, под музыку указательным пальцем, круговые фигуры в воздухе: круг, линия, волна, точка).
  • Это конец песни!
    Наконец наш сундучок
    Крышку поднял!
    Что он от нас скрывал?
    Но вот десерты
    Для мальчиков и девочек!

Учитель открывает сундук и обнаруживает несколько конфет.

Заключительная часть В .: Ребята, вы все фантастические! Вы выполнили все домашние задания Лизы, ей очень понравился ваш визит! А наши волшебные помощники — пальцы — помогли нам выполнить все задания. Им нужно много работать, чтобы помочь языку научиться хорошо говорить.
А теперь Лизе пора домой! Он нас приветствует. Скажем привет!

  • До свидания до свидания
    Приходите к нам еще
    До свидания до свидания
    Будем играть с Лизой!
    До свидания до свидания
    Приходите к нам еще,
    До свидания до свидания
    Мы вас нежно любим!

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Автор Халилова С.А., педагог-дефектолог, МБОУ «Добровская школа-гимназия им. Я. М. Слонимского», Симферопольский район, Республика Крым.
Тема «Развитие мелкой моторики, письма, артикуляционной моторики»
Цели
  • Создание положительного эмоционального фона,
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
  • освоить элементы самомассажа,
  • развитие навыков письма и артикуляционной моторики.
Задания
  • Развивайте мелкую моторику пальцев и рук.
  • Развивайте точность и координацию движений рук и глаз, гибкость рук, ритм.
  • Улучшайте движения рук, развивая мыслительные процессы:
    • произвольное внимание;
    • логическое мышление;
    • зрительное и слуховое восприятие;
    • объем памяти;
    • речь;
    • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения заданному и способность самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
    • контроль над своими действиями.
Вступительная часть Психологический настрой.
  • Каждый день — в любое время и в любом месте,
    В классе, в игре
    Смело говорите четко
    И сидим молча.

Сообщение темы урока.
Тайна:

  • Пятеро и пятеро — братья,
    Итак, они все родятся вместе.
    Если грядку выкопать,
    Держите всю лопатку.
    Не скучай, а играй
    Все вместе в одной игрушке.
    А зимой вся толпа
    Вместе они прячутся в теплушках.
    Это «пятёрка и пятёрка»,
    Угадайте, как они называются? (Пальцы).

Дефектолог: Что могут делать наши пальцы? (Держите карандаш, красиво рисуйте, пишите, стройте из строителя, лепите из глины и пластилина, шейте, вышивайте…). Наши пальцы могут делать что угодно, поэтому они волшебные! Умелые пальцы делаются не сразу. Мы поможем вам овладеть пальцами, выполним упражнения, которые помогут научиться красиво писать и рисовать.
Разминка (упражнение) для рук (самомассаж).

  • Писать красиво для нас
    И красиво рисует
    Пальцы должны вытянуться
    Ты должен делать упражнения
    Для укрепления пальцев.

Упражнение «Сега».
Цель: научить навыкам вытягивания рук.
Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает мышечный тонус, эластичность и сократимость.
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, краем правой ладони имитируем разрез по всей поверхности левой в направлении вверх и вниз. То же для другого. Вы можете сделать то же самое с тыльной стороной ладони.

  • Я поднимаю ладонь вверх
    И я начну это видеть.
    Не пугайтесь, потому что я видел —
    Это правая рука.

Упражнение «Вихрь, карандаш».
Цель: научить катать по столу карандаш (или трубочку) сначала одной рукой, затем другой.
Упражнения для пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминайте каждый палец, начиная с кончиков:

  • Один два три четыре пять —
    Разминаем пальцами.
    Разминаем каждый палец
    И снова начинаем все сначала.
  • Разминаем пальцы
    И начнем с большого
    Потри каждый палец —
    Начнем с другой стороны.
Основная часть Упражнение «Одна копилка, две копилки».
Вам понадобится стеклянная банка или другая прозрачная емкость. Мы просверлили небольшие прямоугольные отверстия в крышке (одно большое для более крупных предметов, другое меньшее для более мелких). Готовим разноцветные пуговицы разного диаметра. Предлагаем ребенку опустить пуговицы в емкость, как в копилку. Затем вы можете подсчитать количество больших и маленьких кнопок. Пуговицы можно заменить монетами.
Пальцевая гимнастика «Птицы» (расслабление мышц рук).
  • Прилетели две большие синицы (машут руками, изображая крылья),
    Сели вместе на ладони (показать ладони),
    Семена начали клевать
    И тихонько напевайте (постучите указательными пальцами по ладоням).
    Нежно погладим птичек (поглаживая ручки с двух сторон)
    И пусть малышей идут (они пожимают руки и машут ими, как крыльями).

