Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ
Автор теста — психолог Джон Ломпен.
Этот тест часто проводят школьные психологи для диагностики учащихся. Думаю, родителям тоже полезно пройти этот тест со своими детьми.
Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько ребенок адекватно воспринимает себя в обществе.
Как проверить:
- Предложите ребенку посмотреть на картинку. 21 человек и дерево наверху. У каждого свое занятие, каждый находится в разных местах, имеет определенное настроение.
- Затем попросите раскрасить изображение.
- Предложите ребенку нарисовать красным карандашом человека, который напоминает ему о себе, его настроении и положении в школе или с друзьями.
- А зеленый — это тот человек, которым она хотела бы быть и на месте которого хотела бы оказаться.
- Оцените, по положению какого человечка ребенок отождествляет свое настоящее и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Или вы можете использовать цветную версию.
Тестовый ключ:
п. 1, 3, 6, 7 — установка для преодоления препятствий
нет. 2, 11, 12, 18, 19 — настроение к общению, дружеская поддержка
п. 4 — стабильность ситуации (стремление к успеху без преодоления трудностей)
п. 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
п. 8 — отрешенность от учебного процесса, уход на себя
# 9 — мотивация для развлечения
нет. 10, 15 — состояние комфортное, посадка нормальная
п. 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревога
п. 14 — состояние кризиса, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают, как позиция мужчины несёт мужчину № 17 — они склонны видеть в ней человека, которого поддерживают и обнимают другие
нет. 17 — неумение самостоятельно справляться с возникающими проблемами
нет. 20 — завышенная самооценка и отношение к лидерству
Как поддержать самооценку, если она занижена
- Мы начинаем хвалить, поддерживать, поощрять и одобрять — родители теперь часто боятся этого делать. Но хвалить нужно не самого ребенка, а то, что он сделал: в каждом рисунке он находит интересные вещи, результаты в каждом действии. И лучшая поддержка — это простые слова «Я верю, что ты справишься», «Я уверен, что ты справишься».
- Перестанем критиковать. Не совсем, но конкретно этого ребенка. Критику его действий можно было оставить. Но за критику нельзя забыть пять раз похвалить ребенка.
- Избавляемся от надписей: «Ой, ну мой такой корявый, он всегда все мажет и ходит!», «Дочка, ну что ты такая плаксивая!» Исключаем из разговоров нытиков, упрямых жоп, медсестер.
- Снимаем завышенные ожидания. Что ты там хотел? Чемпион мира по плаванию? Танцовщица Большого театра? Умение читать с четырехлетнего возраста? Мы выдыхаем и радуемся, как наш малыш чудесным, удивительным и высокохудожественным способом ест песок в песочнице.
- Мы наблюдаем и показываем, что с младенцем все в порядке, за исключением того, что он ест песок. Это может быть катание на самокате, сборка лего, плетение мячей. И сейчас мы его активно развиваем: берем пробежку, отдаем в клуб дизайнеров Lego, шарики стараемся продавать в Инстаграм. Итак, мы показываем ребенку, что мы верим в него, что то, что он делает и в чем он преуспевает, интересно.
- Даем инструкции. Их много, но мало: по дому, по дому, по силам и настроению. Обычно дети этого возраста очень любят взрослые дела: выбрасывать мусор, нарезать овощи, мыть полы, починить стул, закрутить винт отверткой. Каждый раз, когда мы говорим спасибо, мы хвалим, вечером громче рассказываем папе о том, что Бог подарил тебе золотого ребенка.
Тест «Смешные человечки»
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены забавные люди, сидящие на дереве, попросите показать ему, где он, его друзья, родственники. Чем выше ребенок стоит на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он ставит других, тем лучше он относится к ним и тем важнее они в его глазах.
Тест КАКОЙ Я?
Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.
Для теста нужно спросить ребенка, как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным чертам личности.
п / пн | Оценка качества
личность |
Устные оценки | |||
да | нет | иногда | я не знаю | ||
1 | Хороший | ||||
2 | Парень | ||||
3 | Разумный | ||||
4 | Осторожно | ||||
5 | Покорный | ||||
6 | Осторожно | ||||
7 | Образованный | ||||
восемь | Умелый (способный) | ||||
девять | Трудоемкий | ||||
10 | Справедливый |
Обработка результатов:
Ответы «да» приносят 1 балл, ответы «нет» — 0 баллов, ответы «не знаю» или «иногда» — 0,5 балла. Уровень самооценки определяется суммой баллов, полученных ребенком по всем личностным качествам.
Тестовый ключ:
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
По возрастной норме самооценка дошкольников и младших школьников в целом достаточно высока. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если вместе с ответами «да» на все вопросы ребенок заявляет, что он «всегда послушен», «всегда честен», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив реакцию ребенка по этой шкале с ответами родителей о ребенке на те же черты личности.