Линии рисования:

  • «Прямые трассы». Ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не отходя от нее и не отрывая карандаш от бумаги.
  • «Фигурные следы». Ребенку предлагается нарисовать фигурную дорожку, соединяющую линию штриховки. Проходя дорожку, ученик должен стараться как можно точнее проследить все изгибы и повороты линий. Как и в предыдущем упражнении, карандаш не должен отрываться от бумаги, и бумага не переворачивается во время упражнения.
Заключительная часть Упражнение «Волшебные очки» (развитие взаимной эмпатии, повышение самооценки, М. В. Киселева).
Дефектолог: Я хочу показать вам волшебные очки. Носящий будет видеть в других только хорошее, а также то хорошее, что человек иногда скрывает от всех. Сейчас попробую эти очки… Ой, какая ты красивая, веселая, умная!
Подходя к каждому ученику, дефектолог называет все, в чем ребенок сегодня добился успехов в классе.

Как развивать мелкую моторику в подготовительной группе?

Дети 5-6 лет уже много и знают. Пора им приготовиться писать и говорить. Помогут в этом систематические игры на мелкую моторику. Логопеды рекомендуют направлять работу с детьми на пальчиковые игры, связывание мячей, рисование, декорирование и т.д. В подготовительной группе есть увлекательные игры для развития мелкой моторики: пальчиковый кукольный театр — это первое, что понравится детям. Назначьте им роли, помогите им говорить и позвольте им говорить. Вы можете пригласить родителей на небольшое шоу. Игра «Король»: наполните дно небольшого надувного бассейна разными игрушками. Маленькие и большие. Пусть дети выберут царя, который даст ребенку задание найти определенную игрушку. Игра заканчивается, когда каждый ребенок пробует себя в роли детектива. Дружба победила. Приложение является неотъемлемой частью мотивации пальцев. Предложите проявить свою фантазию и пусть все дети сделают поделку на большом ватмане. Помогите им распределить роли. Так что ссор между детьми не будет.

игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе

Любая игра принесет ребенку радость, удовольствие и фантазию.

Картотека игр по сенсорному развитию в детском саду

ребенку важно научиться понимать, что даже предметы одинаковой формы и цвета могут отличаться друг от друга по текстуре и не быть похожими на прикосновение. Этого можно достичь, используя пластилин, соленое тесто, войлок, войлочную шерсть, различные пуговицы, бусинки, палочки и различные материалы для упражнений.

Примечание! Игра со свободными игрушками, работа с разными типами бумаги, игра со шнурками отлично вписывается в программу сенсорного развития.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен диагностировать развитие мелкой моторики воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мышцы рук. Выполняются упражнения, при которых ребенок должен удерживать пальцы в определенном положении на счет до 10.
  • Динамические нагрузки. Задания выдаются ножницами и на равномерном отрывке бумаги (проверяется слаженная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определять по касанию форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластик, дерево.
  • Величина мышечного тонуса в руках. Упражнение на сжатие предмета двумя или одной рукой можно сжимать ладонью учителя.
  • Умение координировать движения рук. Продев нить через игольное ушко, упражнение для быстрой смены двух статичных положений рук (кулак — ребро).
  • Щипковая работа рук. Он анализирует, как ребенок держит ручку, в какой руке, когда пишет; Можно потереть комок соли кончиками пальцев.

Детей рассаживают за стол, перед ними делают аппликации геометрических фигур

Чтобы правильно определить уровень развития ребенка, важно проводить диагностику в комфортных для детей условиях

Все диагностические упражнения дети выполняют после показа учителем. Рекомендуется записывать информацию в непринужденной обстановке, создавая игровые ситуации.

Как применить моторику на улице?

Общение с детьми должно быть направлено на их развитие. Если взрослые находятся на улице с ребенком, необходимо развивать не только логику и воображение, но и мелкую моторику. Попросите ребенка собрать букет цветов.

игры на развитие мелкой моторики

Возьмите палку и нарисуйте вместе с ребенком на песке или на земле. Даже когда они кормят птиц, у малышей развивается мелкая моторика. Заставьте их чаще размять хлеб. Младенца нужно развивать каждую минуту. Неважно, где вы находитесь, дома или на улице. Пока рядом находится ребенок, взрослый не должен думать о себе и мечтать посидеть на скамейке, чтобы отдохнуть.

Дидактические игры на сенсорику и моторику

Производители предлагают большой выбор товаров, которые можно отнести к группе развивающих игрушек и использовать в обучающих играх и активностях.

Учебный игровой материал имеет множество направлений, одно из которых — развитие мелкой моторики ребенка. Определив возрастные задачи учеников, с его помощью можно более эффективно достичь поставленных целей без лишнего стресса и переутомления для ребенка.

Мозаика

Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе

Дети развивают базовый язык от одного года до шести лет. С каждым месяцем их словарный запас пополняется все больше и больше. Чтобы он лучше говорил, в первую очередь необходимо обратить внимание на мелкую моторику пальцев рук. Детей в возрасте 2-3 лет уже можно научить лепить. Давать пластилин все же не рекомендуется, но сделать его из муки можно и дома, и в детском саду. Это совершенно безопасно для малыша. На стакан муки нам понадобится полстакана воды и соль. Все тщательно перемешать. Тесто получится очень соленым, при всем желании ребенок его не съест. Моделирование очень хорошо помогает развивать мелкую моторику рук и воображение ребенка. Из пластилина или теста можно скатать кружочки, овал, создать простые фигурки с мелкими деталями. В продаже есть пальчиковые краски, совершенно безопасные для малыша. Однако стоят они недешево. Те, у кого нет возможности их купить, могут подарить ребенку прищепку, так пальчики будут задействованы и развиты.

игры на развитие мелкой моторики

В каждом доме есть старая коробка с конфетами, которую ребенок будет открывать и закрывать много раз. Это тоже очень полезно для пальцев. Предложите детям большую мозаичную игру для развития мелкой моторики во второй младшей группе. Из него можно складывать простые фигурки. Ребенок не только выучит цвета, но и разовьет мелкую моторику. На сухой стол ребенку насыпьте манную крупу или муку, пусть рисует, это занятие развивающее и увлекательное. Сегодня в продаже есть замечательные музыкальные копилки в виде плюшевых игрушек. В нее ребенок может складывать центы. Благодаря музыке ребенок будет в хорошем настроении и с удовольствием будет играть монетками. Копилку покупать не нужно, можно только подарить ребенку коробку или гроб примерно 10 * 10см. Предлагаем поиграть большой пуговицей и шнурком, пусть веревка воткнется в дырочки, плетя ее. Если он не может, взрослые всегда придут на помощь. Необходимо помнить о безопасности ребенка, поэтому во время таких игр нельзя оставлять его одного.

Делаем поделки для развития мелкой моторики

Не всегда взрослым удается купить игрушки для развития ребенка. Нет времени делать покупки или финансы не позволяют, это не беда. Вы можете сделать с ребенком игры на мелкую моторику своими руками. Возьмите воздушные шары, наполните их хлопьями или макаронами, немного надуйте и хорошенько завяжите. На них можно фломастером нарисовать забавные смайлы. Приготовьте старую пластиковую банку, пробейте несколько отверстий и дайте ребенку положить в нее все, что он хочет. Сделайте с ребенком новогодний венок. Нарежьте полоски цветной бумаги и склейте их вместе с ребенком. Это занятие также можно проводить в детском саду с группой детей.

взрослым полезно проводить с детьми как можно больше времени. Такие игры помогут понять и стать ближе.

игры на развитие мелкой моторики

Оцените статью
Блог про развитие детей